Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей 3-4 лет "Моя семья".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Данная деятельность направлена на формирование у детей младшего дошкольного возраста  первоначальных представлений о родственных отношениях в семье, 

стремлению быть полноправными членами семьи и иметь свои обязанности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhigulova_e.v._ood_moya_semya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Жигулова Елена Викторовна        

                                                МБДОУ – детский сад № 27 «Сказка»

                                               Муниципального образования г.Саяногорск.

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей 3–4 лет

Тема «Моя семья»

                                        

Цель: Создание условий для формирования у детей понятия «Семья».

Задачи:

1. Закрепить первоначальные представления о родственных отношениях в семье.

2. Развивать у детей стремление быть полноправным членом семьи и иметь свои обязанности.

3. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к близким людям;

развивать диалогическую форму речи.

4.Воспитывать чувство любви, внимания и заботы ко всем членам семьи.

 Методы и приемы:

Игровой: сюрпризный момент, дидактические, пальчиковые игры.

Словесный: беседа, вопросы, художественное слово, речевые ситуации общения.

Наглядный: показ иллюстраций, сюжетных картинок.

Материалы и оборудование:

Кукла Маша, дом Барби, картинки членов семьи, «волшебная коробочка с сердечками», макет дома с фотографиями семей живущих в нем, мольберт, указка, альбом с семейными фотографиями детей, муз.центр.

Предварительная работа:

Беседы на тему: « Я и моя семья», « Животные и их детеныши», «Как мы отдыхали всей семьей».

Речевые ситуации общения при рассматривании альбома с семейными фотографиями детей.

Ход НОД:

1.Орг. Момент:

Приветствие:  

В.:-   «Собрались все дети в круг.

        Я твой друг и ты мой друг.

        Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?».

 - Я – Елена Викторовна, а ты кто?

-Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Катюша, Илюша и т. д.).

В.:-  Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит…

Давайте-ка его рассмотрим, повторяйте за мной!

Пальчиковая игра «Дом».

У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)

У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)

У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак .)

Кто его открыть бы смог? ( Покрутили скрещенными в замок пальцами.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)/

В.:-  Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!

(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша.)

Здравствуй, Маша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?

МашаЗдравствуйте, ребята, я живу в этом доме со своей семьей: с мамой,

папой, бабушкой и дедушкой.

Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, вместе весело

проводим время: гуляем в парке, ходим в кино, в цирк, в зоопарк, в гости.

II. Основная часть:

В.:-  Ребята, а есть ли у вас семья?

-  Маша, присаживайся на стульчик, мы с ребятами тебе сегодня расскажем и

покажем много интересного!

Дети, ответьте на вопрос: может ли ребенок жить один? (Нет).

В.:-  Приготовьте-ка свои пальчики! Давайте покажем Маше, что у вас тоже

есть дружная семья, как и у пальчиков.

Пальчиковая игра «Семья».

    Этот пальчик дедушка,

    Этот пальчик бабушка,

    Этот пальчик папочка,

    Этот пальчик мамочка,

    Этот пальчик я,

    Вот и вся моя семья!

Семья у нас крепкая, дружная!

В.:-   Видишь, Маша у наших детей тоже есть семья!

- А еще, Маша, мы с детьми в саду строили разные дома из конструктора и

решили своими руками построить еще вот такой красивый дом, …( В. берет куклу и подносит к самодельному дому.)

Поселили семьи в нем: семью Насти и Полины,

Семью Сони и Алины,

Семьи всех наших детей расселили мы в квартиры».

И теперь этот домик напоминает детям их родной дом, в котором они

живут со своей семьей!

В.:-   Сейчас я прочту стихотворение, а вы, ребята, подскажете Маше,

о ком оно:

Кто вас будит по утрам,

Кто любовью согревает,

Все на свете успевает,

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В мире нет её родней,

Справедливей и добрей.

Это кто, скажите прямо?

Ну, конечно, это… (Мама).

В.: -   Правильно, угадали! (В. выкладывает на мольберт картинку мамы.)

Вы любите свою маму? (Да).

- Ребята, посмотрите: у меня есть волшебная коробочка.

- Давайте наполним ее ласковыми словами для мамы.

- Я открою коробочку: ваши слова будут долетать и наполнять её.

Игровое упражнение « Мама какая?»

Наводящие вопросы воспитателя:

В.:-   Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая? (Ласковая, добрая, милая, нежная).

- Когда мама модно одевается, какая она? ( Красивая).

- Когда мама улыбается, смеётся, какая она? (Весёлая).

-  А если вы маму любите, то она какая? (Любимая).

- Когда мама заботится о вас, какая она? (Заботливая).

-  Если мама занимается хозяйством, делает много домашних дел, какая она? (Трудолюбивая, хозяйственная).

В.:-   Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебную коробочку.

А пока мы её закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

- Ребята, мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел.

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Что умеет делать мама». Я буду

показывать вам картинки, а вы - угадывать, что на них видите и изображать

это движением.

Игра-имитация « Что умеет делать мама».

-Мыть посуду.

-Варить суп, компот.

-Стирать.

-Мыть полы.

-Гладить.

-Шить.

В.:-   Ребята, сколько же много у мамы домашних дел…

А теперь давайте вспомним игру про сороку:

Пальчиковая игра « Сорока».

Сорока, сорока,
Где была?
Далеко.
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Дрова не рубил,
Воду не носил.
Не будет тебе кашки!

В.:-   Почему сорока всем своим деткам дала каши, а одному не дала? (Он маме не помогал).

- Правильно ли он поступил? ( Нет).

- Ребята, а вы помогаете маме?

- Молодцы! Я за вас очень рада!

- А давайте, ребята, покажем и нашим гостям, как мы помогаем мамам.

- Покажем? (Да!).

Песенка-инсценировка «Мамины помощники» ( сл. и муз. Набоковой Е.И.)

Маме станем помогать:

Будем мы белье стирать.

Раз-два-три,

Раз-два-три,

Постираем, посмотри!

Чистенькой воды нальем,

Полоскать белье начнем.

Раз-два-три,

Раз-два-три,

Поласкаем, посмотри!

Чтоб белье сушить начать,

Надо хорошо отжать.

Раз-два-три,

Раз-два-три,

Отжимаем, посмотри!

Потянулись высоко,

Все повесим мы легко.

Раз-два-три,

Раз-два-три,

Как белье висит, смотри.

Мы стирали, мы стирали,

Наши рученьки устали.

Раз-два-три,

Раз-два-три,

Сядем рядом, посидим,

Друг на друга поглядим!

Уфф!( вытирают лоб).

В.:-   Я  прочту еще одно стихотворение, а ребята должны будут подсказать кукле Маше, о ком оно:

Может он в футбол играть,

Может книжку вам читать,

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить

Может прокатить тебя

Вместо быстрого коня

Для тебя всегда герой,

Самый лучший….(папа) мой.

- Молодцы! Отгадали! (В. выставляет на мольберт картинку папы.)

- Ребята, вы папу любите? (Да)

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что умеет делать папа!» Я буду

показывать вам картинки, а вы будете угадывать, что на них видите, и

изображать это движением.

Игра – имитация «Что умеет делать папа?»

 Пилить – джик-джик;

    Дрова рубить – руки в замке, махи руками;

    Пылесосить – у-у-у;

    Забивать гвозди – тук-тук;

     Накачивать насосом колеса – ш-ш-ш;

     Водить машину – имитация руками поворота руля.

В.:-   Думаю, что наши мальчики помогают папам делать мужские дела!

- А теперь давайте откроем нашу волшебную коробочку и соберем в нее

ласковые слова для папы.

Игровое упражнение « Папа какой?»

Д: Ответы детей.

В: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали. Давайте

теперь коробочку нашу закроем, она нам ещё пригодится.

Игровое упражнение «Кому что подходит».

(В обруче лежат разные предметы: мальчики должны выбрать те из них, которые больше подходят папе, и положить их в синюю корзину, а девочки те, которые больше подходят маме, и положить их в красную корзину).

В.:-   Теперь давайте проверим и назовем предметы, которые вы выбрали для папы ( мамы).

В.:-    еще одно стихотворение, а вы подскажете Маше, кто еще есть в ваших семьях:

Семья – это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

В семье все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает!

-  Ребята, кто же самые младшие в семье? (Это братья и сестры).

-  Правильно! Как должны жить друг с другом братья и сестры? (Они должны жить дружно: не ссорится, не драться, помогать и защищать друг друга, делиться игрушками, сладостями).

- Ребята, а кто самые старшие в семье? (Бабушки и дедушки).

- Ребята, раз бабушки и дедушки самые старшие в семье, как вы должны относиться к ним? (Заботиться, помогать, не огорчать, учиться у них, ведь они живут на свете долго, а значит много знают и умеют)

.

Игровое упражнение «Радость или огорчение».

В.:-    Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или

огорчать ваших родных. Сейчас мы с вами поиграем. Встаньте рядом со

своими стульчиками. (Дети встают рядом со стульчиками).

-  Я буду называть поступок: если этот поступок порадует ваших близких - вы

хлопаете в ладоши, если огорчит – топаете.

  • Разбросали по комнате все игрушки;
  • Помогли маме помыть посуду;
  • Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;
  • Помогли дедушке найти его очки;
  • Всегда говорите своим родным « спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
  • Помогали бабушке печь пирожки;
  • Покормили собаку или кошку;
  • Убегали от взрослых;
  • Научились сами одеваться, без помощи взрослых;
  • Защищали братика или сестричку от хулигана.

В.:-    Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!

3. Итог занятия:

Маша:-  Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, я рада, что у каждого из вас

тоже есть свой дом и крепкая, дружная семья! А теперь мне пора домой,

ведь в гостях хорошо, а дома лучше, дома ждет меня моя семья! До свидания!

В.: - До свидания, Маша, приходи к нам еще в гости, дети тебе покажут альбом с

семейными фотографиями, который,  у нас находится в книжном уголке, и

расскажут еще много интересного о своей семье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Здоровое питание – здоровая жизнь"

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе компенсирующей направленности....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе Тема: «Моя малая Родина»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Моя милая Родина"...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора и патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Моя семья»

Цель: Воспитывать семейные, духовно-нравственные ценности.Задачи: Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; знание детьми ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей средней группы «Родные просторы»

12 апреля в нашем ДОУ прошло РМО. Занятие "Родные просторы" было подготовлено и проведено именно для РМО. Поставили высокие баллы. 24 июля 2016 года опубликовала на всероссийском сайте для педагога....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей II младшей группы "Моя семья".

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в фо...

Конспект организованно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе Тема: « Дети и дорога»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста...