НОД "Природные явления", подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Веретенникова Наталья Владимировна

Как связаны между собой природные явления и эмоции? Поробуем разобраться вместе с учёным и детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon НОД Природные явления15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

непосредственно образовательной деятельности

ОО «Познавательное развитие»

Подготовительная группа

Тема «Природные явления»

Программное содержание:

1. Помочь детям осознать, какие чувства и настроение вызывает та или иная погода. Развивать коммуникативные навыки детей через чувство эмоциональной отзывчивости.

2. Закрепить знание детей о карте, глобусе, странах.

3. Расширить представления детей о явлениях природы (туман, роса, иней), присутствие воды в природе.

4. Развивать сообразительность, интерес, внимание, память детей.

5. Обогащать словарный запас детей.

6. Закреплять умение детей подбирать определения к заданным словам.

7. Развивать творческое воображение.

Предварительная работа: чтение экологических сказок: «Пар изо рта», «Туман», «Мороз», «Иней», «Снег».

Материал: телевизор, ноутбук, картинки с изображением дождя, инея, ливня, росы; картинки с изображением дождя для игры «Хорошо-плохо»; карточки «Дорисовывание фигур» (на каждого ребёнка), маркеры (на каждого ребёнка), смайлики на магнитах,

Ход занятия.

(Воспитатель обращает внимание детей на глобус):

- Ребята, как называется этот предмет?

Дети:

- Глобус.

Воспитатель:  

- А что такое глобус?  

Дети отвечают:

- Модель земли...

(На экране появляется учёный).

Воспитатель:  

- А вот и наш учёный! Как вы думаете, о чём он нам сегодня расскажет?

Ответы детей:

- О глобусе...

Воспитатель:  

- Учёный, дай нам какую-либо подсказку. Интересно, что хочет нам сказать учёный?

Ответы детей:

- О грозе, смайликах...

Воспитатель:

- Подведём итог. Гроза - это природное явление , смайлики - это эмоции.  Как же они могут быть связаны? Попробуем разобраться.

Воспитатель:  

- Ну что, учёный, куда сегодня мы отправимся?

(Появляется картинка чумы, снег, Арктика).

- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали?

Ответы детей:

- Север....

Воспитатель:  

- Ребята, конечно, мы попали туда, где всегда снег и морозы - Крайний Север. Какое природное явление здесь мы можем наблюдать?

Ответы детей:

- Снег, яркие облака, лёд...

Воспитатель:

- Смотрите, учёный нам подсказывает, о каком природном явлении он хочет поговорить. Что это?

Ответы детей:

- Иней.

Воспитатель:

- Да, это иней. Я что такое иней?

Ответы детей:

- Это снег....

Воспитатель:

Иней - это тонкий слой искрящихся кристалликов. Он появляется, когда встречается холодный и тёплый воздух. Простой пример, когда мы дышим, у нас изо рта появляется пар - тёплый воздух, который соприкасается с холодным, в данном случае морозом, и превращается в кристаллики, которые покрывают брови, ресницы, волосы.

- Ребята, представьте, выходите вы на улицу, а все деревья покрыты инеем! Какие эмоции вы испытаете, что почувствуете? (Опросить всех детей!)

Ответы детей:

- Восхищение, радость, восторг, умиление, нежность, ликование...

Воспитатель:

- А в какое время года можно увидеть иней у нас?

Ответы детей:

- Зимой.

Воспитатель: (Речевая игра: «Какой?Какая?»)

- Зима (какая?) - (холодная, морозная, снежная, вьюжная, суровая).

- Снег (какой?) - (мокрый, холодный, белый, пушистый, серебристый, хрустящий, рыхлый).

- Снежинка (какая?) - (красивая, лёгкая, хрупкая, воздушная, нежная, маленькая, узорчатая).

- Сосулька (какая?) - (ледяная, хрупкая, холодная, крепкая, блестящая).

Воспитатель: 

- Ребята, учёный нас зовёт дальше. (Картинка тропики).

Воспитатель:

- Интересно, куда мы сейчас попали?

Ответы детей:

- Пальмы....

Воспитатель: (подводит итог)

- Да, ребята, мы попали в тропики, где бывает одно из ярких природных явлений - тропический ливень.

- А кто знает, что такое тропический ливень?

Ответы детей:

- Сильный дождь...

Воспитатель:

- Тропический ливень - это очень сильный дождь с ветром и грозой.

Воспитатель:

- Ребята, смотрите дождик пошёл. Надеваем резиновые сапоги!

Поутру надел на ножки
Дождь хрустальные сапожки.
Где наступит сапожок —
Там раскроется цветок.
От дождя травинки
Распрямляют спинки.

- Ребята, а как вы считаете, дождь, как природное явление, - это хорошо или плохо?

Ответы детей:

- Хорошо... Плохо....

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами разберёмся. Посмотрите внимательно на картинки. Здесь везде - дождь. Возьмите по одной картинке и расскажите, на вашей картинке дождь это хорошо или плохо?

 

(Воспитатель подходит к доске и показывает на смайлики: "Дождь - это хорошо, потому что...", "Дождь - это плохо, потому что...").

(...Когда ты прыгаешь по лужам, какие эмоции испытываешь?....Когда идёт дождь и нельзя гулять, какие эмоции ты испытываешь?)

- Давайте сделаем вывод: дождь это хорошо или плохо?

Воспитатель:

- Ну что ж, продолжим наше путешествие? Раскручивай глобус, наш учёный гид.

(Слайд - Англия).

Воспитатель: 

- Куда мы попали на этот раз?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Мы, ребята, в Англии. А как вы думаете, почему наш ученый решил отправить нас в Англию?

Ответы детей.

(Слайд - туман).

Воспитатель: А вы знаете, как называется явление природы, которое вы видите на экране?

Ответы детей.

Воспитатель: Это туман. А Англия – это страна туманов. Ее еще называют Туманным Альбионом. Что же такое туман?

Ответы детей.

Воспитатель: Туман – это тоже вода и состоит он из крохотных капелек воды. Он часто образуется по берегам рек, в низинах, на полях и лугах. Это атмосферное явление делает воздух менее прозрачным, мутным и  предметы становятся плохо видимыми. А когда солнышко пригреет землю, туман рассеивается и превращается в пар. А у нас в России бывают туманы?

Ответы детей.

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что спряталось в тумане». Вам нужно будет подумать и дорисовать предмет,  который спрятался в тумане, что это может быть?

(По ходу воспитатель комментирует уведенное, но НЕ ПОМОГАЕТ!)

Воспитатель:

- Ну что, готовы путешествовать дальше?

- Ребята, посмотрите, мы практически у себя дома, в России.

- Что это за природное явление?

Ответы детей:

- Роса.

Воспитатель:

- Откуда же берутся эти капли воды ранним утром?

Ответы детей.

Воспитатель: 

- Роса - близкая родственница туманов!

Она выпадает вечером и потом всю ночь лежит на траве, камнях, листьях. Появляется роса, потому что в течение дня земля нагревается, а вечером охлаждается, охлаждается и воздух! Невидимые частички воды конденсируются в таком воздухе, и водяные капельки оседают на траву, листья, камни. Но как только воздух потеплеет, роса испаряется.

- Ребята, я рекомендую вам дома  ОБЯЗАТЕЛЬНО вместе с мамой провести такой эксперимент. Вскипятить воду в чайнике и когда из носика начнет выходить пар, поднести охлажденную крышку от кастрюли. И на ее поверхности появятся капельки воды, похожие на росу. Повторяю, кипяток опасен и проводить такой опыт только со взрослыми!

Так что же такое роса?

Ответы детей.

Воспитатель: 

- Ну что, учёный, что ты нам скажешь?

(Снова картинка первого слайда с природой и эмоциями).

- Интересно, что же всё-таки хочет нам сказать учёный? Природы и эмоции человека связаны между собой?

(Показываю на картинки на доске):

- Давайте повторим природные явления, которые мы сегодня встретили.

Ответы детей.

- Иней, дождь, туман, роса.

Воспитатель: 

- А какое явление природы вызвало у вас больше всего положительных эмоций? Возьмите по одному смайлику и прикрепите под эти явлением природы.

- А что не понравилось? Вызвало отрицательные эмоции? Прикрепите под этим явлением природы отрицательный смайлик.

Воспитатель: 

- Больше всего положительных эмоций вызвал... туман (дождь). А если кто-то не любит туман (или дождь), как поменять плохую, отрицательную эмоцию на хорошую? Что надо сделать?

Ответы детей.

- Постараться найти в этом явлении что-то хорошее.

Воспитатель: 

- Ребята, у природы нет плохой погоды. Я вам желаю при любой погоде испытывать только положительные эмоции: радоваться, восхищаться, любоваться - любым природным явлением.

А наше путешествие подошло к концу. И мы все - большие мо (лодцы!)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Природа окружает ребёнка с ранних лет, это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания приро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе на тему: «Явления природы»

Образовательная область: «Физическая культура».Инструктор по физической культуре: Антонова Е.И.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, здоровье.Формы организации:...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство со свойствами воды, целостные представления о воде как о природном явлении»

Цель: Создать целостные представление о воде как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная). Воспитывать бережное отношение к воде....

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Природные явления»

Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Природные явления» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезе...

Презентация на тему: "Необычные природные явления" подготовительная группа

В презентации размещены фото необычных природных явлений....