"Вода", "Магнит"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Терво Анна Ивановна

Опытно-экспериментальная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОПЫТЫ, НОД34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в средней группе на тему: «Волшебная вода» и «Магнит»

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы).

Задачи:

Образовательные:

  • формирование у детей представлений о свойствах воды;
  • уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие диалогической речи у детей;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

  • формирование познавательного интереса, активности, любознательности;

доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.

Предварительная работа: просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде», чтение  стихов и пословиц о воде.

Материал и оборудование:

Незнайка ( фартуки с нарукавниками на каждого ребенка, плоская игрушка из картона, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки,  кружки и тарелки из детской посуды на каждого ребенка, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, капельки на каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг. Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды).

Дети. Воды.

Воспитатель. Правильно. Скажите, зачем нам нужна вода?

Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы. А кому еще нужна вода?

Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.

Воспитатель:- Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка и принес в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Незнайка не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?

Дети. Да!

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение засыхает, погибает.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?

Дети. Полить растение.

Воспитатель. Правильно, растение нужно полить. Давайте, девочки польют растение. (Дети поливают из лейки комнатное растение).

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Незнайке и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, я предлагаю вам, отправится  в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты. (звучит волшебная музыка)

Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (одевать фартуки и нарукавники )

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Воспитатель: А сейчас закрыли глаза и повторяем вместе со мной

1,2,3 волшебство скорей прийди!  ( воспитатель одевает халат и очки с колпаком волшебника)

Основная часть:

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. (На спинке каждого стула висит фартук и нарукавники, помогает одевать пом.воспитателя). И наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.

- Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Воспитатель: Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «У воды нет вкуса»

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети. У нее нет вкуса.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар).

Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус. Какая вода стала на вкус?

Дети. Вода стала сладкая.

Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?

Дети. Сахар.

Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды.  

Молодцы. Значит, сделаем вывод –  у воды нет вкуса.

Воспитатель: Ребята, а если мы с вами положим в воду соль, какая вода станет на вкус?

Дети: Соленая

Опыт № 2 «У воды нет запаха».

Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?

Дети. Да!

Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.

Воспитатель. Скажите, вода имеет запах?

Дети. Нет. Вода не имеет запаха.

Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?

Дети. Вода пахнет лимоном.

Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?

Дети. Сок лимона растворился.

Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде, и вода приобрела запах

Опыт № 3 «Вода прозрачная»

Воспитатель. Ребята, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А камни видны в воде?

Дети. Да, мы их видим.

Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети. Потому что вода прозрачная.

Воспитатель. Правильно, вывод - вода прозрачная. Молодцы.

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).

Надо, надо нам помыться, где тут чистая водица?

Кран откроем ш-ш, руки моем с-с

Щеки моем, шейку трем и водичкой обольем.

Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.

Опыт № 4 «Вода растворитель».

Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску любую  и опустите в воду. Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет.

Воспитатель. Каким цветом стала вода?

Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.

Воспитатель. Почему вода стала красной, желтой, синей?

Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.

Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней  

растворилась. Молодцы.

Опыт № 5 «Вода не имеет формы».

Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат, тарелочки  и кружечки предлагаю налить    

из стакана по немного воды в эти предметы. Есть ли форма у воды?

Дети: Нет

Воспитатель: Что произошло с водой? (дети делают самостоятельно вывод)

Воспитатель: Принимает форму той емкости, в которую  налита вода, то есть может легко менять форму. Вывод -  Вода не имеет формы.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку.

В тепле он был водой.

В мороз  в прозрачный превратился мост.

Дети: Лед

Воспитатель: Правильно, это лед. (воспитатель вносит чашу со льдинками, в которых заморожены бусинки).

Воспитатель: Ребята, вчера вечером я уронила, в лужу браслет и он порвался, бусинки рассыпались.  Ночью мороз сковал лужу, вода превратилась в лед. Помогите мне их достать изо льда!  Как это можно сделать?

Дети: опустить лед в теплую  воду, поставить  чашку с кусочками льдинок  на    батарею.

(Воспитатель помогает сделать выводы: дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду).

Опыт № 6 «Таянье льда в воде»

Воспитатель: А мы с вами положим все льдинки в чашку с теплой водой и посмотрим, что произойдет с льдинками.

Воспитатель: Ребята, что случилось со льдом. В каких условиях лед растаял быстрее?

Дети: Превратился в воду. (Вывод делают дети: лед быстрее растаял в горячей воде.)

Воспитатель: Спасибо ребята, все мои бусинки можно снова собрать на нитку в браслет! Вы смогли мне их вернуть!  Ребята, вам понравилось быть волшебниками?

Дети. Да!

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Незнайке.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты.

Воспитатель. Что это были за опыты?

Дети. Опыты с водой.

Воспитатель. Что вы узнали из опытов?

Дети. Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.

Воспитатель: Молодцы. Ну что Незнайка, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Незнайка внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить  талисманы  в форме волшебной капельки, потому что вода  действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Дети. Да!

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Незнайка, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Незнайка вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Незнайке. До свидания! До новых встреч!

        Конспект занятия по экспериментированию в средней группе на тему : «Волшебная лаборатория»

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-

коммуникативное развитие.

Цель: Знакомство со свойствами магнита.

Задачи:

1. Формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать.

2. Учить отделять магнетические предметы, от не магнетических, используя магнит.

3. Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты.

4. Развивать познавательный интерес у детей.

5. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление).

6. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам,воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с магнитом, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развитие речи: обогащать словарный запас детей. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный).

Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Материал и оборудование: магниты на каждого, скрепки, гвозди, тарелочки на каждого ребёнка. Деревянные, пластмассовые, железные, резиновые, бумажные, маленькие игрушки. По две корзинки на каждый стол. Плотный лист бумаги. Стаканы с водой, высокий прозрачный кувшин с водой. Нить.

Конверт с письмом.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в группу, здороваются, встают в круг.

Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто- то письмо прислал, давайте

прочитаем его!

Ответы детей: Давайте!

Воспитатель: (открывает конверт, достаёт письмо, читает): «Иголочку из

колодца достанет тот, кто в лаборатории ответ найдёт».

Воспитатель: Ничего не понимаю. А вы, ребята? Хотите разобраться, что же

здесь происходит?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Что бы преодолеть любые трудности, нам с вами нужно стать

одной командой. Для этого возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи,

почувствуйте тепло товарища.

Давайте вместе скажем: «Команда, вперёд!»

Дети вместе: «Команда, вперёд!»

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в волшебную лабораторию!

(звучит музыка). (Воспитатель переодевается в волшебника).

Раз, два, три - волшебство скорей приди

Ребята, посмотрите, это волшебная лаборатория. И сегодня мы познакомимся с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.

Я вам сейчас загадаю загадку:

Он не маг и не волшебник, но очень знаменит:

Лишь завидев его, к нему гвоздь полетит,

Вмиг прилипнет к нему - тяжело оторвать!

Оторвёшь гвоздь, а он прилипает опять -

Вот такой притягательный этот …Магнит.

Воспитатель:

-Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Ребята, а как вы думаете, какие секреты хранит в себе магнит? (Свойства, что можем узнать - рассматривание магнита).

(ответы детей): Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь?

Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий?

Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?

Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные,

без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера

(большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче, они бывают

разной формы.

Ребята, а давайте поэкспериментируем с магнитом. Но сначала вспомним,

какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Воспитатель: Ребята, а как нам узнать какие предметы дружат с магнитом, а

какие нет? Что же нужно сделать? (ответы детей).

Опыт №1 Магнетические предметы из тарелочек.

Воспитатель: Ребята, скажите, какие предметы притянул магнит?

Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?

Дети: Они все из металла.

Воспитатель: Все предметы которые притянул магнит положите в пустую

корзинку. (кладут) Какие предметы мы положили в корзинку? (Которые

притянул магнит).

В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их

рассмотрим. (Рассматривают)

Воспитатель: Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?

Дети: магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу.

Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем?

Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель: Ой, кто это к нам идёт? (появляется Машенька).

Воспитатель: Здравствуй Машенька, что случилось? Почему ты такая грустная?

Машенька: Как же мне не печалиться. Потеряла я конверт, в котором ответ находился, как мне найти мою волшебную иголочку. Украла Баба Яга иголочку, и где – то спрятала. А без иголочки ни скатерть не вышить, ни платья не сшить. Что делать не знаю.

Воспитатель: Не печалься, Машенька, мы нашли конверт с письмом, вот он. (Машенька берёт конверт, читает письмо.)

Машенька: Но здесь не сказано, как достать мою иголочку из глубокого колодца с водой.

Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, как мы можем помочь Машеньке?

Ответы детей (вычерпать ведром воду достать, выкачать)

Воспитатель: Может нам магнит поможет?

Дети: (да, давайте попробуем)

Опыт №2 «Магнит и гайка в воде».

Воспитатель: Давайте проверим это. Бросьте в стакан с водой гайку, а потом с помощью магнита попробуйте достать её из воды. Ребята, как вам удалось достать гайку?

Дети: магнит её притянул.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?

Дети: Сохраняются. И в воде магнит притягивает предметы.

Машенька: Но колодец глубокий – не стакан, а магнит маленький, как же достать с его помощью иголочку со дна?

Опыт №3 «Удочка».

Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к магниту и опустить в колодец. Один из ребят проводит опыт на столе у воспитателя.

Машенька: Большое спасибо за помощь! А не хотите ли со мной поиграть, размяться? (разминка, музыка).

Машенька благодарит за помощь, уходит на поиски своей иголочки. (Дети прощаются с Машенькой).

Опыт № 4 «Достань скрепку из воды, не замочив рук и магнит».

Воспитатель: Ребята, а теперь новое задание, подумайте и скажите, как достать скрепку из стакана так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как же это сделать? Кто нам скажет? (попробовать приложить магнит к стеклу).

Дети: Магнит притягивает предметы и через стекло

Проводят опыт №4 «Танцующая скрепка».

Воспитатель: Я вам сейчас покажу фокус «Танцующая скрепка» (Скрепка на плотной бумаге, магнит под бумагой).

Воспитатель: Почему она пляшет?

Дети: Магнит притягивает.

Воспитатель: Не только через стекло, но и через дерево, воду, картон, магнит притягивает металлические предметы.

Воспитатель:

(Подведение итогов): Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня узнали в ходе экспериментов. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы, давайте себе похлопаем! Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями вы поделитесь, расскажите, что интересного узнали о магните, и других предметах. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный).

А теперь давайте попрощаемся с волшебной лабораторией и вернёмся в детский сад.

Раз, два, три - волшебство скорей приди!

Дети прощаются с гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная исследовательская деятельность с детьми старшего возраста"Магнит и магнетизм"

Познакомить детей с необычными свойствами магнита и явлением магнетизм, развивать познавательный интерес к опытам и эксперементам, развивать умение делать выводы,  размышлять....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНИК МАГНИТ"

ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЛЮБОГО СОРВАНЦА, А ЕСЛИ ОНА ЕЩЕ И ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАНА - ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ОГРОМНО! В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ ВЫ НАЙДЕТЕ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБ...

Магнит и его свойства

Мы считаем, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследовательской ак...

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками "Вода, воздух и магнит."

Дети при помощи экспериментальной деятельности, формируют представления о свойствах воздуха, воды и магнита....

Картотека игр и упражнений по поисково-исследовательской деятельности. (вода, воздух, песок, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)

Картотека игр и упражненийпо поисково-исследовательскойдеятельности.(вода, воздух, песок, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)...

Магнит-подарок для ветерана в технике "квиллинг" своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото. Магнит «9 Мая»

Описание: мастер-класс предназначен для дошкольников подготовительной группы, младших школьников, воспитателей детского сада и родителей.Назначение: подарок к празднику для ветеранов, на 9 м...