Конспект комплексного занятия по познавательно му развитию для детей 4-5 лет «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Незнанова Оксана Валерьевна

в ходе нод дети расширяют и закрепляют знания по познавательному развитию, в игровой форме закрепляют названия деревьев, упражняются в составлении из частей целого изображения и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_osenniy_les_nod.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного  занятия по познавательному развитию для детей 4-5 лет «Путешествие в осенний лес»

Цель:  расширить представления об изменениях в природе, в жизни диких животных  осенью.

Программные задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным, воспитывать интерес и любознательность.

Образовательные:

  • Расширять и уточнять знания детей о видах деревьев, о жизни диких животных осенью.
  • Сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях, их жизни в осенний период.
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
  • Совершенствовать грамматический строй речи,
  • Формировать интерес к поэтическому слову;
  • Формировать навыки мыслительной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, речевой слух детей;
  • Формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемной ситуации; развивать познавательный интерес детей, внимание, память, наблюдательность.

Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы и наблюдения, Д\и «Кто где живет», Д\и « С какого дерева листок».

Материалы и оборудование:  иллюстрации,  набор  разрезных картинок «Дикие животные» , декорации для леса (елочки,  клен, дуб), разноцветные листочки ,картинки  с изображением животных,  игрушка –  еж, игра «Рассели по домикам», на каждого ребенка стаканчики с водой,  заготовки листьев, краски- гуашь, кисточки, салфетки, компьютер, муз колонка.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
« Физическое развитие»

 Ход НОД:

1. Организационный момент.

 Дети: Входят, садятся на стулья.

ВоспитательЯ хочу сейчас загадать вам загадку - стихотворение:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь елочек и сосен

Узнали вы меня? Я ... (Осень)

В: Правильно, это осень. Ребята, а что мы знаем об осени? Какие осенние месяцы вы  знаете?

Д: сентябрь ,октябрь ,ноябрь.

В: А какие приметы осени вы можете назвать?

Д: Опадают листья, идут дожди, птицы улетают в теплые края  ,становится холодно…

В: Молодцы, правильно все назвали.

 

 Сюрпризный момент

Ребята сегодня к нам в детский сад попал необычный гость.

 Послушайте загадку:

Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосёнка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это...
(Ёжик)

В – ль:  Правильно  - это ежик.

Ежик искал листочки ,чтобы утеплить свой домик, да так увлекся, что   заблудился и оказался в  нашем детском саду. Он  очень испугался ,что даже забыл, где живет.

Дети: Еж живет  в лесу.

В - ль: Правильно еж  живет в лесу. Ну что же, ребятки, хотите помочь ежику попасть в лес?

Дети:  Да!

 В - ль: А как же мы туда доберемся? Ой, я знаю, знаю, мы полетим туда на самолете.

- Ребята, но прежде чем отправиться в путешествие осенний в лес, предлагаю подойти к знакам и вспомнить правила поведения в лесу.

В – ль:  показывает знаки: «Что этот знак обозначает?» (Дети отвечают).

- Молодцы, вы знаете как вести себя в лесу, чтобы не навредить природе.

- Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

 Физкультминутка «Самолет» (под музыку выполняют движения)

(Звучит музыка «Звуки леса», воспитатель читает стихотворение).

Здравствуй, лес!

Осенний лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

 Ты же видишь, мы свои.

2. Основная часть.

В- ль: Ежик. Вот, ты и дома. Как здесь красиво! А где же твой домик?

ЕЖ:  вот беда я забыл, как называется дерево, под которым мой домик.  Помогите мне  вспомнить названия деревьев и отыскать мое дерево. Я помню, что у него особенные листочки, похожи на мои колючки.

В – ль: дети поможем Ежику вспомнить названия деревьев.

Дети: Да.

В: Тогда слушайте загадки : Кто на даче у веранды

                                               Носит носиков гирлянды?

                                               В алых листьях ярок он.

                                                Отгадали? Это ( клен).

В: Правильно, листья у этого дерева похожи на разноцветные ладошки.

В: Он-могучий!

Крона- в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

Ранним утром кабаны.

- Кто узнал это дерево? (Дуб).

- А почему вы думаете, что это дуб? (У него толстый, могучий ствол).

Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой (елочки).

 В – ль: Как называется это дерево? (Ель).

 - Как вы узнали, что это ель? (У этого дерева вместо листьев – иголки).

Еж: вспомнил, дерево, под которым мой домик- ель. Осталось до него  добраться.

В - ль: Мы найдем его .Только вот  почему нет листьев  на деревьях. О почему все листья лежат на земле?

  Дети:  их сорвал ветер( явление называется листопад) , они опали.

В – ль: посмотрите, сколько листьев лежит на земле, какие они красивые, яркие, разноцветные.

В – ль:  Кто же их так раскрасил?

Дети:  (осень)

В – ль:  Правильно ребятки, это осень!

Предлагаю поиграть в игру:

Развивающая игра «С какого дерева листочек»

А теперь давайте попробуем узнать, с какого дерева листочек.

(Листья лежат на полу, дети определяют и подносят к дереву).

Вот здесь  деревья: это дерево дуб, это клен, а это дерево ель Вы сейчас должны найти листочки, и прикрепить к  дереву свой лист. Будьте внимательны!

В – ль: - Молодцы, ребята, все листочки  правильно прикрепили .Какие листочки на  деревьях?

На клене   -   кленовые листочки

На  дубе  -  дубовые листочки

У ели –   еловые ветки

В – ль : Ежик мы назвали тебе все деревья в твоем лесу.

ЕЖ: Спасибо.

В - ль: Ежик. А кто еще в лесу живет вместе с тобой?  Кто твои соседи?

Еж: Вы узнаете ,когда соберете картинки.

Игра «Собери картинку».

(Дети подходят к столу, им раздаются картинки, на которых изображены дикие животные ).

 Дети собирают картинки Диких животных -  разрезанные на части картинки 6 частей. ( Ребенок, собравший картинку, называет дикое  животное.)

(  лиса, заяц, медведь, волк, белка)

ЕЖ:  Молодцы , ребята, справились с заданием

ЕЖ: Дети скажите мне почему нас называют Дикими животными?

 Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду, сами себя лечат.

ЕЖ: Что происходит в жизни диких животных  осенью?                          

Дети: ( Меняют шкурки на теплые, делают запасы на зиму,  утепляют свои жилища).

В – ль: Ежик, а ребята знают, где живут твои соседи.

3. Прослушать рассказ «Кто где спит».
В - ль: Собрались однажды вечером на лесной поляне лесные звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик ( воспитатель на компьютере показывает животное в своем  жилище после того, как дети доскажут предложение).

Хитрая, рыжая лиса (в нору).
Серый, злой волк (в логово).
Неуклюжий, бурый медведь (в берлогу).
Пушистый, белый зайчик (под кустик).
Ловкая, проворная белка (в дупло).
(Дети помогают заканчивать предложения)

И все крепко уснули,
А утром их всех сорока разбудила.

В – ль: Ой, смотрите — елка. Кажется, там кто-то прячется.

Ну-ка угадаем, кто это –

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле. 
(Белка)

В - ль: Белка просит нас помочь ей разложить грибочки и  шишки в разные корзины .Поможем? Проводится игра « Помоги белке собрать запасы на зиму»

( Воспитатель делит детей на две подгруппы ,одна собирает шишки, другая грибы )

Молодцы, ребята! Белка очень довольна!

Еж :Ребята ,пока вы помогали белке, я нашел свой дом, здесь под елкой . Вот только беда, я совсем забыл ,что мне нужно было листья собрать, чтобы дом утеплить.

В: Не расстраивайся ежик , мы тебе столько красивых листочков подарим . Давайте ему поможем. Пройдём на волшебную полянку Ребята, какого цвета листья на деревьях осенью?

Д: Красные, желтые, оранжевые, зеленые.

В: Посмотрите как можно раскрасить листочек, чтобы он стал осенним.

 (дети подходят к столу ,воспитатель показывает способ изображения: раскрашивает лист желтой краской( краска разведена жидко),капает на него красную и синюю краску( с кисти),вместе с детьми удивляется тому, что, растекаясь, краски приобретают другие цвета и оттенки.

(Дети выполняют сами продуктивную деятельность под звуки музыки, воспитатель контролирует процесс, помогает.)

В: Молодцы, ребята! Теперь - то ежику будет в норке тепло всю зиму. А теперь нам нужно возвращаться домой, в детский сад.

Садитесь в самолет, полетели назад!( под музыку выполняют движения). Вот и снова мы в детском саду!

 Рефлексия.

Ребята, где мы с вами побывали? (В осеннем  лесу ).

Понравилось вам в лесу? Если понравилось,  то похлопайте в ладоши, нет- потопайте ногами.

Кого мы увидели в осеннем лесу? (деревья, белку).

А какие ещё животные живут в лесу ,которых мы не встретили? (волк, лиса, медведь, заяц). Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы - конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ»

Занятие по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД по познавательно-коммуникативному развитию для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"

Занятие помогает закрепить диких животных, вовлечь детей в театрализованную деятельность, побудить к импровизации, поднимет настроение, вызовет положительные эмоции....

Конспект открытого занятия по познавательно- речевому развитию для детей в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

1.Создать условия для расширения представления детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского.Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова 3.Развивать творческую инициативу, инт...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» (2019 г.)

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...

План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей 4-5 лет на тему: «Путешествие в деревню»

Данный конспект поможет сформировать у детей дошкольного возраста представления о домашних животных и их детенышах....