НОД по познавательно - исследовательской деятельности «Весенние заботы птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ожогина Алевтина Ивановна

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_zaboty_ptits.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по теме «Весенние заботы птиц» в подготовительной группе.

Цель: Формирование  представлений у  детей об изменении в жизни птиц с наступлением весны, о взаимосвязи живой и неживой природы.

Задачи:

 - обобщить знания детей о признаках весны;

-  закрепить знания о перелетных птицах, расширять и активизировать словарь;

- развивать внимание, память, мышление, творческое воображение;

- развивать интерес к жизни птиц.

- воспитывать доброе заботливое отношение к птицам, любовь ко всему живому.

 

Приемы:  групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок.

Материалы и оборудование: магнитофон, запись «Голоса птиц», картинки с изображением птиц: грач, аист, кукушка, соловей, ласточка, скворец.

Ход НОД:

Ребята, я приготовила для вас загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?...(весна) (картинка весна)

Воспитатель:  Да, ребята, это время года весна. А какая она весна?

Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

Воспитатель:   ребята, а вы  знаете, какие чудеса происходят весной?

Дети: Солнце светит ярко, небо голубое, тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы. (картинки)

Воспитатель: Да весна – пробуждение природы.

Ребята, посмотрите,  нам прислали письмо, давайте его откроем, и узнаем, что там написано:  «Приглашаем Вас в весенний лес».

 Ребята,  нас приглашают в весенний лес, а кто же нас туда приглашает?                  Подписи  то нет! (заглядываю в конверт).

Смотрите ребята там, что то лежит! ( Достает и показывает детям: следы птиц, перья, пух, веточки) Здесь следы…Кто же их оставил? Перья? Веточки… Как вы думаете, кто же нас пригласил? (ответы детей)

Вы  хотите узнать, как живут птицы весной?

Воспитатель: Отправимся в путешествие? А как мы попадем в весенний лес? (предположения детей).

Воспитатель: Я предлагаю так: закроем глаза и послушаем весеннюю капель. А капель непростая, волшебная. Она и приведет нас в весенний лес. (дети закрывают глаза, слушают капель) звучит фонограмма – капель.

- Открываем  глазки.  Вот мы и оказались в весеннем лесу (звучит аудиозапись «голоса птиц»- фонограмма).

Воспитатель: Мы с вами оказались правы, нас пригласили в лес птицы.

Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Дети: Радостное, веселое, доброе, нежное.

Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?

Дети: О том, как они любят свой родной дом, как красива  наша земля, как они спешили возвратиться домой,  и как  рады встрече с нами.

Воспитатель: Но самое главное – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях.  А где же птицы, которые пригласили нас в гости?

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Вдоль по полю мчится вскачь,

А зовётся птица … (Грач)

Воспитатель: Правильно грач. А что вы знаете о нём? 

Дети: он самый первый прилетает к нам.

Воспитатель: А как ещё называют грача?

Дети: Вестник весны.

Воспитатель: Правильно. А ещё говорят, что грач на своих крыльях весну приносит. Грач ходит по оттаявшему полю и кричит: «Крак! Всем червякам - враг!»

2. На шесте весёлый дом,

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец

Разноголосый он певец (Скворец)

Воспитатель: Что вы можете о нём сказать?

Дети: скворец может петь голосом любой птички. Он прилетает вслед за грачём.

3. Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Воспитатель: Аист - вьёт гнезда прямо на крышах домов.

4. В лесу на ветке она сидит,

Одно ку-ку она твердит.

Года нам всем считает,

Птенцов своих теряет. ( Кукушка)

Воспитатель: Конечно, это кукушка. А, что вы знаете про эту птицу ?

Дети: она подбрасывает своих птенцов в чужие гнёзда.

Но зато она питается крупными гусеницами, которых другие птицы проглотить не могут, тем самым очищает лес от вредителей.

5. Кто без нот и без свирели,

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? ( Соловей)

Воспитатель: А что вы знаете о соловье? (У них очень сложные и красивые трели.)

6. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Ласточка возвращается к нам самая последняя из перелётных птиц.

Уже давно люди приметили, что если эта птичка построила свое гнездо под крышей вашего дома, то это говорит о том, что ваша семья добрая, дружная, счастливая.

Если ласточка пролетает низко над землей, то скоро начнется дождь, а высокий полет птицы указывает на ясную и солнечную погоду.

Воспитатель: Итак, вот мы с вами, ребята, и вспомнили некоторых перелетных птиц.

А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши.

«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы
.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»

Воспитатель: А почему птиц называют перелетными?

Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Перелетные птицы питаются насекомыми, а они осенью все попрятались и эти птицы не делают  запасов еды,  а когда замерзают реки и озера, то  водоплавающим  птицам становится негде жить и добывать еду.

Пальчиковая гимнастика «Весна». 

1. Стучат всё громче дятлы  -   пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Синички стали петь.

Встаёт пораньше солнце - ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх,  раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми.

Чтоб землю нашу греть  -  пальцы растопырены.

Встаёт пораньше солнце  - движения повторяются.
Чтоб землю нашу греть.

2.  Бегут ручьи под горку  - волнообразные движения рук.
Растаял весь снежок  -
сомкнуты, ладони повёрнуты вниз.

А из - под старой травки,   - ладони сомкнуты "ковшом".
Уже глядит цветок   - ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты.

А из - под старой травки,
Уже глядит цветок
 - движения повторяются.

3. Раскрылся колокольчик  - руки сжаты в кулак.

В тени там, где сосна  - пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены, чашечка колокольчика.

Динь-динь, звенит тихонько - качаем кистями рук в разные стороны.
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько - д
вижения повторяются.
Динь-динь, пришла весна.

Воспитатель: Ребята, а кто знает какая первая забота у птиц весной?

Дети: Построить гнезда.

Воспитатель: Что нужно птицам для  строительства гнезда?

Дети: веточки, солома, кора, глина.

Воспитатель: Конечно, ну а где птицы устраивают гнезда?

Дети: На деревьях.

Воспитатель: Ну, вот гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?

Дети: Вывести птенцов.

Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Ребята, а какие правила в лесу вы знаете?

Дети: В лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить и тогда птенцы погибнут.

Воспитатель: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?  Зимой подкармливать тех, кто остался зимовать, а весной? (высказывания детей)

Дети: Можно сделать и развесить скворечники, покормить птичек.

Воспитатель: Конечно, найдите среди наших перелетных птиц - скворца.  Действительно, для них  люди с давних пор делают специальные домики. Эти домики называются скворечники, скворцы при возвращении на родину поселяются в скворечнике.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, нам пора возвращаться обратно в детский сад. ( звучит музыка …..дети закрывают глаза)

- Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили?

- Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).

- Какие птицы запомнились вам?

- Почему нужно заботиться о птицах? (Ответы детей)

Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!

 А сейчас возьмите картинку с изображением птицы, которая вам больше понравилась. Почему? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Социально-коммуникативное развитие.Беседа «Весенние заботы птиц»

Задачи:Систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.Формировать гуманное отношение к птицам,познакомить с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о свотих птенцах....

Презентация к занятию по ознакомлению с миром природы "Весенние заботы птиц" в подготовительной группе

Презентация к занятию по ознакомлению с миром природы "Весенние заботы птиц" в подготовительной группе...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной группе «Весенние заботы птиц»

https://deti-online.com/pesni/zvuki-prirody/penie-ptic-dlya-detey/ [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17173642","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"205","width"...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».

Дать детям  представление о  домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц   в ...

Познавательно-исследовательская деятельность / окружающий мир/ НОД проводится в коридоре оформленной РППС «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы

15 яваря- всемирный день зимующих птиц.Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют, чем питаются и...