План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Познавательное развитие" Тема:"Весенние заботы птиц".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_zaboty_ptits.odt24.36 КБ

Предварительный просмотр:

                 План – конспект непосредственно образовательной деятельности

                                            в   подготовительной группе.

                    Образовательная область «Познавательное развитие»

                                  Тема: «Весенние заботы птиц»

                                                                    (с литературным персонажем Карлсон )

                       

                                                                                                  Подготовительная  группа                                                        

                                                                           

                                                                            Тема недели «Весна»

Дидактические задачи:

  1. Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд), как заботятся о птенцах. ( «Познавательное развитие»)
  2. Развитие способности вступать в общение с взрослыми и сверстниками и поддерживать его. ( «Социально-коммуникативное развитие»)
  3. Умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее. («Художественно-эстетическое развитие»)
  4. Активизировать словарь: «дупло», «гнездо», «зимующие», «перелетные». («Речевое развитие»)

Воспитательные задачи:

1)  Формировать гуманное отношение к птицам.

2) Воспитывать заботливое отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Методы и приемы:  

Практические: зарисовка в календаре прилета птиц,  кормление птиц .

     Наглядные: иллюстрации, картины с изображением птиц, наблюдение за птицами на прогулке.

           Словесные: беседа «22 марта-праздник птиц, загадки о     птицах, чтение книг В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Птичьи разговоры», «Синичкин календарь».

Материалы и оборудование: Игрушка Карлсон, игра «Чье гнездо», «Чем заняты скворцы», книги о птицах, картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц.

        

Содержание:

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим?

Ответы детей: чириканье воробьев, щебетание мухоловок, звонкий голос синиц, карканье ворон, голоса скворцов.

Воспитатель. Почему птицы так оживились? Чем они весной занимаются?

Ответы детей.

Голос из окна:

  • Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. ( В группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)

Карлсон. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!

Воспитатель. Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?

Ответы детей.(птицы строят гнезда)

Воспитатель. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах, об их весенних заботах. Они же наши лучшие друзья и помощники.

Карлсон. Лучший друг и помощник детворы — это я, Карлсон, который живет на крыше.

Воспитатель. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали очень много интересного о них. Хочешь, мы тебе расскажем?

Карлсон. Конечно, хочу.

Воспитатель. Ребята, покажите Карлсону птиц, которых вы знаете.

( Дети берут по две картинки птиц и называют их)

Воспитатель. Какие бывают птицы? (зимующие и перелетные)

(Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц:

Зимующие                                       Перелетные

воробей, синица,                           дрозд, грач,

голубь, ворона,                              скворец, жаворонок,

оляпка, клест,                                 чиж, ласточка,

дятел, сорока,                                 иволга, аист,  

галка.                                               кукушка, гуси,

                                                         журавли, утки

Дети выставляют птиц и рассказывают о них.)

Вопросы к детям:

  • Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?
  • Чем они питались?
  • Как мы им помогали?
  • Чем заняты птицы сейчас?
  • Изменилось ли их поведение?  ( Они весело чирикают, купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов).

Воспитатель. Почему улетели на юг перелетные птицы? (Зимой им нечего есть).

Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.

( Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина, они здесь родились)

Воспитатель. Ребята, давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц, который мы с вами ведем всю весну.

( Дети рассказывают Карлсону о птицах, которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах).

Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах, спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начнем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

                     Мухи, стрижи. (Дети топают)

Карлсон.  Что неправильно?

(Дети: мухи)

Карлсон.                                    Прилетели птицы:

                                                     Голуби, синицы,

                                                     Аисты, вороны,

                                                     Галки, макароны! (Дети топают)

                                                      Прилетели птицы:

                                                      Голуби, куницы. ( Дети топают)

                                                      Прилетели птицы:

                                                      Голуби, синицы,

                                                      Страусы, чижи...

                                                      Прилетели птицы:

                                                      Голуби, синицы,

                                                      Чибисы, чижи,

                                                      Гаички, стрижи,

                                                      Аисты, кукушки,

                                                      Даже совки-сплюшки.

Воспитатель. Карлсон, а ты знаешь, какая птица какой дом строит?

Карлсон. Дом у меня есть, на крыше у людей, а у птиц.... не знаю.

Воспитатель. Ребята, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы, они у них все разные, называются они... (гнездами)

Игровое упражнение « Чье гнездо». Детям предлагаются изображения 6 гнезд и 6 птиц. Ребенок должен правильно разложить всех птиц по своим гнездам, а затем каждый ребенок рассказывает об одной птичке.

Примеры рассказов.

Аист устраивает гнездо на видном месте — крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток. Стрижи гнездятся в щелях домов, в дуплах старых деревьев. Соломинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра».

«Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри выстилают сухой травой.»

«Сова любит селиться в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревьев.»

« Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстелает его мягким мхом, пухом.»

Воспитатель. Ребята, вы все правильно рассказали о птицах, а сейчас выберите материал, из которого построено гнездо и положите рядом с гнездышком. Сейчас многие птички сидят на гнезде, высижывают птенчиков. Чем кормят птицы своих птенцов?

Карлсон. Я знаю — их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.

Воспитатель. Ты не прав, Карлсон. Ребята тебе сейчас покажут картинки и расскажут, какая птичка чем выкармливает своего птенца.

Игровое упражнение «Чем заняты скворцы».

Дети берут картинки по очереди и рассказывают о том, что нарисовано и что они знают о птице и птенцах. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие дети.

Вопрсы к детям:

  • Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов?
  • Чему учат птицы птенчиков?

Воспитатель. Послушайте еще один рассказ о птицах. «Птицы — наши помощники».

   Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. Птицы Строят гнезда, высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.

   У рек, где гнездятся береговые ласточки, можно спокойно отдыхать, не отмахиваться от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто.

    Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные», зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивае их из-под коры.

     Над полями и степями днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.

     Теперь вам будет понятно, почему говорят: птицы — наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями.

Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные расказы о птицах, я много  нового и интересного узнал о птицах. Мне пора. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Художественное творчес

Воспитатель:Гаянова Ольга ЮрьевнаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе(нетрадиционное рисование)"В МИРЕ ЦВЕТОВ.РОМАШКА"программные задачи:Х...

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (образовательная область «Познание», «Безопасность», «Коммуникация») «Все работы хороши».

«Все работы хороши» ( игра – викторина) позволяет в занимательной игровой форме закрепить у детей представления о разных профессиях....

Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Солнышко» на тему: «Весенние приключения по дороге к азбуке»

Представлены виды игровых упражнений по закреплению и формированию звукобуквенного анализа слов, развитию связной речи, профилактике оптической дисграфии. Для детей подготовительной группы с ТНР....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область «Познание» Тема: «Путешествие в подводное царство»

Уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде, познакомить с «этажами» подводного царства. Формировать умение делать простейшие выводы и умозакл...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Речевое развитие» Тема: «В гостях у Золушки»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе детского сада.Тема: « В гостях у Золушки»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по рисованию тема: «Весенний пейзаж»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по рисованию   тема: «Весенний пейзаж»Цель: Развитие творческих способностей детей.Зад...