Конспект занятия "Кружевная история"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дмитриева Наталья Николаевна

Цель:

  1. Развивать общие познавательные способности
  2. Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры в историческом и географическом аспектах
  3. Воспитывать чувство любви к родине
  4. Формировать осознание детьми принадлежности к своему народу
  5. Активизировать знание детей русских народных ремесел
  6. Развивать у детей творчество, умение вязать крючком

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhevnaya_istoriya.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

Учреждение города Москвы «Школа №2120»

Конспект

Организованной образовательной деятельности

 по познавательному развитию (окружающий мир) на тему «Кружевная история»

для детей подготовительной группы

Воспитатель

Дмитриева Н.Н.

г. Москва

2019 г.

Цель: 

  1. Развивать общие познавательные способности
  2. Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры в историческом и географическом аспектах
  3. Воспитывать чувство любви к родине
  4. Формировать осознание детьми принадлежности к своему народу
  5. Активизировать знание детей русских народных ремесел
  6. Развивать у детей творчество, умение вязать крючком

Материал к занятию:

  • Иллюстрации
  • Вологодское кружево
  • Станок для плетения кружев
  • Изделия, вязанные крючком и спицами

Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель предлагает детям пройти в мини-музей «Русские мастерицы».

Воспитатель:

У бабушки Насти – волшебный ларец,

Там заперт на ключ Волшебный дворец…

Позвонили в бубенцы и попали во дворец!

Открываются палаты, смотрим, чем они богаты?

-Нет ли там чудовища?

-Нет (дети)

-Есть ли там сокровища?

-Да (дети)

-Дети, милые, спешите, что лежит здесь, поглядите!

Воспитатель открывает ларец и показывает его детям. Обращает внимание детей на то, что лежит в ларце.

Воспитатель: Что лежит в ларце?

(Достает и показывает вязанные вещи).

Воспитатель: Правильно! Вязанные вещи. Это вещи, связанные руками русских мастериц.

(Предлагает детям потрогать и посмотреть их).

Воспитатель: А все ли вещи одинаковые? Да, они разные. Некоторые связаны крючком, а другие спицами. А хотите я расскажу вам удивительную историю об этих вещах?

  1. Основная часть

Воспитатель: Давным-давно, когда еще не было на свете ваших прабабушек и прадедушек, вязание придумали, по утверждению историков, мужчины. Самыми искусными вязальщиками в древности, были арабы. Мужчины-вязальщики долго не подпускали к своему ремеслу женщин, они боялись конкуренции. Мужчины-вязальщики выполняли работу в основном спицами. Правда спицы были сначала деревянные, костяные и серебряные, до наших дней дошли металлические и пластмассовые (показ). Представьте себе, что около двух тысяч лет назад мужчины умели вязать сложные узоры, правда вязанных изделий было так мало, что их хватало только для членов королевской семьи (показ иллюстрации). Прошло время, и женщины тоже освоили технику вязания и стали великолепными и искусными вязальщицами. Скоро вязание вошло в моду и распространилось по всему миру.

Как вы думаете, что вязали?

(Ответы детей).

Воспитатель: Прошли годы и женщины научились вязать не только спицами, но и крючком, вязали салфетки, кружева, воротнички, накидушки для подушек и многое другое (показ изделий). Первые крючки тоже были деревянные, костяные или из проволоки.

Первые кружева в России были металлическими, их плели из серебряных и золотых нитей. Если платья царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей, то в народной одежде использовали льняные и хлопчатобумажные нити.

В городе Вологда кружевоплетением занимались издавна, но кружева плелись при помощи деревянных коклюшек (достает пяльца для плетения кружев). Это пяльца очень старинные, сверху лежит подушечка, которая набивалась соломой, к подушечке с одного конца прикреплялись нити, а с другого они были намотаны на деревянные коклюшки. Сверху подушечки накладывалась бумага с узором и дырочками в местах пересечения узора, такая бумага называлась сколом. По мере того, как мастерица плела узор, она вставляла в дырочки вот такие булавочки (показ) и перекидывая коклюшки, скрещивала нити вокруг булавок (показ), чем сложнее узор, тем больше мастерица использовала коклюшек. Вот посмотрите, какие красивые изделия плели вологодские мастерицы (дети рассматривают изделия вологодских мастериц: воротнички, галстуки, накидки). Вологодские кружева стали известны за границей и пользовались большим успехом у модниц. Ими украшали воротники, манжеты платьев (показ иллюстраций). В 1837 году была изобретена первая машина по плетению кружев, кружева стали более дешевыми и доступными.

Понравилась вам «кружевная история?»

А теперь давайте поиграем и вспомним все то, о чем я вам рассказывала.

(Бросает мяч и задает вопросы детям).

  • Кто были первыми вязальщиками?
  • Чем вязали чулки и платки?
  • Какие спицы были ранее?
  • Из чего в России плели кружева?
  • При помощи чего плели кружева в городе Вологда?
  • Как называется рисунок, наложенный на бумагу?
  • Как называется приспособление для плетения кружев?
  • Из каких нитей плели кружева для царей и бояр?
  • Из каких нитей плели кружева для крестьян?

(Воспитатель хвалит детей за правильные ответы).

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Дети, вы хотите научиться вязать крючком? Давайте возьмем клубочки и крючки и сядем за стол (звучит русская народная музыка, воспитатель учит детей вязать крючком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Сказочная история Филимоново»

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельностии«Сказочная история Филимоново»(на основе сказки «Заюшкина избушка»)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3113796","attribu...

Конспект занятия « История города Балашова».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе....

Конспект НОД «История Олимпийских игр» для детей старшего дошкольного возраста с использованием электронной презентации

Конспект НОД  «История Олимпийских игр» для детей старшего дошкольного возраста с использованием презентации Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира»Цель...

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

Конспект занятия:"История возникновения автомобилей"

знакомство  с историей возникновения автомобиля; развитие умения анализировать дорожные ситуации, умения применять знания на практике; воспитание культуры поведения на улицах и дорогах города, уп...

конспект НОД "История монет"

Образовательная область Познание (ФЭМП)...