Конспект занятия по теме «Зимующие птицы» во второй младшей группе ОО «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Погадаева Лариса Александровна

Цель: формировать познавательный  интерес у детей о жизни птиц зимой посредством создания проблемно – игровых ситуаций

Задачи:

Образовательные

 - закрепить понятие «зимующие» птицы;

- дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

- упражнять в установлении сходства и различия между птицами;

- формировать умение у детей отгадывать загадки о зимующих птицах.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук,

- активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»;

- формировать умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;

- развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов

Воспитательные:

- воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам,

- воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением воробья, волшебная коробочка, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; веер, конверт,

Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц:  воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост), волшебная коробочка, перья.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, проектор, магнитная доска, видеозапись  Сорока.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Но перед тем как мы отправимся в лес нам нужно одеться. (физ.минутка)

Игра «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой, (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой. («пробегают» средним и указательным пальцем по бедрам)

Я надену шубку, (проводят ладонями от плеч вниз)

Я надену шапку, (двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик (поглаживают шею)

И еще платок.

А потом красивые,

Теплые, пушистые

Крошки-рукавички

На ручки натяну. (поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы)

И хотя мы маленькие,

У нас есть валенки. (выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую)

Воспитатель: Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

На столе лежат картинки с изображением  птиц. Дети их называют..

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Загадки отгадывать любите?

Чик-чирик! 
К зернышку прыг, 
Клюй, не робей, 
Кто же  это? (Воробей) 


Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...                                 (Снегири)

На кормушку к нам зимой Прилетает птица

 С жёлтой грудкой пуховой – Шустрая … (Синица)

 

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …                 (Ворона)

 

 

Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на магнитную доску.

Воспитатель: Как вы думаете, почему птиц называют зимующими? (Ответ детей)

Воспитатель:  Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему? (Ответ детей)

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы? (Ответ детей)

Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?  Садитесь в кружок.

Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся  их обозначать (выставляет карточку на магнитную доску)

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим.

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями) (Ответ детей)

Воспитатель: У меня есть волшебная коробочка, хотите заглянуть в нее? (Ответ детей) Дети заглядывают и отгадывают, что это перья птиц

Вот посмотрите ребята я приготовила для вас перышки птиц. Посмотрите, одинаковые они или разные? Чем отличаются друг от друга? (Одни - мягкие, маленькие; другие жесткие, длинные)

-Подумайте, какие из них согревают птицу? (Мягкие, пуховые)

- А какие помогают летать? (Длинные, маховые)

На примере веера воспитатель показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.

Здесь можно встать и полетать с детьми по группе, представить, что они птицы, а их руки крылья

Воспитатель: Теперь вы все знаете для чего птицам перья. И как они важны для них зимой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?

– Сорока, давай играть вместе с нами.

Физминутка  «Вороны»

Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

  
 

Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я заметила большой сугроб!

Дети поднимают рисунки.

Сорока: что там не пойму?

Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Сколько на нем снежинок? Надо на них подуть, чтобы они разлетелись и посмотреть, что под снегом.

 Упражнение «Подуй на снежинки» дых.гимнастика. Дети дуют, снежинки разлетаются, а под ними конверт с картинками.( Вырабатываем длительный и плавный выдох.)

Воспитатель: Ребята, это зима заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините их, то освободите птиц.

 

Игра «Собери птицу из частей». Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?

 Дети собирают картинки зимующих птиц из частей в целое. Правильно собрали, молодцы. Птиц мы освободили, стало весело в лесу. Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали?

Аналогично рассматривается второй рисунок.

Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается.

  
  
  
  
 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.

Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!

Дети прощаются с Сорокой.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Итог:

– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
 

Воспитатель: Я приготовила на тарелочке лакомства для птичек. Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

  •  Кого угостим салом?
  • Рябиной?
  • Семечками?
  • Кусочком яблока

Воспитатель: Ребята я надеюсь вам понравилось наше занятие. И Вы каждую зиму будете помогать птицам пережить зиму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение  д/с «Светлячок»

Конспект занятия по теме «Зимующие    птицы» во второй младшей группе

ОО «Познавательное развитие»

Выполнила: воспитатель

первой квалификационной категории

Погадаева Лариса Александровна.

п.Светлый

2021г.

Цель: формировать познавательный  интерес у детей о жизни птиц зимой посредством создания проблемно – игровых ситуаций

Задачи:

Образовательные

 - закрепить понятие «зимующие» птицы;

- дать детям представление о видах питания зимующих птиц; 

- упражнять в установлении сходства и различия между птицами;

- формировать умение у детей отгадывать загадки о зимующих птицах.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, 

- активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»;

- формировать умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;

- развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов

Воспитательные:

- воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам,

- воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением воробья, волшебная коробочка, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; веер, конверт,

Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц:  воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост), волшебная коробочка, перья.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, проектор, магнитная доска, видеозапись  Сорока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Но перед тем как мы отправимся в лес нам нужно одеться. (физ.минутка)

Игра «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой, (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой. («пробегают» средним и указательным пальцем по бедрам)

Я надену шубку, (проводят ладонями от плеч вниз)

Я надену шапку, (двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик (поглаживают шею)

И еще платок.

А потом красивые,

Теплые, пушистые

Крошки-рукавички

На ручки натяну. (поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы)

И хотя мы маленькие,

У нас есть валенки. (выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую)

Воспитатель: Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

На столе лежат картинки с изображением  птиц. Дети их называют..

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Загадки отгадывать любите?

Чик-чирик! 
К зернышку прыг, 
Клюй, не робей, 
Кто же  это? 
(Воробей) 


Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...                                
(Снегири)

На кормушку к нам зимой Прилетает птица

 С жёлтой грудкой пуховой – Шустрая … (Синица)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …                 (
Ворона)

Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на магнитную доску.

Воспитатель: Как вы думаете, почему птиц называют зимующими? (Ответ детей)

Воспитатель:  Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему? (Ответ детей)

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы? (Ответ детей)

Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?  Садитесь в кружок.

Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся  их обозначать (выставляет карточку на магнитную доску)

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим.

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями) (Ответ детей)

Воспитатель: У меня есть волшебная коробочка, хотите заглянуть в нее? (Ответ детей) Дети заглядывают и отгадывают, что это перья птиц

Вот посмотрите ребята я приготовила для вас перышки птиц. Посмотрите, одинаковые они или разные? Чем отличаются друг от друга? (Одни - мягкие, маленькие; другие жесткие, длинные)

-Подумайте, какие из них согревают птицу? (Мягкие, пуховые)

- А какие помогают летать? (Длинные, маховые)

На примере веера воспитатель показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.

Здесь можно встать и полетать с детьми по группе, представить, что они птицы, а их руки крылья

Воспитатель: Теперь вы все знаете для чего птицам перья. И как они важны для них зимой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?

– Сорока, давай играть вместе с нами.

Физминутка  «Вороны»

Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар 
(громко)
Кар-кар-кар 
(громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар 
(тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я заметила большой сугроб!

Дети поднимают рисунки.

Сорока: что там не пойму?

Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Сколько на нем снежинок? Надо на них подуть, чтобы они разлетелись и посмотреть, что под снегом.

 Упражнение «Подуй на снежинки» дых.гимнастика. Дети дуют, снежинки разлетаются, а под ними конверт с картинками.( Вырабатываем длительный и плавный выдох.)

Воспитатель: Ребята, это зима заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините их, то освободите птиц.

Игра «Собери птицу из частей». Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?

 Дети собирают картинки зимующих птиц из частей в целое. Правильно собрали, молодцы. Птиц мы освободили, стало весело в лесу. Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали?

Аналогично рассматривается второй рисунок.

Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.

Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!

Дети прощаются с Сорокой.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Итог:

– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?

Воспитатель: Я приготовила на тарелочке лакомства для птичек. Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

  •  Кого угостим салом?
  • Рябиной?
  • Семечками?
  • Кусочком яблока

Воспитатель: Ребята я надеюсь вам понравилось наше занятие. И Вы каждую зиму будете помогать птицам пережить зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников второй младшей группы по познавательному развитию "Домашние животные"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников второй младшей группы по познавательному развитию "Домашние животные"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по познавательному развитию «Сказочный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по познавательному развитию «Сказочный лес»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по познавательному развитию «Сказочный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы по познавательному развитию«Сказочный лес»...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по познавательному развитию. «Полёт в космос»

НОД по познавательному развитию с использованием совремнных образовательных технологий "Полёт в космос" для детей 3-4 лет...

Конспект ОД «День Победы» с детьми второй младшей группы по познавательному развитию

Конспект ОД «День Победы» с детьми второй младшей группы по познавательному развитию...

Конспект занятия образовательной деятельностью с детьми второй младшей группы по познавательному развитию (окружающему миру) :ознакомление со свойствами дерева - «Деревянный брусочек

Конспект занятия образовательной деятельностью с детьми второй младшей группы по познавательному развитию (окружающему миру) :ознакомление со свойствами дерева - «Деревянный брусочек...