Роль экологического воспитания дошкольников в процессе их развития
материал по окружающему миру

Малыхина Лариса Александровна

Природа — очень важное средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Несомненно, общение с природой положительно влияет на человека, делая его добрее, пробуждая лучшие чувства. Общаясь с природой, дети делают много открытий о жизни живых существ, о свойствах различных природных материалов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminarekologiya.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №43 «Колокольчик»

Семинар-практикум

«Роль экологического воспитания в развитии познавательных интересов у дошкольников»

ДОКЛАД

на тему:

«Роль экологического воспитания дошкольников в процессе их развития»

Подготовила:

Учитель-логопед

Малыхина Лариса Александровна

г.о. Электрогорск

2021 г.

Природа — очень важное средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Несомненно, общение с природой положительно влияет на человека, делая его добрее, пробуждая лучшие чувства. Общаясь с природой, дети делают много открытий о жизни живых существ, о свойствах различных природных материалов.

Воспитательную работу с дошкольниками необходимо вести незаметно и увлекательно, конечно через игру. Поскольку она является главным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры помогают развивать положительные качества характера детей и исследовательскую деятельность.

Экологическое воспитание детей — прежде всего воспитание бережного отношения к природе, способствующее пониманию детьми того, что природу надо любить. Таким образом, у дошкольников формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений и

это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Несомненно, на основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому. Конечно, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе как наиболее доступный для детей вид труда, имеющий

значимый результат. Несомненно, в процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики, формируются определенные трудовые навыки, воспитывается интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к

ней, проявлять добрые дела и поступки.

В образовательной деятельности с детьми используются

различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин,

демонстрация моделей, кинофильмов, презентаций. Эти методы в наибольшей степени позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, являющиеся основой образного мышления.

Практические методы — это игра, опыты и моделирование, позволяющие

воспитателю уточнять представления детей, устанавливать связи и отношения между отдельными предметами и явлениями природы.

Словесные методы — это рассказы, чтение художественных произведений о

природе, беседы. Эти методы используются для расширения знаний детей о природе, их систематизации и обобщения.

Дети старшего дошкольного возраста круглый год ведут наблюдения погоды и сезонных изменений в жизни растений и животных и фиксируют их в рисунках. Знакомя детей с природой, рационально использовать разнообразный иллюстративно наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели, кино и телефильмы.

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры: игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры. Игры с готовым содержанием и правилами это дидактические и подвижные игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях живой и неживой природы. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию дружеских

отношений.

Выполнение заданий способствует развитию наблюдательности и формированию сенсорного развития. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Детям младшего возраста необходимо помогать накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность в повседневной жизни. Для детей старшего возраста

ведется работа по обобщению и систематизации знаний о природе, формированию первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем мире. Усвоение знаний такого характера обусловлено дальнейшим развитием у старших дошкольников целой системы познавательных умений, таких, как умения анализировать

объект или явление, сравнивать, обобщать по выделенным признакам, умение устанавливать связи между фактами.

К 6-7 годам у дошкольников складывается некоторый опыт познавательной деятельности (моделирование, опыты), тем самым создаются условия для формирования познавательных интересов.

Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей воспитывается любовь к природе и бережное отношение к ней.

 

Список литературы

Николаева С. Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников.» М:

Издательский центр «Академия», 2001

Зверев А. Т. – «Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада.» М.: Дом педагогики, 1998. 56 с.

Иванова А. И. «Живая экология.» — Программа экологического образования

дошкольников. 2 е изд. М.: ТЦ Сфера, 2009. 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционал...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И ...

Методическое пособие "Экологическое воспитание дошкольников в процессе проведения опытов и экспериментов с природными объектами"

В данной работе представлены эксперименты с различными объектами природы: вода, воздух, лучи света, цвета, статическое электричество и др....

Тема по самообразованию учителя-дефектолога Морозовой Э.И. ”Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Экологическая тропа”.

Описание: данный проект можно использовать(изменив задачи в соответствии с возрастом детей)в работе с детьми детского сада, начиная с младшей группы, включая подготовительную(возраст детей от 3 -ех до...