Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы по познавательному развитию "Неизведанное рядом. Речка Уржумка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чиркова Инна Аданисовна

На данном занятии происходит знакомство дошкольников с жизнь небольшой речки - её истоком, устьем. Дети учатся отслеживать путь русла реки по карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reka_urzhumka.doc511 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы по познавательному развитию

Неизведанное рядом. Речка Уржумка.

Цель

Знакомство дошкольников с происхождением и жизнью небольшой речки.

Формирование образовательных результатов

Предметные:

  • Познакомить дошкольников с жизнью небольшой реки (ручья) Уржумки;
  • Дать понятия рождения (исток) реки, её питание.
  • Развивать умение ориентироваться по карте;
  • Учить определять местоположение предметов, движения предметов относительно заданной точки.

Универсальные:

* Когнитивные:

  • Учить видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
  • Учить анализировать, выделять главное и второстепенное;
  • Учить моделировать.

*Коммуникативные:

Учить организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и со взрослыми.

* Регуляторные:

  • Учить целеполаганию и планированию;
  • Учить адекватно оценивать свои действия;
  • Учить прогнозировать – устанавливать причинно-следственные связи.

Мотивационные:

  • Воспитывать позитивное отношение к миру природы;
  • Развивать стремление поступать правильно, «быть хорошим».

Словарная работа

Исто́к — место, где водоток (напр., река или ручей) берёт своё начало. На географической карте исток обычно представляется условной точкой.

Исток обычно соответствует месту, с которого появляется русло постоянного водотока или место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

У́стье — конечный участок реки, место впадения реки в водохранилище, озеро, море, океан или другую реку.

Пита́ние рек, поступление в реки вод различного происхождения, определяющее их водный сток и режим. Выделяют четыре основных вида: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное (грунтовое).

Методы и приёмы

Проблемные вопросы, ориентировка по карте относительно предмета, составление схем, просмотр видеороликов, анализ полученной информации и формулирование выводов, составление рассказа.

Оборудование

Ноутбук, проектор, экран.

Демонстрационный материал

Карта (макет) района Машзавода города Златоуста, схема «Круговорот воды в природе».

Раздаточный материал

Белые листы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, непроливайки, кисточки, салфетки, указки для детей.

Работа по подгруппам 6 – 8  человек.

Утренний круг

        На полочке представлений появляется карта (макет) местности, где берёт начало и протекает горная речушка (ручей). Она обозначена голубой извилистой линией. Педагог обращает внимание детей вопросами «Что это такое?» и «Откуда она взялась?»

        Дети предполагают, что сегодня они будут искать ответы на эти вопросы.

Ход

Организационный момент

        Воспитатель приглашает детей к карте.

В: - Ребята, посмотрите внимательно, вы можете предположить, что это за река.

        Педагог обращает внимание детей на расположение зданий, улиц. Дошкольники понимают, что это их родной микрорайон и находят детский сад.

Д: - Так это наша река Уржумка, она протекает рядом с нашим детским садом.

В: - Как вы думаете у реки есть начало.

Д: - Да, она откуда-то начинается.

В: - А как она заканчивается?

        Дети затрудняются с ответами.

Д: - А давайте мы сегодня это выясним.

В: - Как мы будем узнавать?

Д: - Мы рассмотрим карту, спросим у интернета.

В: - Тогда приступим.

Основная часть

        Воспитатель вместе с детьми берут карту и располагаются за столом.

В: - Ребята, вспомните, когда мы ходили на экскурсию к речке, в какую сторону она текла относительно детского сада?

        Дети вместе с воспитателем рассуждают, вспоминая ход течения реки.

Д: - Относительно центрального входа в детский сад она течёт слева направо.

В: - Мы можем предположить, где её начало.

        Дети обратно по течению, ведя указкой, находят начало реки.

В: - Ребята, посмотрите, на карте начало реки, по-другому исток, обозначено как начало голубой линии. А что там происходит на самом деле мы не видим.

Д: - Давайте спросим у интернета.

        Воспитатель предлагает видеоролик с электронного ресурса блогера «Жизнь в деревне» «Исток реки» https://yandex.ru/efir?stream_id=vtVBHPOSMaXU. Дошкольники располагаются перед экраном проектора.

В: - Ребята, наша речка начинается именно так. А теперь давайте рассмотрим карту и найдём, где заканчивается Уржумка.

        Дети снова переходят к столу с картой. Ребята скрупулёзно рассматривают весь путь течения речи, её прохождения в черте города, как она виляет. Находят родничок, который впадает в неё (обозначен маленькой голубой ниточкой).

Д: - Так этот родничок находится рядом с нашим домом, мы туда с папой ходим за водой.

Д: - Марья Ивановна, посмотрите, Уржумка очень короткая река и она впадает в такую же маленькую речку Балашиха, а та впадает в нашу главную речку Ай. Ай утекает очень далеко, мы не можем здесь увидеть.

В: - Правильно, ребята, сегодня мы знакомимся только с жизнью речки Уржумка. Вы определили, где она заканчивается – это называется устье. 

Д: - Давайте ещё раз попросим интернет показать, как сливаются две реки.

        Дети снова переходят к экрану проектора. Педагог включает видеоролик с электронного ресурса блогера magmatronable «Река впадает в другую реку, рядом находится заповедник». https://www.youtube.com/watch?v=Ji9mQOnxjl4&t=1s (смотреть с 2:56).

        Дети рассаживаются за столом с картой.

В: - Ребята, как вы думаете, почему в реке всегда есть вода?

Д: - Когда идёт дождь, вся вода стекает в речку.

Д: - Весной, тает снег и пополняет Уржумку своей водой.

Д: - Ещё ей помогает родничок, вода в нём никогда не заканчивается.

В: - Все ваши ответы, ребята, правильные. И, по-другому, это называется – питание реки.

В: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам составить свою карту и на ней обозначить речку. Выделить в ней исток, путь и устье.

        Дети переходят к столам творчества, для них приготовлены листы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски.

        Дошкольники рисуют (чертят) свои карты с речками.

Итог

В: - Ребята, кто хочет показать свою карту и рассказать, как живёт речка.

        Ответы детей.

В: - Так как же начинается Уржумка, как заканчивается?

Д: - Её исток в лесу, рядом с железной дорогой, как маленький родничок. А устье – это впадение Уржумки в речку Балашиха.

В: - Как много мы сегодня узнали. В следующий раз мы пойдём на экскурсию к этой речке и посмотрим на неё с новыми знаниями. А вечером, после сончаса, мы посмотрим мультфильм блогера For the Golden children «Заяц Коська и Родничок» https://www.youtube.com/watch?v=NIrSFDs1lws

Литература

1.        Заяц Коська и Родничок. Блогер For the Golden children. – Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=NIrSFDs1lws

2.        Исток реки. Блогер «Жизнь в деревне». – Электронный ресурс: https://yandex.ru/efir?stream_id=vtVBHPOSMaXU.

3.        Карта Златоуста. – Электронный ресурс: https://yandex.ru/maps/11202/zlatoust/?ll=59.738219%2C55.099008&source=wizgeo&utm_medium=maps-desktop&utm_source=serp&z=14

4.        Река впадает в другую реку, рядом находится заповедник. Блогер magmatronable. – Электронный ресурс: «https://www.youtube.com/watch?v=Ji9mQOnxjl4&t=1s 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)

« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Кто живет рядом с нами?»

Задачи:Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. («Здоровье»).Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. («Физическая культура»).Формировать у детей умение соблюдать...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дикие и домашние животные»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дикие и домашние животные»...

Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа." В гости к Едейко и Ничейко!"

Цель: Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.Программное содержание:Обучающие  задачи:·         Познакомить дете...

Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа. "Красной ягоды глазок, золотистый завиток" Интеграция: музыка, ИЗО

Интеграция:  музыка, рисование.Цель:Способствовать приобщению воспитанников  к русской народной культуре.Задачи: Обучающие·        Обогащать словарн...