Беседа "Живая планета в ладонях" для детей старшей- подготовительной группы.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Кочерыжкина Нина Александровна

«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» в ладонях/

Здравствуйте, ребята! Сегодня  мы с вами совершим увлекательное путешествие по самым замечательным, познавательным книгам для ребят дошколят и узнаем много нового и интересного о том, где мы живем и о том, что нас с вами окружает и даже о том, что находиться очень и очень далеко от нашего города. Но давайте не будем торопиться, всё наши знания приходят к нам не сразу, а постепенно. Сначала вы учились ходить, потом говорить, потом читали книги с родителями, бабушками и дедушками, а теперь многие из вас знают буквы и даже читают книги. Правильно? Поднимите руки те, кто уже сам читает книги! МОЛОДЦЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

/СЛАЙД 1 «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» в ладонях/

Здравствуйте, ребята! Сегодня  мы с вами совершим увлекательное путешествие по самым замечательным, познавательным книгам для ребят дошколят и узнаем много нового и интересного о том, где мы живем и о том, что нас с вами окружает и даже о том, что находиться очень и очень далеко от нашего города. Но давайте не будем торопиться, всё наши знания приходят к нам не сразу, а постепенно. Сначала вы учились ходить, потом говорить, потом читали книги с родителями, бабушками и дедушками, а теперь многие из вас знают буквы и даже читают книги. Правильно? Поднимите руки те, кто уже сам читает книги! МОЛОДЦЫ!

 Сегодня нам с вами предстоит выяснить, что означает выражение «ЖИВАЯ планета» и  что такое земля,  на которой все мы с вами живем.

Если вас спросят: «Где вы живете?» Что вы ответите? /Дети отвечают/

Правильно, вы назовете город, в котором вы родились, улицу, на которой стоит ваш дом. А если вас спросят: На чем стоит ваш дом? Что вы ответите? Вы ответите, что он стоит на земле. По чему проложена улица, по которой вы ходите в детский сад, или  с родителями в магазин за покупками. Вы тоже ответите, что? Правильно, вы тоже скажите, что ходите по земле, а еще скажите, что на ней растут цветы, деревья и кустарники. Всё это вам знакомо и вы к этому привыкли, потому что видите это каждый день. А задумывались ли вы когда-нибудь, где начало и конец всех улиц нашего большого города? Кончается ли земля когда-нибудь, ведь когда мы идем или едим куда-то далеко, то, кажется, что мы видим край земли, то место где земля граничит с голубым  небом. Но, стоит  нам доехать до какого-то дальнего места, и мы вновь увидим новый край земли - новую границу, где как будто бы кончается земля и смыкается с небом. Эту узкую полоску встречи земли с небом называют горизонтом. Ранним  утром мы видим, как   там  медленно  появляется солнышко, а поздним вечером, оно скрывается за линией горизонта. И так день за днем. Мы днем видим яркое солнце, а ночью её на небе сменяет бледная луна. Почему так  происходит? Давайте вместе разбираться.

/СЛАЙД 2 СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ/

 Солнце, которое мы  видим - это огромное светило, которое находится от  нашей Земли,  очень и очень далеко.

Земля, на которой мы живем,  тоже имеет круглую форму и очень, очень, большая.  Расстояние от нас до Солнца просто гигантские ( 150 млн.километров),  даже если люди изобретут какой-нибудь технический аппарат, который сможет долететь до Солнца то пройдут сотни лет, да и вряд ли этот аппарат сможет долететь и вернуться. Солнце очень и очень горячее. Учёные предполагают, что Солнце -  светило, которое как магнит притягивает к себе несколько планет. Их  9 и все они движутся вокруг Солнца  своим курсом, по своему маршруту - орбите.

/СЛАЙД 3 ЗЕМЛЯ-ТРЕТЬЯ ПЛАНЕТА В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ/

В огромном космическом пространстве, движется 9 планет, а у самых близких к Солнцу есть еще и спутники.  Наша  планета Земля  – третья планета по счету, от Солнца, впереди её Меркурий и Венера  – это планеты, на которых нет ничего живого,  из за близкого расстояния к  горячему Солнцу,  всё живое погибло. И «Живой планетой» солнечной системы называют только нашу Землю, она движется по своей оси  против часовой стрелки и вокруг Солнца, а вокруг неё движется её спутник – Луна, которую притягивает к себе наша планета Земля. Люди уже изобрели летательные аппараты, которые побывали на Луне и сделали вот такие фото поверхности нашей планеты.

/СЛАЙД 4  ЗЕМЛЯ  в движении «день-ночь»/

Планета Земля движется, но мы этого движения не чувствуем. Она плавно вращается вокруг своей оси  за 23 часа 56 минут. Это сутки, когда день сменяется ночью.

 А вокруг  Солнца  она вращается  365 дней (год)  со скоростью 30 км в секунду!

/СЛАЙД 5 ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ СОГЛАСНО ОСИ. ДЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ НА ПОЛУШАРИЯ/

Давайте внимательно посмотрим на изображения движения нашей планеты. Наша планета движется чуть под уклоном, ученые предполагают, движение происходит в одном  направлении  против часовой стрелки вокруг своей оси, как  на рисунке. Ось проходит в двух точках - северном и южном полюсах  Земли, они чуть-чуть приплюснуты. Если мы, смогли б разделить земной шар на две равные половины по красной линии на изображении земли – её называют экватором, то получили бы два полушария - СЕВЕРНОЕ И ЮЖНОЕ. В центре каждой половины оказался бы полюс – Северный или Южный. А если бы мы попробовали бы разделить земной шар по оси сверху вниз, по так называемому нулевому меридиану (Гринвическому ), условно проходящему через пригород города Лондона Великобритании,  то получили бы две половинки - Восточное и Западное полушарие.

Наша планета движется, а наклон земной оси и обращение её  вокруг Солнца – означает смену времён года. В зависимости от наклона зиму сменяет весна, весну, лето, лето  сменяет осень. Проходит целый год, когда Земля сделает круг вокруг Солнца.

/СЛАЙД 6 ЗЕМЛЯ В ОБЛАКАХ - СНИМОК С ЛУНЫ/

Если смотреть на Землю с поверхности её спутника – Луны, она покажется большим диском.

Диск покрыт причудливым узором белых пятен – это и есть  воздушная оболочка планеты  - атмосфера.  Что же это такое, любопытно узнать?

/СЛАЙД 7 АТМОСФЕРА - ЗАЩИТНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ/

Атмосфера- эта воздушная и защитная оболочка Земли.

Она оберегает планету от мощного ультрафиолетового и рентгеновского излучения - эти виды радиации губительны  для всего живого. А  та прослойка, что ближе к земле  содержит водяной пар, газы: азот, углекислый газ, кислород – это красивый наряд планеты из облаков, который её окутывает. Это  воздух, которым мы дышим.

В облаках смесь:  водяного пара – капель воды, ледяных кристаллов.

 Как вы наверное знаете, облака - основной источник осадков: дождя, снега, града, который падает на землю,  будто охлаждает её и не даёт спалить её Солнцу. На экваторе земля горяча и воздух там быстро нагревается, на полюсах планеты наоборот - охлаждается. Тёплый воздух поднимается вверх, а холодный – опускается. Из -за подобной перемены получается ветер. Ветер вместе с Солнцем и водой командует погодой на земле.

/СЛАЙД 8 ПРИРОДА МОЛНИЙ/

Небо и земля находятся во взаимодействии друг с другом.  Солнце  словно «греет» облака.

В облаках накапливаются электрические заряды. Между ними проскакивает искра –молния.

Её температура огромна – 25 000 градусов (огромадная температура, в тысячу раз больше , чем в духовке, где вы дома печёте пирожки),   и поэтому молния  такая яркая. Гремит гром и на поверхность Земли выпадают осадки.

А ещё  в грозовых облаках зарождается смерч. Смерч похож на мощную крутящуюся воронку, протянувшуюся  из грозового облака вниз к поверхности земли. Внутри воронки скорость ветра превышает  иногда 1000 километров в час.  Это очень опасное явление природы.Он появляется из облака,  словно хобот огромного слона. Это означает, что встретились два разных слоя воздуха. Холодный быстро начал опускаться вниз, а тёплый взлетать вверх, захватывая с собой всё, что ему попалось на пути, словно пылесос. А поскольку воздух этот огромной силы, как скорость реактивного самолёта, то он и сметает всё, что у него на пути. Его называют «торнадо»- «вращающийся».  А на русском это слово – смерч, от слова, от слова «сумрак», так как он приносит тёмные грозовые облака. Смерчи возникают не часто на Земле, но надолго запоминаются людям, так как приносят большие разрушения на земле и приводит к гибели большого количества людей.
/СЛАЙД 9 ПРИРОДА СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ/

А ещё случаются «бурные капризы»  у Солнышка.

Иногда на Солнце происходят взрывы. И тогда к Земле мчится солнечный ветер из солнечных частичек.  Когда эти частички подлетают к земной атмосфере, то люди  высоко в небе видят  сияния. Чаще всего они бывают у полюсов Земли. Полюса, как магниты притягивают к себе солнечный ветер.  Их называю  полярными сияниями.

/СЛАЙД 10 ЗЕМЛЯ - ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА. СНИМКИ западного и восточного полушарий/

Нашу планету ещё называют голубой планетой. Если сделать снимки из космоса  западного и восточного полушарий Земли , то мы  увидим, что в её цветах преобладает голубой цвет и это неслучайно. На Земле очень  много воды.

Океаны и моря, омывающие сушу образуют большое водное пространство.

/СЛАЙД 11 Диаграмма содержания воды в зап. и вост. полушариях/

Посмотрите на эти диаграммы , обозначающие количество воды в Западном и Восточном полушариях. Синий цвет –это вода, а желтый – это суша.

/СЛАЙД  12 МИРОВОЙ ОКЕАН НА ЗЕМЛЕ 71%/

Водная оболочка земли - все моря и океаны образуют общий Мировой океан (71% поверхности Земли).  Если вы поднимите вверх свои ладошки   и зажмете на них три пальчика, то можно предположить, что это суша, а остальные пальчики - будут в большинстве,  это-вода. На Земле всего пять океанов: Тихий,  Атлантический,   Индийский, Северный Ледовитый  и Южный .

/СЛАЙД 13 КАРТА ПОЛУШАРИЙ ЗЕМЛИ С МАТЕРИКАМИ И ОКЕАНАМИ/

Давайте посмотрим на карту полушарий, где обозначена суша материками, омываемыми водами Мирового океана. Немецкий учёный Альфред  Вегенер однажды, внимательно посмотрел на карту планеты и заметил: если материки придвинуть друг к другу, они сложатся, как части одной картинки. Так он открыл, что раньше на Земле был один огромный участок суши – материк Пангея. А потом он раскололся на части, а обломки его отодвинулись друг от друга и получились: Евразия, Африка, Северная и Южная Америки, Австралия и Антарктида. Этому открытию предшествовали долгие годы изучения людьми планеты.  Новыми подробностями карты дополняли путешественники, военные, торговые люди. И так из века в век продолжается изучение Земли.

Это учение называют наукой географией. «Гео» -  по гречески  означает «земля» , а «графо» -пишу. Получается, что география – это «землеописание».

/СЛАЙД 14 КАРТА ПОЛУШАРИЙ ЗЕМЛИ С ОКЕАНАМИ И МОРЯМИ/

В каждом океане мира выделяют отдельные участки, называемые морями и заливами, многие из которых частично окружены сушей.

/СЛАЙД 15 В ЮЖНОМ ПОЛУШАРИИ ЗЕМЛИ МОРЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В СЕВЕРНОМ/

Большая часть морей  расположена в южном полушарии Земли. Всего на Земле существует  81 море ! Есть моря, которые почти со всех сторон окружены сушей,  либо примыкают к ней , их называют внутренними . Они далеко вдаются в материк и соединяются с океаном большей частью узким проливом .

 К ним можно отнести: Средиземное, Черное, Красное и Балтийское моря.
/СЛАЙД 16 ГРАНИЦА МОРЕЙ И ОКЕАНОВ/

Так выглядит граница  морей и океанов.  На самом деле граница  океанов и морей условна,  глубоко под водой  все материки  соединяются между собой .  Люди  решили поделить эти водные пространства и дали им названия.  Самые холодные моря находятся у полюсов планеты. В них лёд не тает даже летом. Этот лёд прозрачный, но не очень солёный.

/СЛАЙД 17  В  МОРЯХ И ОКЕАНАХ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ ВОДА СОЛЁНАЯ/

Вода в морях и океанах схожая  по составу, солёная. Но даже в его глубинах  где есть свет и тепло течёт жизнь. Учёные считают, что первые животные на Земле появились в водах Мирового океана, а потом вышли на сушу. Они наполовину состояли из солёной воды. Со временем солёная вода в них превратилась в кровь.

/СЛАЙД 18 БУЩУЮЩИЕ ВОЛНЫ ОКЕАНА/

Водные просторы Земли подвижны.  Воздух сталкивается с поверхность Земли и получается волны. Они стремительно бегут к берегам суши, но  встречают препятствия, становятся тише у её берегов., лишь иногда  затопляя часть суши. Самые сильные волны достигают 30 метров ( приблизительно высотой с 9-ти этажный дом. Приливами и отливами океана управляет спутник планеты – Луна. Земля притягивает Луну. И Луна  тоже притягивает Землю. Эта сила то сильнее, то слабее.  

/СЛАЙД 19 ТЁПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ОКЕАНЕ/

Постоянное перемещение водных масс в океанах - это сложная система холодных и тёплых течений, как поверхностных, так и глубинных. Жителям Америки и Европы известно тёплое морское течение Гольфстрим. Его скорость на поверхности составляет 2-2,6 метра в секунду.

 Его смягчает холодное  Северо - Атлантическое  течение из Атлантики на восток, к Европе. Оно оказывает влияние температурный режим Европы и омывающих её морей. Океан греет нашу Землю. Он хорошо прогревается летом. А зимой отдаёт своё тепло атмосфере.

/СЛАЙД 20 «ВЛАГООБОРОТ» -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗЕМЛИ И АТМОСФЕРЫ/

Для жизни Земли огромную роль играет постоянно происходящий в ней круговорот воды (влагооборот). Это непрерывный замкнутый процесс перемещения воды в воздухе и на поверхности  Земли, состоящий из испарения, переноса водяного пара в атмосферу, конденсации пара, выпадения осадков и стока вод в Мировой океан.

В этом едином процессе происходит непрерывный переход воды с земной поверхности в атмосферу и обратно.

/СЛАЙД 21 РОЖДЕНИЕ ЦИКЛОНА В ГЛУБИНАХ ОКЕАНА/

Погода на планете зависит от циклонов и антициклонов. Циклоны – это большие вихри, которые возникают под водой, которые сопровождают сильные ветры и осадки.

На дне океанов –ил и песок и  очень твёрдый, но на него давит столько воды, что земная кора в океане не выдерживает, она становиться тоньше. И поэтому случаются «моретрясения».  Их называют штормами.  Последствия разного рода таких «моретрясений» - изменения дна , возникновение щелей и впадин.

/СЛАЙД 22 ТИХИЙ ОКЕАН - самый большой/

Самый большой и самый глубокий океан на Земле - Тихий океан. В его составе 23 моря. В нём воды в 22 раза больше, чем во всех реках планеты вместе. Он как печка, согревает зимой европейские страны.

/СЛАЙД 23 АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН-второй по величине/

Атлантический океан - второй по величине океан, в него впадает много рек. Там где в океан впадает река Амазонка, воду даже можно пить далеко от берега.

/СЛАЙД 24 ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН- третий по величине/

На третьем месте по величине Индийский океан. Сейшельские острова в водах Индийского океана.  Это самый тёплый и солёный океан. Температура воды в нём  11-13 градусов тепла. В других океанах она в два раза холоднее.

/СЛАЙД 25 ЮЖНЫЙ ОКЕАН (АТЛАНТИЧЕСКИЙ) У ЮЖНОГО ПОЛЮСА ЗЕМЛИ/

Название Южный океан часто дают водам, окружающим Антарктиду. Называют этот район и Антарктическим океаном.

/СЛАЙД 26 СЕВЕНО-ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН - САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ОКЕАН  у СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА/

Северный Ледовитый океан наименьший из океанов Земли. Он расположен в северных полярных широтах и со всех сторон окружен сушей — Евразией и Северной  Америкой.  Славится своим суровым климатом, обилием льдов, и довольно-таки малыми глубинами. Жизнь в нем протекает, благодаря обмену водой и теплом с рядом расположенными океанами. Северный Ледовитый океан находится в центре Арктики. Центральная часть океана покрыта непрерывно дрейфующим паковым льдом, его толщина  около 3 метров.

Он и самый неглубокий. Все океаны в 4 километра глубиной, а он всего в 2 километра. Но вода там самая холодная.

/СЛАЙД 27  ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ И ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ/

Внутреннее строение Земли, по предположению учёных, очень похоже на яйцо.  В самой середине - ядро. Оно состоит  из металлов: твёрдых и расплавленных. Вокруг ядра особая оболочка - мантия. А сверху - тоненькая скорлупка земной коры.

Мантия-слой, хранящий тепло ядра планеты, а базальтовый и гранитные слои - это плотные слои каменных пород, которые сохраняют форму планеты, самый верхний слой – это не очень большая прослойка , именно на ней словно льды на воде плавают в водах Мирового океана все материки.

/СЛАЙД 28 РОЖДЕНИЕ ВУЛКАНА/

Но случается, что на планете происходят и подземные толчки. Что же это такое?

Дело в том, что магма внутри земного шара течёт и кипит. Она толкает огромные плиты земли. В одном месте они разъезжаются в разные стороны, в другом - наползают друг на друга. Так образуются горы и впадины-желоба. Горы, материки и океаны появились на планете давно, но и сейчас случаются подобные движения земной коры – землетрясения.

Триста тысяч раз в год  на планете происходят землетрясения.

 Магма иногда не просто двигает пласты, а и прорывается наружу. На суше  больше  1000  действующих  вулканов  и на дне океана свыше 10 000 вулканов.

/СЛАЙД 29 КАРТА ВУЛКАНОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ/

Вот, посмотрите на карту полушарий, видите, как много на ней изображено вулканов, одни из них «спящие», а другие действующие и время от времени могут напомнить о себе.

Землятресения – это катастрофа для людей, населяющих планету: разрушаются города, дороги, гибнут люди. Но польза от них есть. Благодаря им,  образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Горы – это дом для облаков. У подножия гор  -лето, а на вершине холод. Поэтому в горах часто идут дожди, случаются обрушения ледников с вершин.

/ СЛАЙД 30 КАРТА ПУСТЫНЬ/

На земной поверхности есть не мало мест, где нет растительности  и почти совсем нет воды –это пустыни. Пустыни чаще всего встречаются  в Африке. Материк Африка  почти по середине пересекается экватором, поэтому там круглый год лето и палящее солнце. Вода в Африке встречается на небольших участках – оазисах. Там есть растительность и вода.

/СЛАЙД 31 ВОДОПАДЫ, ГОРНЫЕ ОЗЁРА В КРАТЕРАХ ВУЛКАНОВ, ГОРНЫЕ РЕКИ/

Случается, что на месте потухшего вулкана в горе образуется яма – кратер, проходят года, под воздействием осадков и таяньем снегов  на месте ямы появляется  горное озеро. В горах тоже есть реки, они  появляются в результате глобальных потеплений и  сезонных таяний снегов. Горные реки очень быстрые. Они устремляются вниз с большой высоты и пути их не всегда прямы. На стыке рек возникают водопады.

/СЛАЙД 32 РОЖДЕНИЕ РЕКИ. ПРЕСНЫЕ ВОДЫ ПЛАНЕТЫ/

Пресной воды на планете совсем мало. Немного  в  реках. Чуть больше  - в озёрах. И больше всего – в ледниках.  Лёд  - это запасы пресной воды.  Льды с пресной водой есть на Северном полюсе, в Антарктиде.  Основной запас в Антарктиде.   Ледяной  остров Гренландия в Северном ледовитом океане движется с большой скоростью и от него откалываются куски - айсберги. Которые попадая в тёплые моря исчезают.

Многие реки на планете берут своё начало высоко в горах, а иные питаются благодаря малым речушкам, озёрам. В левом углу вы видите сеточку – это изображение, которое показывает, как   питается  река Лена, своим истоком уходит в самый край суши к морю, а далее  растекается  по территории суши, впитывая в себя малые речушки, подземные воды, осадки.

/СЛАЙД 33 РАВНИНЫ - ОБШИРНЫЕ УЧАСТКИ СУШИ С РОВНОЙ ИЛИ ХОЛМИСТОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ/

Земля, пригодная для жизни людей - это равнины. Здесь есть растительность, реки. озера.

Равнины –  это обширные участки с ровной или холмистой поверхностью.  На равнинах есть  почва – это песок, глина, осадки растений. Почву из бывших камней сделали  микроорганизмы. Почва –это полезный слой  на которой всё растёт.

/СЛАЙД  34 РАВНИНЫ, НИЗМЕННОСТИ  И ВОЗВЫШЕННОСТИ/

Равнины , абсолютная высота которых не превышает  200 метров, называются низменностями. Возвышенности – это равнины, высота которых колеблется от 200 до 500 метров над уровнем моря.

Посмотрим на карту полушарий. Тёмно зеленый цвет на суше – это низменности, а ярко зелёный - возвышенности.

/СЛАЙД 35  ЧАСТЬ СВЕТА -  ЕВРАЗИЯ/

Сейчас мы внимательно изучим материк Евразия, на этом материке есть и наша страна.

Существует также схожее историко-культурное понятие «части света»

На материке Евразия расположены две части света — Европа и Азия, а часть света Америка включает два материка — Южную и Северную Америки.

Получается, что мир разделен на шесть частей света:  

Европа,   Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктика (Антарктида с прибрежными морями и островами).

/СЛАЙД 36 РОССИЯ-ЧАСТЬ ЕВРОПЫ/

Наша страна – Россия.  Её  государственные границы проходят в восточной части Европы и в северной части Азии. На карте вы видите как много стран её окружают с запада и с юго-востока.

/СЛАЙД 37 РОССИЯ – одно из самых больших государств мира/

Наше государство одно из крупнейших государств не только Евразии, но и всего мира. И мы видим это на карте.

/СЛАЙД 38 КАРТА РАВНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ/

Обширная территория нашей страны расположена на равнинах, горных массивов на её территории совсем немного. Они на карте в желтом цвете.( Можно и назвать равнины нашего государства).

/СЛАЙД 39  ЕВРОПА. КАРТА ЖИВОТНОГО МИРА/

Конечно, на плодородных просторах равнин селятся огромное количество животных .Равнины богаты лесными массивами, реками и озёрами с пресной водой и поэтому пригодны для жизни животных и людей. На карте Европы вы видите много представителей обитания лесов, рек, озер и степей.  Многие из представленных здесь животных обитают и на территории нашего государства.

Европа располагается в зоне умеренного климата. Животные, которые  обитают на её территории,  есть  и на других континентах (лошади, волки, зайцы, кролики, олени). На юге у Средиземного моря больше птиц, млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, насекомых.

  Многие из представленных здесь животных обитают и на территории нашего государства.

/СЛАЙД 40 ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ НА КАРТЕ РОССИИ/

А  теперь давайте найдем на карте Российской Федерации наш город и область, чьим центром он является.

/СЛАЙД 41  ОМСК – ЦЕНТР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ. ИРТЫШ- ГЛАВНАЯ река города и области/

Омская область расположена на юге Западно - Сибирской  равнины, в  среднем течении реки  Иртыш.  

Омская  область граничит на западе и севере с Тюменской областью, а  на востоке – с Томской и Новосибирской  областями, на  юге и юго-западе - с Казахстаном.

Река  Иртыш пересекает территорию  области с юга на север.  Река делит ее на левобережную и правобережную части.

/СЛАЙД 42  РЕЛЬЕФ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ/

Рельеф территории области преимущественно равнинный. Мы видим на экране воды могучего Иртыша, а также многочисленные озёра.

/СЛАЙД 43  ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ/

Если посмотреть на территорию нашей области с высоты самолета, то мы увидем, что земли на её территории разные.

На юге области расположены обширные степи.

Центральная часть представляет собой лесостепную зону с  массивами  лиственных лесов.

На севере области – почти сплошные хвойные леса.

/СЛАЙД 44 КАРТА ОБЛАСТИ  И ЖИВОТНОГО МИРА/

В каждой  природно-климатической зоне области – свои обитатели.  В тайге живут звери, приспособленные к её морозам и суровому климату и непроходимости.  В лесостепной зоне,   где чередуются пространства  леса и поля – совсем другие обитатели, которые приспособились к жизни на открытых пространствах и в  не очень густых лесах. В степной зоне – свои обитатели, их жизнь практически на виду и многие из них вынуждены для обитания рыть норы, чтобы прятаться от ветров. Подробнее о представителях флоры и фауны, которые населяют территорию Омской области, мы поговорим на следующей нашей встрече, а теперь давайте вспомним тех, кого вы из них знаете.

/СЛАЙД 45 ЗАДАНИЕ: НАЗВАТЬ ИЗВЕСТНЫХ ВАМ ЖИВОТНЫХ/

 Посмотрите внимательно на картинки и назовите знакомых вам обитателей  Омской области.

/СЛАЙД 46 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ ИЗ ФОНДОВ БИБЛИОТЕК/

Я приглашаю всех вас к нам в библиотеку за новыми познавательными книгами!

/СЛАЙД 47 ГЕОГРАФИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ФОТО ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ МАЛЫШЕЙ/

Познавать новое-это самое интересное занятие! Читайте познавательные книги с родителями и самостоятельно и приходите к нам в библиотеку. До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о музыкальном произведении для детей старшей (подготовительной группы) группы.

Слушание и сравнение «Вальса» до-диез минор Фредерика Шопена и  вальса «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса...

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

План-конспект беседы для детей старшей (подготовительной группы) группы. Тема: «Осень».

План-конспект беседы для детей старшей (подготовительной группы) группы.          Тема: «Осень»....

План-конспект беседы о музыкальном произведении для детей старшей (подготовительной группы) группы.

Название: «Его величество вальс».Цель: формирование представления о языке музыки, средствах музыкальной выразительности.Задачи:Учить различать средства музыкальной выразительности;Вызвать ...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № 5 «Чтобы зубки не болели»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № ...