Конспект "Экскурсия в Планетарий" с детьми старшего дошкольного возраста.
материал по окружающему миру (старшая группа)

Конспект "Экскурсия в  Планетарий" с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poseshcheniya_planetariya.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия выходного дня

в «Планетарий» г. Санкт – Петербурга

с детьми старшего дошкольного возраста

Участники экскурсии: дети, воспитатели.

Цель:  формирование знаний о планетах солнечной системы.

Задачи: 

- познакомить детей с Солнцем и его значением, влиянием на климат;

- обогащать знания детей о таких профессиях, как космонавт, инженер-конструктор;

- способствовать развитию познавательной активности детей;

- развивать образное мышление, творческое воображение, память;

- пополнять словарь по теме «Космос» и развивать связную речь;

- вызвать интерес к экспериментированию;

- закрепить правила поведения в транспорте и общественных местах;

- закреплять навык культуры поведения: здороваться и прощаться, благодарить;

Ожидаемые результаты:

Посещение Планетария позволит приобрести знания и навыки, которые нигде в другом месте получить невозможно. Яркое и впечатляющее представление позволит детям  совершать увлекательные путешествия в пространстве и во времени. Здесь каждый ребенок сможет почувствовать себя первооткрывателем, получить яркие и незабываемые впечатления. Главное же, здесь из опытов и наблюдений дети получат новые знания.

Ребенок в процессе экскурсии будет не только смотреть  на звезды, но и изучать полезную информацию, расширять свой кругозор,  развивать мыслительные процессы:  память, внимание, речь, а также чувство эстетического наслаждения и объективного восприятия мира.

Предварительная работа с детьми в ДОУ:

  • рассматривание иллюстраций по теме «Космос», фотографий знаменитых на весь мир первых космонавтов Героев СССР: Гагарина Ю. А, Терешковой В.Н и других;
  • проведение бесед «Первые попытки покорения космоса», «Знакомые созвездия», «Что такое Вселенная?», «Как стать космонавтом?», «О Луне и звездах», «Что такое спутник?»
  • образовательная деятельность по лексической теме по областям:
  •  Познание (ФЦКМ): «Неживая природа. Космос», конструирование «МКС», «Летающая тарелка», показ презентации «Наша вселенная», дидактические игры «Угадай планету», «Назови профессию»

-  Речевое развитие:  Обучение рассказыванию «12 апреля - День космонавтики», составление                      творческого рассказа «Мое космическое путешествие», ЧХЛ В. Бороздин «Первый в космосе»,    ознакомление с научно – познавательной литературой по теме «Космос» для старших дошкольников: «Мир, в котором живут галактики», «Книга для будущих космонавтов».

  • Художественно-эстетическое развитие: лепка «Космический корабль», аппликация «Космонавт», рисование «Путь к звездам».
  • Физическое развитие: ПИ «Космонавты», физминутка «На ракете мы летим»
  • Социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»

-   активное участие детей и родителей в конкурсе поделок от ЦДЮТ Колпинского района, посвященном 60 – тилетию первого полета человека в космос.

-  консультация для родителей  «Знакомство ребенка с космосом»

Ход экскурсии:

Вводная беседа воспитателя:  

- Дети, сегодня мы с вами отправимся на необычную экскурсию. Непросто добраться даже до Луны, а  изучать звезды и того сложнее. Поможет нам в этом планетарий, который даст нам возможность осуществить виртуальную прогулку по звездному небу, к далеким планетам, отправиться в космическое путешествие и узнать много другого, что мы не можем увидеть в реальности.  Здесь мы найдем  кусочек звездного неба, сами побываем на некоторых планетах. Совершить экскурсию нам поможет древняя наука - астрономия, изучающая небесные тела. А люди, изучающие астрономию, как раз работают в этом чудесном месте, они и помогут нам узнать тайны звезд и планет.

Дети приветствуют сотрудников планетария, знакомятся с экскурсоводом.

Экскурсовод:

- С помощью специальных проекторов, расположенных по периметру звездного зала планетария, можно почти "вживую" оказаться на Марсе, на Луне, в джунглях или на Северном полюсе, увидеть падающие звезды, полет болида. Новые технологические разработки инженера планетария предоставили возможность наблюдать двухметровую проекцию "живого Солнца" через телескоп прямо в звездном зале. Сегодня, дорогие ребята, мы побываем на разных планетах нашей солнечной системы. Вспомним первого космонавта, совершившего первый легендарный полет вокруг нашей планеты Земля – Гагарина Юрия Алексеевича.

- Для начала скажите мне, ребята, как называется это место, в котором мы сейчас находимся?

- Послушайте внимательно загадку и дайте мне ответ,

Она загадывает загадки о солнце, луне, звездах.

Далее спрашивает детей, почему крыша у здания планетария имеет куполообразную форму? (Форма полушара?).

Затем поясняет:

- На купол с помощью аппарата проецируется звездное небо. Это позволяет нам с вами, ребята, рассмотреть планеты и звезды, изучать их, запоминать. Купол – это вселенная, звездное небо (рассказ сопровождается слайдами).

- Ребята, в космическом пространстве есть звезды, планеты. Яркое горячее солнце, спутники, метеориты, кометы. Космические планеты мы видим маленькими, а некоторые космические тела вообще не видим без специального астрономического оборудования.

- Предлагаю вам провести опыт: «Что я вижу вблизи, вдалеке».

Возьмите все круги. Поставьте круг перед глазами. Что увидели? Ничего.

Начните медленно круг отдалять от глаз. Что происходит с кругом?

Ответы детей: круг, кажется меньше, если его отдалять от глаз. Если приближать обратно к глазам, он увеличивается.

- Все предметы при удалении кажутся меньше. Солнце очень большое, но оно кажется маленьким, т.к. оно далеко. Звезды очень большие, многие из них крупнее Солнца, но они кажутся маленькими, потому что далеко (слайд)

- Звездное небо настолько огромное, что мы не сможем изучить его только за один поход в планетарий. Сегодня мы поговорим только о солнечной системе. А что это такое, мы сейчас с вами попытаемся понять (слайд)

- Так что же такое Солнечная система? (ответы детей)

- Предлагаю вам, ребята, поближе познакомиться с  нашей солнечной системой.

Далее дети слушают рассказ о солнце,  вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет – астероидов и комет. Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь. Из-за него днём все остальные космические объекты становятся невидимы. Солнце выделяет свет и тепло, до тех пор, пока не зайдёт за горизонт. И только потом небо становиться достаточно тёмным, чтоб увидеть остальные звёзды. Солнце это такая же звезда, как и все остальные звезды, просто оно находится к нам ближе. Планета, на которой мы живем,  называется «Земля» и она дружит с солнцем. Солнце даёт нашей планете тепло и свет. Без солнца мы жить не сможем, поэтому люди с давних пор проявляли к солнышку уважение: сочиняли пословицы и поговорки про солнце, стихи. Из объяснений экскурсовода дети узнали, что планеты разные по размеру, все они значительно меньше солнца, находятся на разном расстоянии от солнца.

Затем детям рассказывают о первом полете человека в космос.

-12 апреля 1961 г.  в теплый солнечный день, человек осуществил свою многовековую мечту – преодолел земное притяжение  и полетел в космос. Послушайте, что чувствует Юрий Алексеевич перед стартом: «Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях».

 На слайде с изображением Ю.А. Гагарина дети рассматривают скафандр – одежду космонавтов, обсуждают, для чего он нужен, как он устроен. Обобщаем, что космонавтам нужна специальная одежда – скафандр. Она защищает тело, сохраняет определенную температуру, шлем защищает голову, позволяет дышать. Экскурсовод подчеркивает, что сейчас скафандры изготавливают из современных материалов, они более удобны и менее громоздки. Затем спрашивает детей:

- Кто знает, как назывался корабль, на котором летал Гагарин? Как еще называют космические корабли?

Затем демонстрирует слайд с космической станцией, спрашивает детей

- Кто знает, что это такое? Зачем в космосе космическая станция?

Заключительная часть. 

- Чтобы изучить вселенную,  вы, ребята, не один раз должны побывать в планетарии, поэтому ждем вас к нам в гости, а мы подготовим для вас интересную и познавательную экскурсию.

 - Как вы думаете, для чего человек изучает космическое пространство? Какую пользу космос приносит человеку? 

- Вы хотели бы полететь в космос?

- Какими качествами нужно обладать, чтобы быть космонавтом?

Воспитатель подводит итог экскурсии в планетарии:

- Ребята, вот и подошло к концу наше первое путешествие в космос, сегодня мы многое узнали, многое увидели. Скажите, что же нового вы узнали?

Ответы детей.

Дети и педагоги благодарят служащих планетария.

Результативность экскурсии и её перспективы:

  Экскурсия помогла нашим детям узнать, что такое планетарий, закрепила знания о Солнечной системе и ее планетах, наглядно познакомила с такими понятиями, как орбита, земная ось. Обогатились знания детей о первом полете человека в космос. Благодаря тому, что информация  в планетарии подавалась в ненавязчивой и занимательной форме, дети совместили  учебный процесс с развлекательным.

 Дети расширили представления о таких профессиях, как космонавт, инженер-конструктор. Но есть еще несколько интереснейших профессий, связанных с изучением космоса. О них мы можем узнать на следующей экскурсии, которая будет называться «Кто ближе всех к звездам?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работаПоделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 . Поделка выполнена в технике аппликация из ладошек- старшая группа Ооржак Анастасия,Оолак Чайырлаш

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и  пособием...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Образовательный проект в группе старшего дошкольного возраста 5-6лет. «Мои любимые писатели. Н. Н. Носов. В. А. Осеева». Формирование интереса к художественной литературе и чтению с детьми старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст – лучший период время для знакомства и изучения стилистики написания детской литературы.Удивление, впечатления, неприятия поступков некоторых героев, восхищение и осуж...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...