Образовательная ситуация с дошкольниками "Ягоды" по познавательному развитию детей.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Занятие разработано в технологии деятельностного метода. В образовательной ситуации описываются приемы активизации дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в ходе которой они знакомятся с ягодами, которые им незнакомы. В процессе практической деятельности дети находят ответы на интересующий их вопросы методом сравнения картинок с муляжами, что помогает им отыскать нужные ягоды и делают необходимые выводы. Данное занятие является логическим завершением тематической недели «Ягоды», где дети могут не только показать свои знания по данной теме, но и открыть для себя что-то новое. В данной методической разработке показана возможность использования системно-деятельностного подхода в обучении дошкольников данной темы. Тема занятия «ягоды» входит в образовательную программу дошкольного образования. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч.рук. Л.Г. Петерсон/ под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016. Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОО (регион, город, поселок и др.): Краснодарский край, город Краснодар

Наименование ОО МАДОУ детский сад № 136

Должность, Ф.И.О. руководителя ДОО: заведующий Бойко Марина Юрьевна

Ф.И.О. ответственного за инновационную деятельность в ОО: Вовк Анна Сергеевна

Ф.И.О. педагога: Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Данииловна

Электронный адрес педагога: natalya.taranenko73@mail.ru?  skryagina1983@bk.ru

Номинация: Образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область: «Познание»

Возрастная группа: младшая группа (3-4 года)

Тема: «Ягоды»

Основные цели: Расширить знания детей о ягодах. Познакомить детей с новыми ягодами (которые им незнакомы).

Дидактические материалы: Книги про ягоды, мини энциклопедии. Презентация «Ягоды». Карточки для выполнения задания (приложение 1) и простые карандаши.

Оборудование: Интерактивная доска. Макет огорода и корзина для ягод. Муляжи ягод. 

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя. Слайд 1.

- Ребята, а вы, когда приезжаете на дачу, чем занимаетесь? (отдыхаем, помогаем и т. д.)

- Есть на вашей даче сад или огород? (есть и сад, и огород).

- Какие ягоды растут у вас на огороде? (клубника, виноград, вишни, смородина).

- Как вы помогаете родителям на огороде? (поливаем, сажаем и т.д.)

После всех ответов детей воспитатель говорит детям:

- Многие из вас знают, какие ягоды растут на огороде и помогают родителям их выращивать. Слайд 2.

А вот Маша из мультфильма «Маша и Медведь» захотела помочь Мишке собрать урожай, но у нее ничего не получилось.

Как вы думаете, почему у Маши не получилось собрать урожай? (Она не знает, какие плоды относятся к ягодам, не знает, что такое ягоды. Слайд 3.

- Поможем Маше собрать урожай?

- Сможете? (сможем).

После всех ответов детей воспитатель говорит детям:

- Ну что ж, тогда отправляемся к Маше на помощь.

2.        Актуализация. Дидактические задачи: актуализировать знания детей о ягодах, уточнить представления о признаках и свойствах ягод, умение находить эти признаки самостоятельно.

Воспитатель обращает внимание на стол, на котором стоит макет огорода и корзины для ягод. Слайд 4.

А вот и огород. Сколько всего ягод выросло на нем!

- Посмотрите, все ли, то – что выросло на огороде – ягоды? (на макете огорода находится и овощи, и фрукты, и петрушка и т.д.)

- И правда Маше одной не справиться с работой. Нам необходимо собрать урожай ягод и сложить их в корзины.

- Но не просто собрать ягоды, а отгадать загадку, найти ягоды на огороде и объяснить Маше, почему вы сорвали именно эту ягоду.

- Первая загадка: Слайд 5.

Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с … (малиной)
- Почему вы решили, что это малина, чем она полезна? (потому что, когда болит горло, все пьют чай с малиновым вареньем). Положили малину в корзину.

- Следующая загадка: Слайд 6.

Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых.

Сельский сад – их родина. Что это? (смородина)

- Почему вы решили, что это смородина? (потому, что эта ягода бывает красного и черного цвета). А какую пользу приносит смородина? (вкусная, и можно из нее сделать варенье). Положили смородину в корзину.

- Слушайте дальше: Слайд 7.

Что за гроздья налитые в листья спрятались резные?
Сок их пьют и так едят. Эти гроздья - … (виноград)

- Почему вы думаете, что это виноград и что из него можно приготовить? (потому что он растет веточками и из него готовят сок). Положили виноград в корзину.

- Еще одна загадка: Слайд 8.

Ягодку сорвать легко – ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка – там созрела… (земляника)

- Почему вы решили, что это земляника? (потому что она растет почти на земле очень низко и вкусно пахнет). Положили землянику в корзину.

- Слушайте дальше: Слайд 9.

Повернулась к грядке боком, налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (клубника)

- Как вы догадались, что это клубника? (потому что земляника и клубника очень похожи, обе круглые, красные и на вкус похожи). А что можно приготовить из клубники?  (варенье, сок, йогурт, компот). Положили клубнику в корзину.

- Следующая загадка: Слайд 10.

В красных платьицах сестрички прицепились за косички.
Летом в сад зайдите здешний - созревают там... (черешни)

-Почему вы решили, что это черешни? (потому что, эти ягодки растут на кустарниках и по несколько штук вместе). Положили и черешни в корзину.

- Отгадайте еще:

На колючей тонкой ветке в полосатых майках детки.
Куст с шипами - не шиповник, как зовется он? (крыжовник)

- Догадались что это? (не знаем).

- А вот эту может сможете отгадать?

Не на шутку, а всерьез куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка. Что за кустик? (ежевика)

- А это что? (тоже не знаем).

- Еще одну загадку попробуйте отгадать:

Эту ягодку найдете не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка, красненькая... (клюква)

- Что же это? (не знаем)

- Отгадайте еще загадку:

Много темно-синих бус кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка. Эти бусины — ... (черника)

- А это что? (тоже не знаем).

- А вот эту может сможете отгадать?

Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,
У заветного местечка есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки развешаны на ветке… (шиповник)

- Догадались что это? (не знаем).

- Тогда эту попробуйте отгадать?

На колючем кустике желтенькие бусинки.
Наступила осень тихо, и созрела... (облепиха)

- Как вы думаете это за ягода? (не знаем).

3.        Затруднение в ситуации. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для названия незнакомых ягод; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

При отгадывании загадок про крыжовник, ежевику, клюкву, чернику, шиповник и облепиху дети затрудняются с ответом. Слайд 11.

- Смогли вы отгадать эти загадки? (Нет.)

- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, что это такое, какие это ягоды.)

4.        Открытие нового знания (способа действия). Дидактические задачи: сформировать представление детей о ягодах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Надо спросить Мишки или у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете). Слайд 12.

- Так что нам необходимо узнать? (какие еще бывают ягоды).

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего дети его задают Мишке посредством телефонного звонка. Воспитатель повторяет загадки, а дети просматривают картинки и запоминают ягоды. Слайды 13-18.

Затем дети самостоятельно рассматривают энциклопедию, где находят информацию о тех ягодах, которые не смогли отгадать, посредством сравнения картинок и муляжей ягод и отправляют их в корзину.

- Что за ягоды выросли на огороде у Мишки и Маши? Слайд 19.

- Где растут крыжовник, ежевика, клюква, черника, шиповник и облепиха? (на огороде или в лесу).

- Как назвать крыжовник, ежевику, клюкву, чернику, шиповник и облепиху одним словом? (ягоды).

- Ну вот мы и познакомили Машу с ягодами, помогли ей собрать урожай.

5.        Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для исследования признаков и свойств новых ягод; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

- Из каких ягод готовят компот, варенье, сок, йогурт и т. д.? Слайд 20.

- Ребята, мы помогли Маше собрать ягоды, давайте еще оставим Маше меню подсказки – из каких ягод можно приготовить компот, сок или варенье.

Работа детей на листочках за столами. Приложение 1. Дети должны разложить ягоды в кастрюля для компота, в банку для варенья и в пачку для сока. После выполненного задания, объяснить. Почему они так распределили.

6.        Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя. Слайд 21.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Чем помогли Маше?

- Что нового узнали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не помогли Маше собрать ягоды, то она не узнала, какие ягоды еще бывают и не смогла бы их правильно использовать.

Краткая аннотация к работе: Занятие разработано в технологии деятельностного метода. В образовательной ситуации описываются приемы активизации дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в ходе которой они знакомятся с ягодами, которые им незнакомы. В процессе практической деятельности дети находят ответы на интересующий их вопросы методом сравнения картинок с муляжами, что помогает им отыскать нужные ягоды и делают необходимые выводы. Данное занятие является логическим завершением тематической недели «Ягоды», где дети могут не только показать свои знания по данной теме, но и открыть для себя что-то новое. В данной методической разработке показана возможность использования системно-деятельностного подхода в обучении дошкольников данной темы. Тема занятия «ягоды» входит в образовательную программу дошкольного образования. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч.рук. Л.Г. Петерсон/ под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016.

Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная ситуация с дошкольниками Образовательная область: «Познание» Возрастная группа: младшая группа (3-4 года) Тема: «Ягоды » МАДОУ МО г. Краснодар Детский сад № 136 «Тополёк»

Слайд 2

Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Слайд 3

Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Слайд 4

Актуализация . Дидактические задачи : актуализировать знания детей о ягодах, уточнить представления о признаках и свойствах ягод, умение находить эти признаки самостоятельно.

Слайд 5

Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с … (малиной )

Слайд 6

Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых. Сельский сад – их родина. Что это? (смородина)

Слайд 7

Что за гроздья налитые в листья спрятались резные? Сок их пьют и так едят. Эти гроздья - … (виноград)

Слайд 8

Ягодку сорвать легко – ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка – там созрела… (земляника)

Слайд 9

Повернулась к грядке боком, налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (клубника)

Слайд 10

В красных платьицах сестрички прицепились за косички. Летом в сад зайдите здешний - созревают там... (черешни )

Слайд 11

Затруднение в ситуации . Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для названия незнакомых ягод; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Слайд 12

Открытие нового знания (способа действия) . Дидактические задачи : сформировать представление детей о ягодах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

Слайд 13

На колючей тонкой ветке в полосатых майках детки. Куст с шипами - не шиповник, как зовется он? (крыжовник)

Слайд 14

Не на шутку, а всерьез куст колючками оброс. Темных ягодок сорви-ка. Что за кустик? (ежевика)

Слайд 15

Эту ягодку найдете не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, красненькая... (клюква)

Слайд 16

Много темно-синих бус кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины — ... (черника)

Слайд 17

Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей, У заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке… (шиповник)

Слайд 18

На колючем кустике желтенькие бусинки. Наступила осень тихо, и созрела... (облепиха)

Слайд 19

Ягоды – крыжовник, ежевика, черника, шиповник, клюква, облепиха

Слайд 20

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка . Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для исследования признаков и свойств новых ягод; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. Крыжовник Облепиха Земляника Черника Малина Смородина Клубника Ежевика Виноград Черешни Клюква Шиповник

Слайд 21

Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха. СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация с элементами познавательного развития (познавательное развитие) (младшая группа)

предлагаемый вашему вниманию сценарий образовательной ситуации входил в проект "Наши зеленые друзья", который мы успешно реализовали в нашей группе. Надеюсь, материал будет вам полезен....

Образовательная ситуация с элементами познавательного развития по теме «Овощи-фрукты» в старшей логопедической группе.

Данное занятие предлагается по лексической теме "Овощи и фрукты" в старшей логопедической группе....

Конспект образовательной ситуации с элементами познавательного развития в старшей группе "Космическое путешествие"

Образовательная ситуация с элементами математического развития в старшей группе       ...

Конспект сюжетно-образовательной ситуации по направлению познавательное развитие (Математическое и сенсорное развитие) в старшей группе «На помощь Радужным Гномам».

Цель: формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности,  с использованием  многофункционального творческого пособия В. В. Воскобовича &laq...