Проект « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Шариброва Екатерина Сергеевна

Разработка и реализация проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»    

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну!
Александр Яшин

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. 

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. В период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы нашего села» выбрана мной не случайно. Зима – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встает жизненно важный вопрос: как прокормиться. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, помогать птицам выжить в зимние холода, научить детей заботиться о природе, пополняя  при этом представления о зимующих птицах нашего села, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Прививая любовь к родному краю мы учим любить свою Родину.

Тип проекта: исследовательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Возраст детей: 4-5 лет

Участники проекта: дети (12 человек), родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (14.11.2016-20.11.2016).

Цель:

 развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности.

Задачи.

1.Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

2. Создать условия для формирования у детей знаний о зимующих птицах (их внешнем виде, повадках, жизни зимой), заботливого к ним отношения.

3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

4.Привлечь воспитанников и их родителей к активному участию в помощи птицам зимой.

 Этапы и содержание проекта

Подготовительный этап (организационный)

  • Выявить уровень знаний детей о зимующих птицах (в начале проекта).
  • Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

Основной этап (практический)

  • Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.

Создать единый детско-взрослый коллектив.

 Заключительный этап (итоговый)

  • Выявить уровень знаний детей о зимующих птицах (в конце проекта)
  • Коллективная аппликация «Зимующие птицы нашего села»”. Цель: обобщить   знания о зимующих птицах, умение выполнять аппликацию, используя нетрадиционные материалы (пластилин, бисер).
  • Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Зимующие птицы нашего села».

Ожидаемый результат:

  1. Узнавание  и называние детьми  2-3 зимующих птиц  родного села.
  2. Участие  родителей  в проекте.
  3. Развитие  умственных способности детей, проявляющихся в умении выдвигать свои гипотезы, самостоятельно делать выводы, анализировать.
  4. Формирование начал экологической культуры . Мир птиц станет интересен  каждому ребенку.
  5. Формирование духовно нравственной личности, живущей в гармонии с природой.

Возможные риски:

  1. Нерегулярное посещение детьми детского сада.
  2. Правила и нормы поведения в природе  не поддерживаются в семье.

Пути преодоления рисков:

  1. Познакомить родителей с проектом, с целью заинтересовать их , побудить принять участие (рекомендации для родителей «Совместная деятельность родителей и детей: гости у кормушки»).
  2. Индивидуальная работа с ребенком в свободное время.
  3. Создание условий для опытно-экспериментальной деятельности для детей и родителей,  как дома,  так и в детском саду.

4. Создание презентации «Зимующие птицы»

Способы и средства достижения результата:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность по теме «Зимующие птицы»
  2. Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению кормушек «Птичья столовая», совместной аппликации «Дерево в снегу»
  3. Наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке (повадки, внешний вид, кто и где любит находиться, устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды)
  4. Беседы:
  • Птицы, какие они? Что ты знаешь о птицах?
  • Как узнать птицу? Как разделить птиц на зимующих и перелетных?
  • Как помочь птицам зимой? Чем подкармливать зимующих птиц?
  • Кто к кормушке прилетел? О чем щебечет воробей?
  • Какое значение имеют птицы в жизни человека?
  1. Дидактические игры:

Лото «Птицы»,

«Собери птичку»,

     6.Словестные игры:

        «Опиши-я отгадаю»

        «Улетит-не улетит»

    7.Подвижные игры:

  «Воробышки и автомобиль», «Совушка и мышки», «Синички и кот».

8. Оформление результатов проекта коллективная аппликация «Зимующие птицы нашего села», презентация «Зимующие птицы».

 Обеспечение:

  1. Выделение цели и решаемых задач проекта.
  2. Подборка и изучение специальной художественной и методической литературы.
  3. Демонстрационный материал.
  4. Практические задания для детей (поручения, труд в природе и т. п.).

Отчет о реализации проекта «Зимующие птицы нашего села»

В ходе реализации проекта было изготовлено 10 кормушек для птиц, изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок. В период проведения проекта проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц;
  • Наблюдение за их поведением (на улице, из окна);
  • Использование разных кормов;
  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Вороны прилетали, но собирали корм под кормушкой. За время проведения акции к кормушкам прилетали:

  • Синицы – 30;
  • Снегири – 4;
  • Воробьи – 15;
  • Вороны -3

В результате проведенной работы дети узнали:

  • Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях.
  • Как различить птиц по окраске;
  • Какие корма предпочитают птицы.

 Были сделаны следующие выводы:

  • Чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  • В ветреные дни птицы не прилетают;
  • Из кормов воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
  • Воробьи прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;
  • Кормушку посетили 4вида птиц;
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

 

Была проведена консультация для родителей «Как наблюдать с детьми за птицами», «Правила поведения при наблюдении за пернатыми». 70% родителей приняли активное участие в реализации проекта.

При помощи родителей были созданы не только кормушки, но и выполнена совместная аппликация «Дерево в снегу».

Была подобрана картотека книг, фотоальбом и создана презентация «Зимующие птицы».

В результате проектной деятельности знания детей о птицах расширились: в начале проекта 7детей из12 могли назвать 2-3 знакомых зимующих птиц( с опорой на иллюстрации) ,в конце проекта уже11детей уверенно называют 2-3 зимующих птицы( без опоры), а 5детей могут назвать4 птицы ), ребята научились правильно подкармливать птиц, появилось заботливое отношение к птицам ( всегда напоминают взять корм на прогулку), повысился познавательный интерес к конструированию из бросового материала, к изготовлению аппликаций из нетрадиционного материала.

Продолжение проекта на протяжении всей зимы.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
  2. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Г.А., Проекты в работе с семьей. Методическое пособие.- М.: ТЦ. Сфера, 2012.-128 с.
  5. Журнал для детей «Непоседа».
  6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой".  Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Тип проекта: познавательно-исследовательскийУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель группы   Срок реализации проекта: краткосрочный   Формы работ...

Проект "Зимующие птицы нашего края"

Очень важно сейчас, чтобы дети любили и уважали всё живое вокруг....

Проект "Зимующие птицы нашего края".

Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «...

Проект "Зимующие птицы нашего края".

Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «...