Конспект занятия по познавательному развитию №31 в подготовительной группе «От арабских цифр к роботам и компьютерам»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной  группе «От арабских цифр к роботам и компьютерам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 31_ot_arabskih_tsifr_k_robotam_i_kompyuteram.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «От арабских цифр к роботам и компьютерам»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: расширять у детей знания об открытиях и изобретениях.

Программное содержание: формирование у детей представление о значении открытий и изобретений в жизни человека, закрепление у них умения анализировать ситуацию, выбирать оптимальное решение и умение соблюдать правила безопасности, воспитание уважения к достижениям человеческой цивилизации.

Материалы и оборудование: иллюстрации: счёты, калькулятор, арифмометр, касса в магазине, компьютер (старый и современный); пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: у детей сформированы знания о об открытиях и изобретениях.

Структура занятия

I

Вводная часть

 «Найди пару»

5 мин

II

Основная часть

23 мин

1

Беседа

 

10 мин

2

Физкультминутка

 

4 мин

3

Работа в пособии

Задание 2

3 мин

4

Работа в пособии

Задание 3

3 мин

5

Работа в пособии

Задание 4

3 мин

III

Заключительная часть

2 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Игра «Найди пару»

- Сегодня мы поиграем в игру «Найди пару». Правила вы знаете. Нам надо найти среди волшебных предметов пару современных. Рассмотрим картинки.

Дети легко находят пары для всех предметов, кроме волшебной палочки. В ходе игры перед детьми возникают затруднения – нельзя подобрать аналог волшебной палочки.

- Скажите, а зачем объединяются те пары предметов, которые мы уже подобрали? (Телевизор и блюдечко показывают, что происходит в мире; и на ковре, и на самолёте люди летают; избушка и дома на сваях стоят в болотистой местности; с помощью гуслей и магнитофона звучит музыка и так далее)

- Правильно, они объединяются одним действием. А какое действие у волшебной палочки? (Она выполняет желания.)

- А что или кто в современном мире выполняет желания? (Бабушка, деньги, президент…)

Ответы могут быть совершенно разные, но воспитатель объясняет, что все желания не выполнишь, например: Бабушка не может подарить новую квартиру; денег маленькие детки не зарабатывают; президент не может развеселить, если тебе грустно, и прочее.

- А ведь волшебная палочка выполняет все желания без исключения. Неужели нет ничего, что могло бы выполнить все желания? Давайте я вам расскажу одну историю, а вы потом сами мне скажите, что нам поможет.

II. Основная часть

  1. Беседа

- Давным-давно, в Древнем мире, жили люди которые не умели считать, а им очень было нужно торговать с другими людьми. Люди эти называли себя арабами. И вот придумали они считают свой товар по количеству пальцев на руках. А чтобы не путаться, каждому пальцу придумали знак – цифру, а потом придумали правила составления чисел больше 9 из нескольких цифр. Кто вспомнит, как называются эти цифры? (Арабские.)

 - Правильно. Прошли годы, и с этими цифрами познакомились люди из Европы. Они поняли, что этими цифрами легче и быстрее можно научиться считать. А считать им приходилось много, ведь они были большими путешественниками и торговали с очень многими народами. Рук буквально уже не хватало, тогда они подумали-подумали и придумали первый счётный прибор.

Воспитатель показывает счёты.

- Как он называется? (Счёты.)

- Правильно. Само название говорит о том, что может делать это прибор. (Считать.)

- Можно сказать, что счёты – это первый прибор, который помог людям выполнить их желание – считать много и долго. Подумайте, что помогло людям выполнить их желание, а я продолжу рассказ.

- Через много лет люди очень захотели, чтобы счёты могли бы не только помогать человеку складывать, а вообще делали это сами, чтобы человек не ошибался. Подумали-подумали люди и придумали другой прибор – арифмометр.

Воспитатель показывает изображение этого прибора.

- Это слово обозначает, что прибор может складывать и вычитать любые числа. Кнопками набираешь число, потом знак «+» или «-» и следующее число. Прокручиваешь ручку, и готово – на полоске из цифр набран правильный ответ.  Современный прибор, который работает по тому же принципу, вы видите каждый раз, когда с мамой ходите в магазин, - это касса. Как вы думаете, что помогло людям выполнить их желание  правильно? (Приборы.)

- Правильно. Но ведь приборы откуда-то взялись. Подумайте ещё. Между прочим, у вас сейчас тоже большое желание ответить на вопрос правильно. И вам тоже это понадобится, чтобы выполнить своё желание. А я пока  продолжаю.

Ещё прошло много лет. Конечно, касса – очень удобная вещь, но в карман её не положишь. А людям надо считать и в магазине, и на работе, и дома… Короче говоря, прибор должен был стать маленьким. Подумали-подумали люди и придумали вот этот прибор.

Воспитатель показывает калькулятор.

Теперь считать можно было где угодно. Красота! Расскажите, кто у вас пользуется такими приборами и почему.

Дети рассказывают.

- Догадались, что людям помогло выполнить их желание? Что помогает вам догадаться, когда надо ответить на вопрос? (Ум, голова.)

- Вот, уже совсем близко. Конечно, ум, знания помогают человеку выполнить его желание. Но не только они. Подумайте, только ли знания помогают вам, например, ухаживать за растениями в нашем уголке. Только ли знания того, где лежат ваши игрушки, помогает вам наводить порядок в группе? Итак, люди могли считать где угодно, но не очень быстро, а им хотелось иметь такой прибор, который мог быстрее человека реагировать на изменения, например для самолетов или машин, когда человек не успевает из-за большой скорости реагировать на какие-то опасности. Подумали-подумали, вспомнили всё, что знали, долго-долго работали изобрели новый прибор – компьютер.

Воспитатель показывает картинки с компьютерами.

- Вот так он выглядел тогда, вот так он выглядит сейчас. Как вы думаете, только ли знания помогли людям выполнить их желания? (Нет, ещё они много работали.)

- Совершенно верно волшебной палочкой для любого человека становятся его трудолюбие и любознательность, тогда все желания исполняются.

2. Физкультминутка

- А хотите поиграть в тех роботов которые изобретут в будущем? (Да.)

- Тогда вам понадобятся ваши знания и трудолюбие. Согласны? (Конечно.)

- Знания вам нужны будут, чтобы не путать право и лево, верх и низ, а трудолюбие поможет точно и чётко выполнять команды.

Воспитатель даёт команды, а дети их выполняют. Кто ошибается, тот вылетает из игры в «ремонт».

3. Работа в пособии – Задание 2

- Внимательно рассмотрите картинки. Все эти предметы помогали людям считать в разное время. Расставьте правильно по порядку эти картинки от самой древней до самой современной.

4. Работа в пособии – Задание 3

- Покажите стрелками, как изменились предметы с течением времени.

- Что в них изменилось, а что осталось прежним?

- Какой предмет используется до сих пор?

- Почему?

5. Работа в пособии – Задание 4

- Как вы думаете, что может сделать робот за человека, а что нет? Почему?

III. Заключительная часть

-  Скажите, можете ли вы теперь ответить на вопрос, что у современного человека есть вместо волшебной палочки? (Это знания, ум и трудолюбие.)

- Да, при помощи этих помощников вы можете и денег заработать, и квартиру купить, и друга развеселить, если он загрустил, да и самому развеселиться – когда человек чем-то занят, скучать ему некогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Все профессии нужны, все профессии важны"

Данное занятие направлено на изучение существующих профессий, воспитание любви и уважения к ним; на формирование представлений о професиях родителей, значимости професий в жизни людей. ...

Конспект занятия по познавательному развитию (валеологии) в подготовительной группе "Чтобы глаза видели"

Программные задачи: Показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека, рассказать об особенностях  строения глаза;Формировать у детей навыки ухода за глазами;Продолжать развивать разговор...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе детского сада

Мини-музей ,,Путешествие в прошлое. Чем пользовались люди до изобретения электроприборов.”...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе "Экскурсия по временам"

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе "Экскурсия по временам".Задачи:- систематизировать знания детей о сезонных изменениях- уметь узнавать по голосу ж...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Велика моя Россия - родина моя!"

Данный материал можно использовать в своей работе педагогам ДОУ во время тематической недели на тему "Моя Родина - Россия"....

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Конспект занятия по познанию в подготовительной группе «От арабских цифр к роботам и компьютерам»

Интеграция образовательных областей: познание,коммуникация, социализация.Программное содержание:формировать у детейпредставление о значении открытий и изобретений в жизни человека, закреплять у них ум...