Пособие
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Оружбекова Лале Шарафитдиновна

Методическое пособие : "Чудо-дерево"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пособие – «Чудо - дерево» - представляет из себя дидактическое пособие, из экологически чистого материала – дерева, размером 65:55 см., имеющее магнитную основу, что позволяет многоразовое, легкодоступное, многофункциональное, использование.

Актуальность  . Проблема речевого развития стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным     программам. Начиная со среднего дошкольного возраста в ДОУ ведется работа по формированию грамматической стороны речи. Но, как показывает практика и изучение речевого развития детей, наблюдается высокий процент дошкольников с речевыми нарушениями, а именно: отмечается нехватка системных знаний в речевом развитии, а это в свою очередь влечет за собой недоразвитие и связной речи и неумение владеть речевым общением. Также прослеживается низкий уровень и в становлении непосредственно грамматического строя речи и формирования звукопроизношения. Кроме того, дети отличаются друг от друга не только различной сформированностью речевых навыков, но и уровнем развития познавательных процессов, возможностями преодоления речевых нарушений. В связи с этим возникла необходимость более пристального внимания к речевому развитию детей.

Несмотря на быстро меняющуюся вокруг действительность и возникающие проблемы в развитии, неизменной тягой детей остается игра. Ведь именно «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», как говорил В. А. Сухомлинский.

Дидактическая игра – это активная образовательная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.  Речевая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Любые дидактические и словесные игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения.   Данное пособие – это совокупность дидактической и словесной игры, но в отличие от дидактической игры,   охватывает многообразие различных игр, а в отличие от словесно – речевой игры – имеет наглядность. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму», гласит китайская притча. Поэтому данное пособие «Чудо-дерево» является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами.

Цель ; Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времени года, о животном и растительном мире, развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы, развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование лексико-грамматических категорий языка.

Задачи: Данное пособие «Чудо-дерево» позволяет:

•Формировать лексико-грамматический строй речи;

•Развивать связную речь;

•Систематизировать знания и углублять представления об окружающей действительности в ходе изучения лексических тем, подходящих для применения данного пособия («Осень»; «Зима»; «Весна»; «Лето»; «Птицы»: перелетные, зимующие; «Деревья»; «Фрукты») ;

•Расширять и активизировать словарный запас (предметный и глагольный словарь, внедрение качественных и притяжательных прилагательных) ;

•Формировать способность детей переключаться от реальной визуализации к образной и абстрактной, что способствует развитию мышления, воображения, восприятия, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений).

•Усваивать разные стороны грамматического строя речи: система словоизменения - правила склонения и спряжения, словообразование (уменьшительно-ласкательные, формы существительных, образование сущ., прил., глаголов, сложных слов, согласование (сущ. с прил. ; сущ. с числит., формирование фразы, усвоение предлогов (перед, через, от, до, в, на, между, над, из, по, у, за, мимо, из-за, для, без, вокруг, около, впереди, среди, вблизи, под, внутри, сзади, сквозь) ;

•Повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников через взаимодействие при изучении лексических тем (в виде демонстрационного стенда) .

Этапы : Процесс создания данного пособия включает несколько этапов:

1. Изготовление деревянного каркаса и основания;

2. Изготовление оцинкованных частей (с двух сторон, которые являются магнитной основой пособия;

3. Нанесение самоклеющейся пленки (с одной стороны – сезон осень, зима) ;

4. Соединение деревянного каркаса и оцинкованной части (при помощи шуруповерта) ;

5. Покрытие акриловыми красками.

Результативность : Основные достоинства дидактического пособия «Чудо-дерево»:

•Доступность;

•Мобильность;

•Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей) ;

•Возможность замены учебного материала;

•Использование в качестве образовательной и игровой мотивации.

Этапы работы с пособием «Чудо-дерево»:

Как и в любой дидактической игре, при проигрывании с использованием данного пособия реализуются несколько этапов:

1. Постановка дидактической задачи (в зависимости от выбора игры, которая реализуется через игровую задачу;

2. Игровая задача определяет игровые действия, которые становятся задачей самого ребенка;

3. Результат, т. е. решение поставленной задачи.

Дополнительно к пособию подобраны тематические картинки и карточки: птицы: зимующие и перелетные; фрукты по цветовому различению, картинки с зенными явлениями и признаками; набор картинок и фигурок для работы с предлогами; подбор картинок с веточками и семенами деревьев.  Примеры игр и игровых заданий:

1. Цель: формирование лексико-грамматического строя

•«Жадина» (назвать своим каждый предмет : мой, например, лимон, моя, мое, мои) ;

•«Посчитай» (от 1 до 5, например, одна перелетная птица, две перелетных птицы, и т. д.) ;

•«Варенье» или «Что из чего сделано? » (например, варенье из яблока какое? – яблочное) ;

•«Чья, чей, чьи, чье? » (У вороны голова – воронья, хвост вороний, крылья –вороньи, туловище - воронье) ;

•«Я, ты, он, она, мы, вы, они» (я смотрю на ласточку, ты смотришь на ласточку… .) ;

•«Назови одним словом»;

•«Что в банках» (составление предложений, например, с предлогом -из - из чего сок, если в банках груши – из груш) ;

•«Чего не стало»;

2. Цель: Обогащение и активизация словарного запаса

•«Кто, что делает? » (например, белка: прыгает, чистит, грызет, собирает, меняет) ;

•«Найди и назови все желтые» (например, фрукты) ;

•«Игры - загадки»;

3. Цель: развитие связной речи

•«Что где находится»;

•«Кто, где спрятался» (игра на предлоги) ;

4. Цель: Систематизация знаний и представлений об окружающей действительности

•«Зима, лето, весна, осень» (дети выбирают сезонные признаки) ;

•«Выбери» (например, всех перелетных птиц, всех зимующих, все желтые фрукты, все красные, все зеленые)

•«С какого и какой? » (например, лист березы, значит, он березовый; можно усложнить, и определить по контуру, по описанию) ;

Систематическое применение речевых игр позволяет детям устанавливать разнообразие связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями, сказывается в заметном изменении структуры и строя  детской речи, в  употреблении сложноподчиненных предложений, в овладении словообразованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»

Данное электронное пособие предназначено для педагогов  дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.          Цель данного пособия:...

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

методическое пособие" Многофункциональное пособие «Волшебный куб»"

Цель: развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

«Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.

Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте....

ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)

Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...