Проект «Огород на подоконнике»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Бондаренко Наталья Сергеевна

Проект «Огород на подоконнике»

 с воспитанниками 

средней группы «Светлячок»

Воспитатель: Бондаренко Наталья Сергеевна первой

квалификационной категории

 

Возрастная группа: 4-5 лет.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Срок реализации проекта: краткосрочный

 

Актуальность проекта: Окружающая среда, ближайшее окружение - это кладезь для исследований и знакомств с тайнами природы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Краткосрочный проект «Огород на подоконнике», помогает в экспериментальной, исследовательской доступной деятельности познакомить с удивительным и многообразным миром растений. Ознакомление с ростом и развитием растений осуществляется в весенний период, при выращивании в помещении детского сада различных культур из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике. Наблюдения за происходящим с растениями, побуждают детей бережно относиться к растениям, закладывают основы бережного отношения ко всему живому.

 

 

Проблема: Дети дошкольного возраста, в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, а их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит из – за длительной зимы.

 

Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

1. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности через активную самостоятельную деятельность по выращиванию растений, умение устанавливать связи между предметами, их назначением.

2.Воспитывать любознательность и наблюдательность. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

3. Дать детям доступное их пониманию представление о разнообразии, особенностях строения и условиях роста растений, и их значении для человека.

4.Закреплять знания детей о строении луковицы,  об условиях необходимых для  роста  растения, развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).

5.Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений.

Этапы проекта:

1. Сбор и анализ литературы по данной теме (стихи, поговорки, сказки, загадки).

2.Сбор необходимого материала, дидактических игр, пособий.

3.Накопление необходимого материала для моделирования огорода на подоконнике.

4.Просмотр мультфильма «Чиполлино» Дж. Родари.

 

Предполагаемые результаты проекта : Дети познакомятся с культурными растениями. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук (в двух позициях в грунте и в воде), горох, помидоры, цветы. Дети узнают способы выращивания растений (путем выращивания из семян, рассады, луковиц, о сроках жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста). Закрепят знания через наблюдения и смогут сделать первые выводы, у детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. Получение первого положительного опыта о результатах  собственных трудовых действий.

Продукт проектной деятельности:

 1. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Сбор и анализ литературы по данной теме (стихи, поговорки, сказки, загадки).

2. Подготовка  необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена).

3. Накопление необходимого материала для моделирования огорода на подоконнике.

 

Познавательно – исследовательская  деятельность:

Опыт - наблюдение: «Что вырастет из зернышка» (гороха, цветов, помидор). Показать детям, как растения вырастают из семян.

Опыт – наблюдение: «На свету и в темноте». Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.

 Опыт - наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и роста лука.

 

Практическая деятельность:

Посадка гороха, помидора, цветов, лука.

Рисование « Лук»

Лепка «Овощи на грядке».

Аппликация: «Овощи на тарелке».

 

Беседа «Все начинается с семечка» .Цель: расширять знания детей об особенностях строения и роста растений; развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность; воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Беседа «Вкусно и полезно». Цель: формировать представления о пользе овощей и фруктов; учить отвечать на вопросы полным ответом.

Беседа, рассказ «Овощи и фрукты – полезные продукты». Витамины в овощах и фруктах. Цель: способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; формировать представление о важности и пользе фруктов и овощей; обогащать словарный запас; развивать устную речь.

 

Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «В нашем огороде», « Овощи у Зины, « У нас на огороде».

У нас на огороде

(самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке)

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород!

(большой палец правой руки)

 

Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим.

Движения прямыми ладонями

Мы морковку трем, трем,

Потереть ладони друг о друга

Мы капусту солим, солим.

Сложить пальцы в щепотку.

Мы капусту мнем, мнем

Сжимать и разжимать кулачки.

И в баночки кладем

А потом пробуем.

 

В нашем огороде

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

 

Овощи у Зины

У девочки Зиночки

(дети делают ладошки «корзинкой»)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачок

(сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!

(показывают большой палец)

Дидактические игры:

«Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения». Закрепить знания детей об овощах и растениях.

Физкультминутка. Овощи.

В огород пойдем,

(шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем                              

  ( «таскают»)

И картошки накопаем.                                  

  («копают»)

Срежем мы кочан капусты,                            

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,                  

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко                            

 («рвут»)

И вернемся по дорожке.                                

  (шаги на месте)

   Ах, какой же урожай, 

(дети стоят лицом в круг)

Побыстрее собирай. 

(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки, 

(имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей, 

(наклониться, правой рукой)

Чтобы съесть их поскорей. 

(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)

Срежь капусту, посоли, 

(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

Маму с папой угости.

(отвести поочерёдно руки вправо – влево)

Выдерни морковь, редиску,

(имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко. 

(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

Ай, какой же урожай, 

(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

Ты в корзину загружай. 

(руки развести в стороны, направив их движение к себе)

Спрятались на грядке ловко 
Репка, свекла и морковка. (присесть, прикрыть глаза руками) 
За ботву потянем, 
Из земли достанем. (встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем морковку») 
Будет малышам обед: 
Борщ, пюре и винегрет. (высокие прыжки с поворотами в разные стороны)

Во дворе растёт подсолнух. 
Во дворе растёт подсолнух, 
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) 
Рядом с ним второй, похожий, 
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.) 
Вертим ручками по кругу. 
Не задень случайно друга! 
Несколько кругов вперёд, 
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) 
Отдохнули мы чудесно, 
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/19/s_5ec40a5209742/1460593_1.png

Загадки, поговорки об овощах и фруктах.

Огород – для семьи доход.

 «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не    ждут)».

Загадки

Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)

Красненькие сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)

Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)

Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)

Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок)

Чтение художественной литературы:

стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,

Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,

сказки К.Чуковского «Огород»,

О. Емельянова «Что растёт на огороде»,

 «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей» - сказки, «Купите лук».

Стихи:

 А. Максакова

«Посадила в огороде»

Посадила в огороде;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют.

 

Т. Казырина

«А у нас в саду порядок»

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и  друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни!

 

Ешьте овощи и фрукты!

Ешьте овощи и фрукты -
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!

Н. Довженко
С белым хвостиком редиска
Зарумянила бочок,
С грядки нам сестра Раиска
Собрала большой пучок.

Е. Жуковская
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.

 

Сюжетно-ролевая игра

«Овощной магазин»

Просмотр мультфильмов:   просмотр мультфильма Дж. Родари «Чиполлино»

 

Использованная литература:

  1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
  3. Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
  4. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
  5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
  6. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
  7. Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
  8. Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
  9. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
  10. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
  11. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
  12. Сигимова М.Н. Познание мира растений.
  13. Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
  14. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
  15. Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
  16. Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

17.Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые  технологии:  игровая,  сказкотерапия...

Проект огород на подоконнике " Во саду ли в огороде".

Проект огород на подоконнике "Во саду ли в огороде"...

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»...