Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Галсанова Алевтина Дашеевна

конспект НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые»

Цели:

  1. Коррекционно-образовательные:

• учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;

• формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

  1. Коррекционно-развивающие:

• упражнять детей в подборе имён существительных к глаголам;

• закреплять знания о частях тела насекомых;

• активизировать и расширять словарь детей по теме.

  1. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

предметные картинки, разрезные картинки, текст стихотворения, картинки для работы с предлогами, картинки для игры: «Четвёртый лишний».

Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением: К. Бальмонт «Комарики-макарики», Л. Мадзалевский «Мотылёк», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик», К. И. Чуковский "Муха Цокотуха".

Ход занятия

Организационный момент

Педагог :

Чтение отрывка из стихотворения «Муха-Цокотуха».

Муха, Муха-Цокотуха, Я вас чаем угощу!»

Позолоченное брюхо! Тараканы прибегали,

Муха по полю пошла, Все стаканы выпивали,

Муха денежку нашла. А букашки по три чашки

Пошла Муха на базар С молоком и крендельком:

И купила самовар: Нынче Муха-Цокотуха

«Приходите, тараканы. Именинница!

Педагог:

Назовите одним словом персонажей из стихотворения? (Насекомые).

Посмотрите на картинки, назовите этих насекомых.

Посчитайте их.

Игра: «Один-много» — образование существительных родительного падежа множественного числа.

Один шмель — много (кого) шмелей.

Один комар — много (кого) комаров.

Муха, таракан, стрекоза, пчела, оса, кузнечик …

А как можно назвать насекомых ласково?

Игра: «Назови ласково» — образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Комар — комарик. Паук — паучок.

Стрекоза — стрекозка. Шмель — шмелик.

Пчела — пчёлка. Муха — мушка.

Жук — жучок.

Внимательно послушайте предложения и подумайте, как можно закончить предложение.

Игра: «Закончи предложение»

Муха разносит — (болезни). Жук грызёт — (кору).

Пчела собирает — (мёд). Гусеница объедает — (листья).

Комар кусает — (человека). Божья коровка поедает — (тлю).

Как вы думаете? Как можно сказать если:

Игра: «Образуй сложные слова»

Бабочки разного цвета, значит они — разноцветные.

Муравьи любят трудиться, они — трудолюбивые.

Комар пьёт кровь, он — кровопийца.

У таракана длинные усы, значит он — длинноусый.

Молодцы!

Сейчас мы поиграем в игру. Назовите лишнее.

Игра: «Четвёртый лишний»

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, самолёт.

Комар, бабочка, белка, кузнечик.

Оса, стрекоза, бабочка, таракан (не летает).

Игра: «Чьи лапки? Чья голова? Чьи крылышки?

У муравья лапки — муравьиные, голова — муравьиная.

У пчелы крылышки — пчелиные, голова — пчелиные.

У комара животик — комариный, голова — комариная.

Динамическая пауза.

Педагог читает текст. Дети выполняют движения.

Я шагаю по лужайке — Шагают.

Сверху ясно мне видна Поднимают руки вверх.

Вся зелёная страна. Разводят руки в стороны опуская их.

Вот улитка — добрый гномик — Показывают пальчиками усики (два пальчика).

На себе таскает домик. Обхватить себя руками.

Вот стоит высотный дом — Руки вверх.

Муравьи хлопочут в нём. Два пальчика шагают по столу, полу.

А сейчас, мы составим рассказы про этих насекомых.

Рассказы составляем с опорой на схему.

Логопед показывает схему описания и уточняет у детей, как нужно строить свой рассказ.

Сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать:

• какие части тела у него есть (голова, лапки, крылья, брюшко и т. д.).

• где оно живёт (улей, муравейник, листья трава).

• чем питается (нектаром листьями, корой деревьев).

• как передвигается (с помощью лап или крыльев).

• Вред или пользу приносит окружающей среде.

Составление рассказа о бабочке по схеме.

Бабочка.

Это бабочка. У неё есть голова, лапки, крылья, брюшко, усики. Бабочка — это летающее насекомое с красивыми большими крыльями. Чаще всего бабочку можно увидеть там, где много цветов. Питается бабочка нектаром, который она высасывает из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет.

Дети составляют ещё 3-4 рассказа.

Педагог (подводит итог занятия): «О ком мы сегодня говорили? Какую пользу приносят насекомые? Каких насекомых вредителей вы знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...

Окружающий мир Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Зима не лето, в шубу одета".

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Зима не лето, в шубу одета"....