Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Материки и их животный мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

 

Тема: «Материки и их животный мир»

Форма проведения: квест-занятие

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: формировать у детей целостный взгляд на мир

 

Образовательные задачи:

- Закреплять у детей представление об особенностях животного мира шести материков, о взаимосвязях от среды обитания;

- Закреплять и уточнять знания детей о материках.

-Продолжать формировать у детей личностное восприятие эмоционального, оценочного отношения к миру.

- Вызывать интерес к окружающему миру,

Развивающие задачи:

-Развивать познавательную активность детей.

-Развивать наблюдательность, логическое мышление.

- Развивать любознательность и кругозор.

-Развивать речь, память.

-Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

-Учить детей понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к окружающему миру.

- Воспитывать основы экологического сознания.

Здоровье сберегающие задачи:

- при помощи зрительной гимнастики укреплять глазные мышцы, снимать физическую и психоэмоциональную напряжённость.

Предварительная работа:

  1. Просмотр презентаций: «Белые медведи – обитатели Антарктиды», «Пингвины», «Животные материков», «Христофор Колумб – путешественник-мореплаватель».
  2. Беседы: «Материки», «Животные материков».
  3. Викторина: «Животные леса».
  4. Заучивание стихотворений «Материки». «Океаны».
  5. Дидактические игры «Найди материк для животного», «Назови животное».
  6. Рисование «Животные Африки», лепка «Бурый медведь – хозяин леса», Аппликация «Пингвины».
  7. Оформление выставки «Животные материков».

 

 

 

 

Содержательный этап: Для проведения квест- занятия выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через выполнение определённых заданий.

Мотивационный этап: Мотивация проходила через поставленную проблему: выполнить все задания и в конце получить награду.

Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялась их заинтересованность, организованность и внимательность.

Благодаря использованию здоровье сберегающих технологий и включения в занятия подвижные упражнения, гимнастику для глаз, частую смену деятельности, у детей не проявлялось признаков утомляемости.

Планируемые результаты:

Дети достигли и получили результат, так как полностью смогли реализовать поставленные задачи. Задания выполнены правильно на всех этапах игры.

Проводя анализ можно сказать, что все игровые ситуации были построены логично и имели взаимосвязь, что облегчало их выполнение.

Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей. Их активность была высокой.

Считаю, что выбранная форма организации квеста была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала их к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Ход НОД

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

И скажем нашим гостям: «Доброе утро»!

Мотивационный этап

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло письмо и необычная посылка. И просили передать всё это к нам в группу. Прочитайте на конверте, от кого это письмо? (от Христофора Колумба). А вы знаете, кто это? (ответы детей). Правильно, Христофор Колумб великий путешественник-мореплаватель. Давайте прочитаем, что он нам написал.

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Я очень люблю путешествовать. И вас приглашаю в кругосветное путешествие. Высылаю вам посылку. В ней лежит то, что поможет вам в путешествии. Выполните все задания и в конце путешествия вы получите награду. Желаю удачи! В добрый путь!

     Но прежде, чем вы откроете посылку, отгадайте мои загадки».

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

(Глобус)

Воспитатель: Да, это глобус.

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта)

Воспитатель: Правильно, это географическая карта. А для чего нам нужны эти предметы? Чем они могут нам помочь? (для путешествия по земному шару).

Воспитатель: Что же мы с вами сегодня будем делать? (ответы детей). Правильно, мы отправимся в путешествие! А чем отличаются путешественники от туристов? (Путешественники любят путешествовать по разным городам и странам, и иногда не знают на какое время они останутся, и куда отправятся дальше. А туристы выбирают точный маршрут, и останавливаются там, где задумали).

Воспитатель: На протяжении многих веков знаменитые географы совершали кругосветные путешествия для того, чтобы составить карту нашей Земли. Чтобы представить себе не только ее поверхность, но и форму, ученые изобрели глобус.

-Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

-Какая форма у глобуса? (форма шара)

- Что такое географическая карта? (развёрнутый глобус)

-Какого цвета больше всего на глобусе (голубого). Почему? (ответы детей). Да, наша планета из космоса кажется голубой из-за множества морей, океанов, рек и озёр.

- Сейчас мы с вами узнаем о всех океанах?

(Рассказывает стихотворение ребёнок)

На нашей Земле океанов –Четыре:

ИНДИЙСКИЙ – Самый соленый в мире,

Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ славен сельдями,

ЛЕДОВИТЫЙ все время спит подо льдами,

А ТИХИЙ, конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий!

Воспитатель: Что на глобусе обозначено коричневым цветом?

(Коричневым цветом обозначены горы)

-На карте можно обозначить горы от самых маленьких, до самых больших. Если горы низкие – светло-коричневым цветом, если горы средние – просто коричневым, а самые высокие – тёмно-коричневым.

-А что на глобусе обозначено жёлтым цветом?

(Жёлтым цветом обозначена пустыня (песок)

-Что на глобусе обозначено зелёным цветом?

(Зелёным цветом на глобусе обозначены леса)

- А что ещё расположено на глобусе?

(На глобусе расположены материки).

- Сколько всего материков?

(6 материков)

 (разворачивает карту, на которой изображены только океаны).

Воспитатель: У нас есть карта, но на ней изображены только океаны, а материков нет.

Воспитатель: В посылке еще что-то лежит. (достаёт Книгу путешественника. Дети читают). Значит Книга путешественника нам тоже поможет.  Вы готовы отправится в путешествие?

Воспитатель: Какой материк самый маленький? – Австралия (достаёт из волшебной книги материк)

Воспитатель: Правильно, это Австралия.  (достаёт из книги материк и прикрепляет к карте. (показ слайдов)

 Австралия – самый маленький материк. Австралия со всех сторон омывается морями. Там почти всегда светит солнце. Рек и озёр не много, потому, что выпадает мало осадков. В Австралии растут деревья эвкалипт и золотая акация. В Австралии живёт самая большая птица страус Эму и очень быстрое сумчатое животное – кенгуру.

Воспитатель: А какие ещё животные живут в Австралии?

(коала, ехидна, муравьед, собака динго, попугаи).

Воспитатель: послушайте загадки и отгадайте их.

Попрыгушка, поскакушка.

С сумочкой на толстом брюшке.

Не рубли там, не монетки.

Из него глазеют детки.

Скачет, скачет по двору

С ними мама… (КЕНГУРУ)

 

Эта птица хоть куда!

Не летает никогда,

Только бегает, как ветер.

Знают птицу все на свете.

(СТРАУС)

-Выложите слово КЕНГУРУ и слово СТРАУС.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились хорошо с заданием Христофора Колумба. А сейчас давайте обозначим Австралию символами. Цвет у Австралии -  оранжевый. Почему? (потому, что на этот материк находится на юге, и там всегда тепло). А второй символ – это сумка. Как вы, думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, потому, что в Австралии живёт кенгуру – сумчатое животное.  Вы справились с первым заданием. Отправляемся в путешествие на следующий материк.

Воспитатель: Какой материк самый жаркий? – Африка (достаёт из волшебной книги материк и прикрепляет к карте) (показ слайдов)

 В Африке самое жаркое в мире солнце и горячий песок. Её можно назвать материком «самых-самых». В Африке находится: самая большая пустыня Сахара, самая длинная река Нил, самое высокое животное жираф, самое большое животное слон, самое быстрое животное гепард. В Африке растут фикусы, папоротники, верблюжья колючка.

Воспитатель: А в знаете, какие ещё животные живут в Африке? (верблюд, носорог, лев, зебра, бегемот, крокодилы, обезьяны, варан).

(Показ слайдов)

Воспитатель: Мы немного разомнемся, математикой займёмся. Послушайте и решите задачи из Африки:

Слон, слониха, 2 слонёнка,

Шли толпой на водопой.

А навстречу им 3 львёнка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей?

(7 зверей)

-Решите следующую задачу.

Пригласил жираф к обеду,

На весёлую беседу:

Носорога, бегемота,

Верблюжонка и слона,

Зебру, крокодила, льва.

Но одумался жираф:

«Я, конечно, был не прав!

Как бы всем нам не пропасть?

Не попасть бы хищным в пасть?»

Хищных льва и крокодила

Не пустил жираф к себе

Испугался, быть беде!

Сосчитайте поскорей,

Сколько у жирафа обедало зверей?

 (6 зверей)

Воспитатель: Молодцы! Вы быстро и правильно решили все задачи. И с этим заданием Христофора Колумба вы справились. Предлагаю обозначить Африку символами. Цвет у Африки – жёлтый. Почему? (потому, что это самый жаркий материк и там находится пустыня Сахара). А второй символ – это солнце, потому, что Африка – материк солнца.

Воспитатель: Отправляемся в путешествие! Какой же следующий материк нас ожидает?

Воспитатель: Какие материки два родных брата? – Южная Америка и Северная Америка.

- Какой материк из них расположен ближе к югу? – Южная Америка. (достаёт и волшебной книги материк и прикрепляет к карте). (показ слайдов)

Америка разделена на два материка. На этих материках разная природа. В Южной Америке много гор. Протекает самая длинная река в мире Амазонка. Там живёт самая маленькая птица на земле – Колибри, она умеет летать хвостом вперёд; самая большая змея – Анаконда, самое высокое дерево Сиквоя.

Воспитатель: Какие ещё животные живут в Южной Америке? (ленивиц, муравьед, ягуар, броненосец, лама, пума).

Воспитатель: Сейчас вам нужно будет в парах собрать животное из разрезных картинок и назвать его. Сказать какое это животное травоядное или хищное.

 Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились и с этим заданием. Мы обозначаем символами Южную Америку. Цвет – коричневый. Почему? (потому, что на материке расположено много гор). Второй символ – горы.

Воспитатель: Отправляемся в путешествие дальше! А чтобы набраться сил, предлагаю немного размяться.

Физкультминутка.

Путешествуя по странам, утомились мы в пути. (дети встают и шагают на месте)

Предлагаю вам, ребята, ручкой, ножкой потрясти (трясут руками и ногами)

Посмотреть направо, посмотреть налево (повороты головой),

Потянуться к солнцу (поднять руки вверх),

Удивиться: "Где мы?" (пожать плечами).

Пролетают птицы, крылья расправляют (машут руками). Деревья – великаны ветками качают, (поднять руки вверх, покачать)

Через ручьи и кочки мы перепрыгнем ловко,

Для первооткрывателей всегда нужна сноровка (прыжки). Вдыхаем свежий воздух, (вдох – выдох)

  Как бабочки кружимся (повороты вокруг себя)

И на цветок чудесный спокойно мы садимся (садятся на стулья).

Воспитатель: Слушайте следующее задание Христофора Колумба. Какой материк из двух братьев расположен ближе к северу? – Северная Америка. (достаёт из волшебной книги материк и прикрепляет к карте). (показ слайдов)

Северная Америка расположена ближе к северу. Там протекает река Миссисипи. В Северной Америке много хвойных лесов, где растут ели и лиственницы; и лиственных лесов, там растут дубы, клёны липы. Природа Северной Америки очень похожа на природу в нашей стране.

Воспитатель: А какие животные живут в Северной Америке? (северный олень, песец, овцебык, полярный волк, медведь гризли, дикобраз, енот, рысь, скунс).

 Воспитатель: А сейчас, мы с вами поиграем в игру «Кто лишний?». Я буду называть несколько животных, а вы должны сказать, какое животное лишнее и почему.

-Медведь гризли, песец, жираф, рысь

-Крокодил, северный олень, дикобраз

-Полярный волк, кенгуру, скунс

-Овцебык, бегемот, лось, енот.

Воспитатель: Повторяйте за мной чистоговорки:

Лень-лень-лень     - скачет северный олень

Раз-раз-раз             -  колючий дикобраз

Олк-олк-олк           - охотится полярный волк

Бык-бык-бык          - идёт рогатый овцебык   

Ведь-ведь-ведь       - спит в берлоге медведь

Ось-ось-ось             -по лесу бродит рогатый лось

Ец-ец-ец                  - бежит пушистый песец

От-от-от                   - полосатый енот

Ысь-ысь-ысь            - прыгает рысь

Воспитатель: Молодцы. Задание вы выполнили. А сейчас обозначим символами Северную Америку. Первый символ цвет – голубой. Почему? (потому, что Северная Америка расположена ближе к северу). Второй символ – река. Это обозначение реки Миссисипи, она самая длинная в Северной Америке.

Воспитатель: -Какой материк самый холодный? - Антарктида (достаёт из волшебной книги материк и прикрепляет к карте) (показ слайдов)

Антарктида – это самый холодный материк на планете. Вся Антарктида покрыта толстым слоем льда и снега. Когда в Антарктиде становится немного теплее, то ото люда откалываются огромные льдины – айсберги. На этом материке нет растений.

Воспитатель: Какие животные живут в Антарктиде? (белые медведи, тюлени, морские котики, моржи, пингвины, полярная сова).  

Воспитатель: А вы хотите узнать, почему белому медведю не холодно в Антарктиде?

ОПЫТ                                      

Когда белый медведь вылезает на льдину из воды, почему его шерсть не покрывается льдом? Ведь он мокрый, а на сильном морозе вода превращается в лёд. Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, предлагаю проделать опыт.

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Рука мокрая, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и смажьте их жиром (детским кремом). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили. Вода собралась каплями, аккуратно стряхните руку. Что, получилось, попробуйте объяснить. (Шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не дает воде пропитать шерсть, вода стекает, не успев замёрзнуть).

Воспитатель: Задание Христофора Колумба вы выполнили. Обозначим материк Антарктиду символами. Первый символ цвет – белый. Почему? (потому, что в Антарктида много снега и льда). Второй символ – снежинка. Это самый холодный материк.

Воспитатель: Какой материк самый большой? – Евразия. (достаёт из волшебной книги материк и прикрепляет к карте) (показ слайдов)

Материк Евразия состоит из 2-х частей – Европы и Азии. На этом материке расположена и наша страна – Россия. В Евразии есть: леса, луга, реки, моря, озёра, степи, горы, пустыни. Евразию разделяют на 4 части: юг, север, запад, восток.

Воспитатель: Какие животные выносят морозы? (Снежные барсы, белые медведи, северные олени, волки).

-Какие животные живут в южной части Евразии? (Верблюды, вараны, ящерицы, дикие козы)
-Какие животные водятся в наших лесах?  (Волк, заяц, лиса, кабан, медведь, лось, ёж др.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Скажи какой?»

- медведь – какой? (косолапый, большой, сильный, огромный, бурый)

-  лиса – какая?  (хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая)

- заяц – какой? (трусливый, маленький, белый (серый), быстрый, косой)

- волк – какой?  (злой, голодный, зубастый, серый, большой, лохматый)

- белка – какая? (проворная, запасливая, быстрая, прыгучая, рыжая)

- ёж – какой? (колючий, маленький, запасливый, осторожный)

- лось – какой?  (рогатый, большой, сильный, бородатый)

Воспитатель: Сейчас вы поучаствуете в викторине «Дикие животные леса»

- У какого животного всю жизнь растут зубы? (у зайца)

- Какое животное гавкает? (лиса)

- Почему медведь, когда спит в берлоге сосёт лапу? (греет новую кожу на лапах тёплым языком)

- Какое животное называют «санитаром леса»? (волка)

- Какого животного боятся волки и медведи? (лося)

- Какое животное называют дикая свинья? (кабана)

- Какое животное плохо видит, но имеет хороший нюх? (ёж)

- Какое животное использует свой хвост, как парашют? (белка)

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились и с этими заданиями Христофора Колумба. Обозначим символами материк Евразия. Первый символ цвет – зелёный. Почему? (много лесов). Второй символ – компас. Почем? (четыре стороны света).

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и сделать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

Надёжный компас, с нами будь,

Ты укажешь верный путь.

Стрелка север показала,

Путь на верх нам указала.

Стрелка юг нам показала,

Путь на низ нам указала.

На восток – глаза направо,

А на запад – влево взгляд.

Теперь быстро поморгаем,

Можно восемь раз подряд.

Сейчас спокойно отдыхаем,

Глаза все дружно закрываем.

Отдохнули. Всё, подъём,

И все дружно мы зевнём.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Назови животное». (Дети передают друг другу по кругу надувной мяч, изображающий планету Земля, и называют животное любого материка).

 Воспитатель: Немного отдохнули, и снова отправляемся в путь! (дети садятся за столы). У вас на столах лежат конверты. Достаньте то, что лежит в конверте. Что это? (материки). Правильно, это материки. Сейчас вы будете работать в парах. Вам необходимо заселить свой материк только теми животными, которые там обитают. (Дети выполняют задание).

Воспитатель:  Расскажите всем о своём материке.

(Дети выходят к доске пять человек и рассказывают четверостишие каждый о своём материке)

 

Делим мир на шесть кусков:
В мире шесть материков.
Раз – Австралия у нас.
Кенгуру там встретит вас.

Вот Америка, смотри.
Юг и север. Два и три.
Северная, Южная,
В мире очень нужная.

А четыре – Антарктида.
Ветрам, холоду открыта.
Там кругом лишь снег да льдины,
А на льдинах спят пингвины.

Дальше, вспоминаем – Пять.
Надо Африку назвать.
В Африке растут бананы,
И живут там обезьяны.

И последней назовем:
Шесть – Евразию, наш дом.
Больше всех она, друзья,
Счастлив, что живу тут я.

 

Воспитатель: Давайте составим ещё одну карту.  (подводит детей к доске с картой без материков). Материки, которые вы заселили животными, мы разместим на этой карте.

Воспитатель: Ребята, помните, что написал нам Христофор Колумб о награде? Вам нужно её найти. Сейчас я буду читать направление, а кто-то из вас будет двигаться по этому направлению. (Ребёнок двигается по заданию воспитателя: три шага вперёд, два шага влево и т.д. Находит сундук и приносит детям. В сундуке находятся медали «Юного путешественника» и раскраски животных. Воспитатель награждает детей).

Воспитатель: Христофор Колумб награждает вас медалями «Юного путешественника». Вы справились со всеми заданиями. Вы настоящие путешественники!

Релаксация

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Кому что понравилось больше всего? Вы молодцы!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности " Наши пернатые друзья"

Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху, закрепить знания детей о приспособлениях и механизмах , позволяющих человеку летать по воздуху. Упраж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Культура поведения - это культура речи, общения и внешнего вида. Внешний вид не только одежда человека, но и его поза, жесты, мимика.При общении надо слушать собеседника, смотреть ему глаза. Замечател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по России "

Занятие развивает у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Помогает обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закреп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Дать детям представление о том. как дикие животные готовятся к зиме. Познакомить с названиями жилищ диких животных: логово, дупло, нора, берлога. Воспитывать любовь к природе, желание сохранять все жи...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Образовательная область: Речевое  развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».  Це...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют животные»

Задачи:- расширять знания детей о том, как некоторые животные зимуют (мыши, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют);- упражнять детей в умении составлять рассказ о животных по схеме - моде...