Конспект занятия по формированию естественно-научных представлений у детей старшей группы на тему: «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шаповалова Светлана Викторовна

Цели и задачи:

  • Познакомить детей с различными свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, различные агрегатные состояния воды, вода – растворитель.
  • Активизировать в речи употребление прилагательных, обозначающих свойства  и состояния воды.
  • Формировать у детей  представления, почему вода нуждается в очистке.
  • Дать детям элементарные представления о процессе фильтрации.
  • Развивать у детей навыки проведения лабораторных опытов.
  • Формировать у детей основы безопасного поведения при проведении опытов.
  • Прививать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование:

фотографии и иллюстрации на тему: «Вода» в большом конверте, мольберт, стаканчики, сосуды различной формы, камушки, палочки, фильтровальная бумага, воронки, мука, соль, сахар, травяной настой, растительное масло, кубики льда, спиртовка, штатив, тарелочка, стекло, салфетки, схемы – модели пара, жидкости и льда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл свойства воды21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию

естественно-научных представлений

у детей старшей группы на тему:

«Свойства воды»

Подготовила воспитатель

Шаповалова С.В.

Цели и задачи:

  • Познакомить детей с различными свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, различные агрегатные состояния воды, вода – растворитель.
  • Активизировать в речи употребление прилагательных, обозначающих свойства  и состояния воды.
  • Формировать у детей  представления, почему вода нуждается в очистке.
  • Дать детям элементарные представления о процессе фильтрации.
  • Развивать у детей навыки проведения лабораторных опытов.
  • Формировать у детей основы безопасного поведения при проведении опытов.
  • Прививать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование:

фотографии и иллюстрации на тему: «Вода» в большом конверте, мольберт, стаканчики, сосуды различной формы, камушки, палочки, фильтровальная бумага, воронки, мука, соль, сахар, травяной настой, растительное масло, кубики льда, спиртовка, штатив, тарелочка, стекло, салфетки, схемы – модели пара, жидкости и льда.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой конверт мы сегодня получили! Хотите узнать, что в нем? (ответ детей) Давайте посмотрим. (достает иллюстрации и выставляет на мольберт, дети рассматривают их). Посмотрите и вспомните, какой бывает вода на нашей планете?

Дети: Бывает вода в морях и океанах.

Воспитатель: Ребята, а какая вода в морях и океанах? (соленая)

Вода в море, как назвать ее по-другому? (морская)

Где еще на нашей планете можно встретить воду? (в реках, озерах, родниках, болотах, под землей)

Какая там вода, в отличие от морской? (пресная)

Посмотрите на эти иллюстрации, что можно сказать об этой воде? (вода может быть спокойная и бурная)

А как называют воду, которую мы пьем? (питьевая)

Правильно, питьевая вода обязательно должна быть чистой.

Дети, вода – это одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Хотите, сегодня мы узнаем свойства воды? (да)

Опыт №1.

Воспитатель: Дети, помните как вчера мы налили воду в формочки, и я отнесла их в холодильник? Давайте посмотрим, что сегодня произошло с водой? (показывает кубики льда)

Дети отвечают, что вода замерзла, стала льдом.

Воспитатель: Рассмотрим внимательно лед. Кто будет моими помощниками? (вызывает двух детей и дает им в руки кубики льда)

Расскажите всем, какой лед?

Дети: Холодный, твердый, прозрачный.

Воспитатель: Держите руки над тарелочкой. Что происходит?

Дети: Лед тает.

Воспитатель: А почему лед начал таять?

Дети: От тепла рук.

Воспитатель: Во что превращается лед?

Дети: В воду.

Воспитатель: Спасибо моим помощникам, вытирайте руки салфетками, а я покажу всем детям во что превратились кубики льда в руках у наших ребят. (показывает воду в тарелочке) А теперь сядьте поудобней, чтобы всем было хорошо видно, какой опыт я буду вам показывать. Но не  забудьте, что во время опыта вставать со своего места нельзя. Смотрите внимательно. Я зажигаю спиртовку и буду держать над огнем тарелочку с полученной нами водой. Вы видите, как поднимается пар? Откуда он взялся?

Дети: Вода нагрелась и превратилась в пар.

Воспитатель: Теперь я поднесу к пару холодное стекло, обратите внимание: стекло сухое. Подержу его немного, погашу спиртовку и покажу стекло вам. Что появилось на стекле?

Дети: Капельки воды.

Воспитатель: Правильно, ребята. Подумайте, откуда на стекло попали капельки воды? Ведь перед опытом стекло было чистым и сухим.

Дети: Когда пар попал на холодное стекло, он превратился в воду.

Воспитатель: Молодцы, ребята. (убирает оборудование для опыта в недоступное место) Что же мы с вами увидели во время опыта? Какой сначала была вода?

Дети: Она была льдом.

Воспитатель: Какой вода стала потом?

Дети: Жидкой.

Воспитатель: И во время нагревания во что превратилась вода?

Дети: Вода превратилась в пар.

Воспитатель: Совершенно верно. Мы увидели, что вода может быть твердой, жидкой и в виде пара. Как же так получается, что одна и та же вода бывает такой разной? (выставляет на мольберт схему  модель пара) Вода состоит из маленьких частичек. Когда вода находится в виде пара, связей между частичками воды нет. Каждая из них движется сама по себе. (выставляет схему модель жидкости) В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие и эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы. (выставляет схему модель льда) А когда вода находится в твердом состоянии – в виде льда, ее частички прочно связаны друг с другом.

Физкультминутка

Воспитатель: Вставайте, ребята, проходите сюда, мы немного поиграем. Повертелись, покружились и в частички воды превратились! (дети выполняют движения по тексту) Возьмемся за руки, встанем в круг. Наш круг, как и вода, может менять свою форму: вытянуться в овал, снова стать кругом: большим, теперь маленьким. А сейчас воду налили в кружку и поставили на горячую плиту! Вода нагревается! Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться за руки, отпускайте руки. Вы можете побегать, подвигаться, каждый сам по себе: вот вы и стали паром! А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно, нужно встать поближе, обнять друг друга. Посмотрите, теперь вас уже нельзя растянуть, вы превратились в твердый лед! Вот почему вода бывает такой разной. А хотите еще больше узнать о свойствах воды? Тогда проходите за столы. Мы с вами будем исследовать воду.

Опыт №2

Воспитатель: Посмотрите, в ваши стаканчики я наливаю обычную воду. (наливает в  прозрачные стаканчики детей воду)  Все готово, для того, чтобы вы узнали свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Видны сквозь воду предметы, на которые вы смотрите?

Дети: Да, видны.

Воспитатель: Почему сквозь воду хорошо видно? Какая вода?

Дети: Вода прозрачная, поэтому сквозь нее все видно.

Воспитатель: Да, это свойство воды – она прозрачная. Теперь воспользуемся другими стаканчиками. Посмотрите внимательно, какая форма у этих стаканчиков?

Дети: У этих стаканчиков разная форма.

Воспитатель: На столах лежат маленькие камушки. Возьмите их и положите в разные стаканчики. Изменилась форма камушков или они остались такими же?

Дети: Камушки остались такими же.

Воспитатель: Правильно, их форма не зависит от того, в каком стаканчике они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте осторожно перельем воду, которая есть в ваших стаканчиках, в стаканчики другой формы. Посмотрите, форма воды изменилась?

Дети: Да.

Воспитатель: Есть ли у воды своя форма, как у твердого камушка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Конечно, вода становится такой формы, в какой сосуд ее наливают. А если кто-то случайно пролил воду, то она растечется лужицей.

Есть у воды еще одно свойство: в ней можно растворять различные вещества. Давайте проверим это. У меня на столе находятся разные вещества. Постараемся определить, что же это? Напоминаю вам, что нужно соблюдать определенные правила: нельзя пробовать вещества на вкус, можно отравиться! Нюхать нужно осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой. Покажите, как это нужно делать. Кто хочет определить, какие вещества находятся на моем столе? (вызывает желающих детей, помогает им определить, что на столе находятся  мука, соль, сахар, растительное масло и травяной настой) Молодцы, а теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Сначала нужно добавить вещество в воду, затем помешать все палочкой. Если случайно прольется вода, нужно вытереть ее салфеткой. Приступайте к работе.

Опыт № 3

Дети растворяют в воде различные вещества.

Воспитатель: Что нам показал этот опыт? За этим столом дети растворяли в воде сахар. Что произошло с сахаром?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: Какой стала после этого вода?

Дети: Вода осталась прозрачной. (показать остальным детям стаканчик с раствором)

Воспитатель: За этим столом дети растворяли в воде соль. Расскажите, как растворилась соль?

Дети:  Соль растворилась быстро.

Воспитатель: Осталась ли вода прозрачной?

Дети: Да, вода осталась прозрачной.

Воспитатель: А здесь дети растворяли в воде муку. Посмотрим, что у них получилось. Какой стала вода?

Дети: Вода стала мутной.

Воспитатель: За этим столом у ребят было растительное масло. Скажите нам, ребята, растворилось масло в воде?

Дети: Нет, масло плавает в воде сверху.

Воспитатель: И за последним столом в воде растворяли травяной настой. Ребята, растворился он в воде? Что стало с водой?

Дети: Да, растворился. Вода стала другого цвета.

Опыт № 4

Воспитатель: А теперь попробуем воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги, вырезанной кругом и вложенной в воронку. (показывает, как сделать фильтр, установить его в воронку, потом вставить воронку в чистый стаканчик)

Воспитатель: В воронку с фильтром раствор вливайте понемногу. Приступайте к фильтрованию. (дети фильтруют воду) Теперь проверим, кому удалось очистить воду с помощью фильтра. У кого вода снова стала чистой и прозрачной? (у тех, кто растворял в воде соль, сахар, растительное масло)

Что вы видите на фильтре?

Дети: На фильтре осталось масло.

Воспитатель: После фильтрования раствора муки вода очистилась?

Дети: Не совсем.

Воспитатель: А на фильтре видны частички муки?

Дети: Да, видны.

Воспитатель: Теперь рассмотрим отфильтрованный травяной раствор. Что изменилось?

Дети: Фильтр стал темным, но раствор остался желтым.

Воспитатель: Сейчас мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая  попадает в наши квартиры, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду?

Дети: Нет, нельзя. Она грязная.

Воспитатель: Правильно, в такой воде есть частички грязи, водоросли. Поэтому воду очищают на специальных станциях с помощью сложных фильтров, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, варить еду, стирать одежду. Вода очень нужна людям. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей)