Итоговое занятие «Богатыри» по познавательному развитию для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Артамонова Ирина Борисовна

Итоговое занятие «Богатыри» по познавательному развитию для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr.zanyat.v_podg.gr_._tema_bogatyri.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие «Богатыри» по познавательному развитию для детей подготовительной группы.

                                                                                                                                                                               Подготовила Артамонова Ирина Борисовна

                                                                                  воспитатель   МБОУ  «Орловская ООШ»                                   Задачи

Обучающие: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях; закрепить названия элементов костюма русского богатыря, оружия русского воина; знакомить детей с русскими народными играми – эстафетами; формировать у детей представления о здоровом образе жизни; приобщение их к правилам безопасного поведения во время двигательной активности; побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.

Развивающие: приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развивать физические качества детей ловкость, быстроту, силу;

Воспитывающие: воспитывать интерес к истории России; уважение к русским воинам, желание им подражать; воспитывать чувство товарищества.

Предварительная работа: рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»; Чтение отрывков о былинных богатырях: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Михайло Данилович», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Словарная работа: Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.

Оборудование: слайды: картина В. М. Васнецова «Три богатыря», дерево дуб; запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой; указатель, шлем; мягкий конструктор; кегли, мячи, обручи, шнуры, лошади.

Ход занятия: 

На экране слайд - карта России.

Воспитатель: Ребята посмотрите на карту России. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Из древне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри.  Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри? Как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

На экране появляется  слайд – картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

– Кто изображен на картине?

– Какой богатырь самый могучий?

– Какой самый мечтательный?

– Кто держит меч?

– Куда смотрит каждый из богатырей?

– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

– Что надето на богатырях?

– Для чего нужна кольчуга?

– Для чего нужен шлем на голове?

– Что охраняют богатыри?

– Для чего нужен был верный конь?

– Как можно назвать эту картину?

Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыря», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев. Предлагаю вам стать богатырями.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: он силён, он здоров,              (Показывают силача)

Он из лука стрелял, метко палицу бросал,                   (Имитируют движения)

На границе стоял, зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, станем, как богатыри!        (Поднимаем руки высоко вверх)

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Дети: Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна.

На экране появляется слайд – дуб.

Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?

Дети: Дуб.

Воспитатель: Верно, это дерево называется – дуб. Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.

Мы пройдем путь богатырей, узнаем про их подвиги. В пути нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Отправимся в путь на заре.

Русская народная игра «Заря – заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:                

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые - за водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарёй. Игра повторяется. Правила игры. Ведущие бегут только за кругом. Играющие не поворачиваются, пока ведущий выбирает, кому положить на плечо платок.

Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

 Под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила» отправляемся в дальний путь на пути указатель, на котором было написано:

Прямо пойдешь, на заставу к богатырям попадешь!

Направо пойдешь, честь и славу найдешь!

Налево пойдешь, коня найдешь!

Воспитатель: Я предлагаю вам пойти прямо на заставу к богатырям.

Игровое упражнение «Построй крепость». 

Дети делятся на две команды, строятся перед шнуром и по команде все бегут к мягкому конструктору строят заставу. Построив заставу, дети все вместе возвращаются назад.

Воспитатель: Молодцы, дети. Вы построили крепкие заставы (крепости). Но на нашу землю прилетел Змей Горыныч и нам, предстоит, с ним в бою сразится.

Игровое упражнение «Сруби змею голову». 

Перед заставой выставляются кегли по количеству детей в каждой команде. Между кеглями и детьми выкладывается второй шнур, возле него обруч, в котором лежат мячи. Первый ребенок по сигналу бежит к обручу, берет мяч и бросает его, целясь в кеглю. Затем возвращается назад, передает следующему ребенку пас.

Воспитатель: Сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей; ведь они не только сильные и отважные, но и умные.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

-Тот герой кто за Родину горой.

-Кто смел тот на коня сел.

-За край свой насмерть стой.

-Сам погибай, а товарища выручай.

-Жить - Родине служить.

-Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель загадывает загадки про оружие и доспехи богатырей:

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

- Оружие - это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь мы с вами пойдем налево и найдем коня.

Подвижная игра «Смелые наездники».

Команды строятся в колонны за линиями старта. Затем каждой из команд дается игрушка – лошадка на палке разной масти. Расстояние между командами 4 – 5 метров. Посередине между первой и второй линиями старта обозначается линией «место встречи игроков». По сигналу ведущего первые игроки обеих команд начинают движение навстречу друг другу, передвигаясь прямым галопом, зажав «лошадку» между коленей. Около «места встречи игроков» дети меняются игрушками – лошадками и продолжают движение в первоначальном направлении. Добравшись до противоположной линии старта, игроки передают игрушки – лошадки вторым игрокам обеих команд. Следующие игроки выполняют аналогичные действия. Побеждает команда, игроки которой быстрее поменяются местами за противоположными линиями старта.

Воспитатель: Какие у нас быстрые и ловкие всадники. А наши наездники умеют быть внимательными? Сейчас узнаем.

Малоподвижная игра «Найди заводилу».

Дети строятся в круг, считалкой выбирается водящий. На его голову надевается шлем богатыря. Затем дети идут по кругу, «заводила» показывает движения, все за ним повторяют, водящий должен угадать кто «заводила». Угадав, меняется местами с «заводилой», выбирается новый «заводила» и игра продолжается дальше.

Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли задания, были внимательными, смелыми, ловкими, умными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Чудо - дерево"

данная разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы включает в себя познавательное развитие и ручной труд....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Все профессии нужны, все профессии важны"

Данное занятие направлено на изучение существующих профессий, воспитание любви и уважения к ним; на формирование представлений о професиях родителей, значимости професий в жизни людей. ...

Конспект занятия НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «День защитников Отечества»

Задачи:1.     Образовательные:- дать детям знания о Российской Армии;- уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.2. ...

конспект итогового занятия по ОО "Познавательное развитие" для детей с ЗПР 4-5 лет

Закрепление знаний о диких животных, о зимующих птицах, о геометрических фигурах (круг, квадрат), навыков счета в пределах 3-х (соотнесение количества с цифрой)...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Велика моя Россия - родина моя!"

Данный материал можно использовать в своей работе педагогам ДОУ во время тематической недели на тему "Моя Родина - Россия"....

"Конспект итогового мероприятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ИКТ «Таинственный космос»"

Цель: Познакомить детей с планетами солнечной системыЗадачи:Образовательные: Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей...

Конспект занятия НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «День защитников Отечества».

Дать детям знания о Российской Армии; - уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов...