Конспект образовательной деятельности в старшей группе по проекту «Вода». Тема: "Вода в жизни растений".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Артамонова Ирина Борисовна

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по проекту «Вода». Тема: "Вода в жизни растений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smiod_voda_v_zhizni_rasteniy.docx891.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по проекту «Вода». Тема: "Вода в жизни растений".

                                                                   Подготовила Артамонова Ирина Борисовна

                                                                   воспитатель

                                                                   МАДОУ «Детский сад №23 «Орленок»

                                                      C:\Users\asus\Desktop\Весна 2016\IMG_1631.JPG

                                                       

Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.

Задачи. Раскрыть значение воды для жизни растений (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут).

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

Активизировать природоведческий словарь ребенка.

Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, комнатное растение, лейка.

                                            Ход

 воспитатель. - Сегодня мы с вами поговорим о значении воды в жизни растений. Представьте, что вам подарили красивое комнатное растение. Горшок с цветком поставили на подоконник, и мама подробно объяснила вам, как надо ухаживать за растением, чтобы оно всегда было

свежим, а его листья не засохли и не пожелтели. Кстати, мама подарила вам и маленькую пластмассовую лейку. Из нее вы будите поливать цветок.

   Без воды растения жить не могут. Одним нужно больше воды, другим меньше, третьим одна капля. Но вода необходима любому растению.

   Сколько нужно воды растениям, я расскажу вам позже, а пока послушайте о том, как растения «пьют» воду. Растения забирают воду из почвы с помощью тоненьких волосков, которые покрывают корни.

   Из клеток корневых волосков вода просачивается в клетки мякоти корня и, двигаясь из клетки в клетку, попадает в тончайшие трубочки – сосуды.

   По сосудам вода поднимается к стеблю, к веткам и листьям. Что же заставляет воду подниматься к кронам самых высоких деревьев, т. е. двигаться вверх.

   Оказывается, корни всасывают воду, создавая определенное давление. Его называют прикорневым. Холодная вода плохо всасывается корнями, а теплая – хорошо. Поэтому поливать растения, в том числе и домашние цветы лучше водой комнатной температуры.

   Воду недаром называют «соком Земли». Она входит в состав клеток растения в виде особых растительных соков, в которых есть минеральные соли и сахара. Вода нужна для набухания и прорастания семян, особенно много ее необходимо растениям во время роста.

   А вот когда начинает созревание плодов, и овощам и фруктовым деревьям воды нужно меньше. Их можно не поливать.

  Для полива огородники часто используют дождевую воду, собранную в большие бочки. Она прогревается за день на солнышке. Поливают сады и огороды и речной водой.

   Послушайте стихотворение:

                                Добрая реченька.

                        В теплую погоду, тихим ясным вечером,

                        Поит огороды маленькая реченька.

                        Ива серебристая. Тополь замер чуткий,

                        Дай ведро водицы, реченька – голубка!

 воспитатель.- Что происходит дальше с водой, которая попала в внутрь растения?  

   Через крошечные отверстия, которые есть на каждом листочке, вода испаряется. Она превращается в невидимый пар и улетает в облака. В облаках пар охлаждается, опять становится жидкостью, собирается в дождевые капельки, которые падают на землю. Значит, растения участвуют в круговороте воды в природе. Если листья крупные, как у фикуса или бегонии, то родина растения там, где много влаги. Чем крупнее лист, тем больше влаги с него испаряется. Особенно много влаги испаряется с молодых листочков.

   За сутки с листьев капусты испаряется один литр воды, с кукурузных листьев – 800 граммов, а с листьев красавицы – березы больше 60 литров. Вот почему в березовой роще всегда свежий и влажный воздух.

   Если листья растения мелкие, или вместо листьев – колючки, как у кактуса, значит родина растения – засушливые районы планеты. О сухом климате говорит и восковой налет, покрывающий листья и мельчайший густой пушок на поверхности листа.

   Теперь, посмотрев на листья цветка вы можете определить, много ли ему требуется влаги или мало, и будите поливать его правильно.

   В природе по берегам рек, ручьев, озер и прудов обычно растут влаголюбивые растения, их листья крупные, стебли сочные, а соцветия пышные. Им нужно много воды.

   И маленький цветок душистой фиалки, и могучий столетний дуб, и водоросли на дне реки, и мхи, устилающие землю в еловом бору, - растения. Мы видим их всюду: в лесу, на лугу, в поле, в саду. Весной и летом земля словно наряжается в изумрудно – зеленое платье из свежих листьев.

   Послушайте стихотворение:

                                        Зеленое платье планеты.

                              Весенние свежие травы покрыли луга и поля.

                              Оделись листвой дубравы. Зеленою стала Земля.

                              В лесу теперь тень и прохлада,

                              А воздух - целебный настой.    

                              Растенья – нам добрые братья,

                              Былинка и дуб – исполин.

                              Планеты зеленое платье

                              Давайте, друзья, сохраним!

   Растения – живые существа. Они дышат, питаются, растут и размножаются. У большинства растений есть корни. У одних они расположены глубоко в земле, у других находятся в верхнем слое почвы. Корнями растение всасывает из почвы воду, в которой растворены минеральные соли и питательные вещества. А листья растений поглощают из воздуха углекислый газ. Под воздействием солнечных лучей он превращается в крахмал и сахар, необходимый растениям для жизни и роста.

   Вы, наверное, замечали, что если комнатному растению не хватает света, его листья желтеют и вянут, а цветы засыхают. Без солнечного света зеленые растения жить не могут.

   Крахмалом и сахаром растения щедро делятся с человеком и животными. Кроме того, растения выделяют в атмосферу кислород, а забирают из нее углекислый газ. Если бы на нашей планете исчезли растения, то в воздухе совсем не осталось кислорода, и тогда люди и животные не смогли бы жить на Земле. Ведь им нечем было бы дышать.

   Чтобы сохранить жизнь на планете, мы должны заботиться о зеленом наряде Земли, сажать растения и ухаживать за ними

   Отгадайте загадку:

Он стоит на окне

И тихонько шепчет мне:

«Ты воды не пожалей,

Меня из леечки полей!»

(комнатный цветок).

   Вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Могут ли растения жить без воды?
  2. Как забирают растения воду из почвы?
  3. Как вода попадает в стебли и листья растений?
  4. Когда растениям нужно больше воды?
  5. Когда фруктовые деревья можно не поливать? Почему?
  6. Что вы знаете об испарении воды листьями растений?
  7. О чем могут рассказать листья растений?
  8. Участвуют ли растения в круговороте воды? Расскажите об этом.

Маленькие научные открытия. Как растения пьют воду?

Как же влага поднимается к листьям?

Цель опыта: увидеть, как влага поднимается по листу пекинской капусты.

Нам понадобится: - пекинская капуста; - пищевой краситель красного и синего цвета; - банки; - вода.

Содержание опыта:

Лист пекинской капусты разрезанный на две части.

Поставить одну из них в подкрашенную синими чернилами воду, другую – в подкрашенную красную воду.

 Сравнивая цвет стеблей, можно скоро заметить, как внутри стебелька, поднимаются кверху красные и синие полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода.

Чем дольше простоит лист в красителе, тем влага поднимется выше по листу, окрашивая лист капусты в красный и синий цвета.

Вывод: наблюдая за листом пекинской капусты во время опыта, можно сделать вывод, что вода в листе поднимается.

Работа в дневниках наблюдений.

Задание: зарисовать поэтапно результаты опыта.

Итог опыта: подвести детей к выводу, что вода поднимается из почвы через корень по стеблю к листьям и цветам.

                                         

C:\Users\asus\Desktop\фото с флешах\Исслед.,опыты\опыт капуста\IMG_2403.JPG

C:\Users\asus\Desktop\Весна 2016\IMG_1987.JPG C:\Users\asus\Desktop\фото с флешах\Исслед.,опыты\опыт капуста\IMG_2227.JPG

Задания: 1.    Опыт не требует особых приспособлений, предложить детям самим повторить опыт в детском саду, дома.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде»

Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему во...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие по стране воды"

Занятие направлено на актуализацию знаний и представлений детей о воде как уникальном явлении природы. Вода рассматривается в разных аспектах: как необходимое условие жизни на земле, многообразие ее с...

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему : «Вода в природе и её свойства».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое  развитие.Цель: совершенствовать представления детей о...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельности)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельно...