Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Волшебное электричество»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Федорова Ольга Дмитриевна

расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnoe_elektrichestvo.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Волшебное электричество»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи:

- обобщать знания детей об электричестве,

- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку,

познакомить детей с причиной проявления статического электричества,

- закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

– развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы,

- продолжать учить отгадывать загадки.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- вызывать радость открытий, полученных из опытов,

- воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы к занятию: часы, батарейка, пластмассовые палочки по количеству детей, кусочки бумаги, дидактическая игра «Собери предмет», воздушные шарики. Слайды электрических приборов, фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».

Ход занятия:

1. Орг. момент.

-Ребята, сядьте все правильно, приготовьтесь к занятию.

2. Актуализация ранее пройденного материала. Наблюдение за работой часов.

-Сегодня утром я пришла в группу и заметила, что наши часы, которые нам всегда показывали точное время, не работают. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое? Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, батарейка «села» и т. д.

Как нам быть?

-Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. (плюс к плюсу, минус к минусу). Заработали. Послушайте. Тикают?

- Как вы думаете, почему часы стали тикать?

- Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.

— Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете?

— Это электричество.

Сила могучая есть на планете,

С ней все высоты доступны на свете.

Нам помогает и ночью и днём:

Об электричестве речь мы ведём.

— А что такое электричество. Давайте поговорим.

3. Беседа об электричестве.

— Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.  На что похож электрический ток? Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.

— Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества(Розетки, выключатели, провода и т. д.)

— Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.

 4. Игра "Ток бежит по проводам"

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам. Свет несёт в квартиру к нам.

Чтоб работали приборы: Холодильник, мониторы,

Кофемолка, пылесос, Он энергию принёс.

Что мы с вами упомянули в игре (бытовую технику)

5. Беседа о бытовой технике. 

-Ребята, множество предметов, которые окружают нас работают от электричества.

Предлагаю всем  дружно пройти в маленький кинозал.

Послушайте загадки и отгадайте их. (Показ слайдов)

1. В кухне шкаф высокий, белый

Охладит продукты смело,

Сделает в два счёта льдины-

Это, дети (холодильник) (слайд 1)

- Что хранится в холодильнике?

2.После стирки у простынки

Он разгладит все морщинки

Только ты его не тронь,

Он горячий как огонь. (утюг) (Слайд 2)

3. Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (пылесос) (Слайд 3)

-У кого дома есть, поднимите руки.

4. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела» (электрочайник) (Слайд 4) 

5. Пиццу, курицу, котлеты

Греет нам зимой и летом

Греет быстро, очень ловко

Ведь она …..(микроволновка) (Слайд 5)

6. В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер

Сушит ветер – суховей

Кудри мамочки моей (фен) (слайд 6)

- Чья мамочка часто пользуется этим прибором?

7. Эта прачка-автомат

Нам стирает всё подряд.(cтиральная машина) (Слайд 7) 

- Для чего нужен этот прибор?

8. Что за чудо, что за ящик?

Сам - певец и сам рассказчик,

И к тому же за одно

Демонстрирует кино. (телевизор) (слайд 7)

- Какая передача у тебя самая любимая?

— Вот какие молодцы!

— Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили? Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.

—. Как вы думаете, для чего человеку техника? (ответы детей). Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Действительно, техника — это множество инструментов, приборов, устройств, машин, которые помогают человеку в жизни , но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством

 5. Физкультминутка «А часы идут, идут».

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

-И так, ребята, часы наши работают  и я вижу, что с минуты на минуту к нам должен прийти гость. Послушайте загадку и отгадайте кто это.

Шляпа голубая,

Жёлтые штанишки,

В городе Цветочном

Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался

Коротышка этот,

Только вот не стал он

Истинным поэтом.

Много приключений

С ним происходило,

Но признаться стоит,

Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка!

Малыша зовут. (Незнайка)

Стук в дверь появляется Незнайка. (Переодетый воспитатель.)

-Здравствуйте, ребята. Я слышал, что в этой группе живут очень умные ребята. Я прошу вас помочь мне. У меня есть разрезные картинки электроприборов. А как собрать их я не знаю.

6. Дидактическая игра «Собери картинку».

Дети выкладывают электроприборы из разрезанных картинок.

Незнайка: А еще у меня есть вот такие картинки, которые передала мудрая тетушка Сова,  но я не знаю, что они значат.

Воспитатель: Показывай, а  мы попробуем тебе помочь. Внимательно посмотрите на картинки, подумайте и скажите, что они обозначают? 

7. Беседа о технике безопасности.

 (ответы детей)

1. Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т. д.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

5. Нельзя оставлять включенные электроприборы без присмотра

6. Нельзя вставлять посторонние  предметы в розетку.

Незнайка: Большое спасибо вам ребята. Теперь я все знаю. (подносит телефон  к уху) А сейчас, мне надо бежать, у меня очень важный звонок. (Незнайка уходит)

 Воспитатель: Мы с вами  говорили, что с электрическим током игры плохи. 

А есть электричество не опасное, тихое, не заметное. Называется такое электричество – статическое. Повторим все вместе. (СТАТИЧЕСКОЕ) Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество.

закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране.

8. Экспериментирование. Хотите стать исследователями?

№1. «Ожившие волосы» - познакомить детей с проявление одного вида электричества.

Ребята, посмотрите у нас на столе лежат ваши расчёски. Я предлагаю вам взять их в руки и стать парами  

Повернитесь к своему соседу, возьмите и поднесите расческу к его волосам.

- Что происходит с волосами?  (Ничего)

- А теперь хорошо причеши его расческой.

- Что вы видите? (Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе). (Они электризуются, становятся не послушными, торчат в разные стороны).

Воспитатель: Почему, после того, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней? 

В волосах образовалось статическое электричество.

  Опыт №2 « Волшебная Золушка» У вас на столах находятся маленькие баночки, в которых находятся пищевая соль и душистый перец. Наша задача- выбрать только черные песчинки. Как это сделать? Правильно, потрем расчёски о ткань и прикоснемся к массе?

 Вывод: Черные песчинки прилипли под действием статического электричества. А почему же белые частички остались? ( соль тяжелее, чем перец).

А сейчас мы попробуем сделать другие предметы волшебными.

Опыт №3. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Лежат спокойно).

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебнымиэлектрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и поднимите её. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфа.

Выводэлектричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт №4  Ребята, у меня для вас есть воздушные шарики. А еще есть рисовые хлопья. Оказывается, рисовые хлопья умеют прыгать и плясать.

Как этого добиться? Ваши предложения?

Правильно. Натираем шарик о шерстяной предмет и подносим к хлопьям. Они начинают прыгать

Воспитатель:

У меня  на столе находятся предметы -  игрушки. Я нажимаю на кнопку, и вижу? Игрушка заработала. Почему?

Ответы детей:  игрушки работают от батареек. Через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)

Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейкахочень весело и интересно играть.

-Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей).

Воспитатель:

- Ребята, вы молодцы! Сегодня мы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. На память об этой стране возьмите шарики.

Сейчас закройте глаза.

1, 2, 3, 4, 5 – вот мы в садике опять.

10. Итог. Обратная связь.

— Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня?

- Чему вы научились сегодня? (делать предметы электрическими)

- А как мы их делали электрическими? (ловили электричество в волосах и одежде).

- Вам понравилось играть с этим электричеством?

- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное). Как называется доброе электричество? (статическое)

— Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите — это я. Сейчас моя фигурка пойдет гулять. Если вам понравилось наше занятие, то вы над моей головой прикрепите веселое солнышко. А если нет — то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.

(Дети прикрепляют над фигурой человека солнышки или тучки. Педагог благодарит детей за солнышки и выясняет, если есть, почему дети прикрепили тучку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Волшебный ключик».

Цели: учить выделять группы предметов, обладающих определенным признаком. Учить находить закономерность в расположении предметов. Развивать воображение. Учить решать задачки – шутки. Оборудование:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...