«Развитие растения из семени»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект для дошкольников старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие растения из семени23.65 КБ

Предварительный просмотр:

               МБДОУ детский сад №74 «Семицветик», г. Смоленск

Проект для подготовительной группы:

«Развитие растения из семени»

Воспитатели: Кириллова Татьяна Игоревна

 Гандилян Карине Вагаршаковна

Паспорт  проекта «Развитие растения из семени».
1.Вид проекта: Творческо-исследовательский
2.Продолжительность: долгосрочный (в течение 10 недель).
3.Участники проекта: дети подготовительной  группы, воспитатели.                4.Образовательные области: познание,коммуникация,чтение художественной литратуры, социализация, безопасность.                            5.Актуальность:                                                                                                         СанПин недостаточно уделяет внимания труду дошкольников в природе. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.                                                                                                         В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду,к себе и окружающим людям.                                                                        С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.                  Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

6.Цели проекта: Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, показать развитие растений на различных этапах. Формировать основу научного мышления ребенка в области природы.

7.Задачи проекта:    

Познание: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.                                                                                                                                                                                   Социализация:  Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; выкладывать сериационные ряды предметов по разным признакам, определение условий необходимых для прорастания семян; формирование представления о  стадиях развития растения из семени;закрепление полученных знаний об условиях развития растений.                                                                                      Безопасность: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

Коммуникация:  развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

8.Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение литературы, рассматривание методического пособия «Как растет живое».                                                                                                                                           9.Оборудование: посылка от Старика- Годовика с пакетиками семян, торфяными горшочками, емкостями для посева семян, грунтом; лупы, перчатки, клеенки , лейки, календарь прорастания семян и появления всходов 10.Предполагаемый результат: : увидеть конечный результат, полученный путем эксперимента рассада из семян- растения, достижение положительных эмоций.
11.Продукт проектной деятельности:выставка рисунков «Мой первый выращенный цветок»»

12 Выставка огорода на окне, выставка детских рисунков. Всадка рассады в клумбы на территории детского сада

Описание проекта  

Проект рассчитан на 10 недель. 

1 ЭТАП – подготовительный ( 2 недели ).

В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений ( датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о растениях

2 ЭТАП – исследовательский ( 6 недель ).

В центре развития дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. 

3 ЭТАП - заключительный ( 2 недели )

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей, закрепили названия цветочной рассады, выращенной на подоконнике. В группе оформили выставку рисунков «От семени к ростку».. Провели викторину «Угадай название растения» Организовали высадку рассады в клумбы. Организовали вечер загадок: «Угадай растение»

План реализации проекта.  

Вводная беседа и экспериментальная деятельность

Воспитатель знакомит детей с посылкой Старика-Годовика. .Ребята,вы с родителями бываете на огородах, кто знает как из семечки вырастить растение? Предложить детям рассмотреть семена подсолнечника, фасоли, гороха, помидор, огурцов.. Какие семена на ощупь? Постараться раскрыть семена руками, какое из семян удастся раскрыть? (Дети говорят, что они твердые, покрыты прочной кожурой). У всех ли семян кожура одного цвета? Объяснить детям, почему кожура семян такая толстая, там прячется будущее растение только оно такое крошечное, что его трудно рассмотреть. А кожица сохраняет его, не дает высохнуть. Вспомните, как мы наблюдали за проросшими семенами, что сначала появилось, что происходило потом. Идет обсуждение результатов по проращиванию семян. Дети делают вывод: что для растений нужно тепло вода, свет и любовь. Обратить внимание детей что семена, которые мы с вами собирали все разные; попадаются очень крупные и очень мелкие, с толстой оболочкой и нежной кожицей, они разные по форме. Можно предложить детям классифицировать семена на основе сравнений и выделенных признаков. Для каждой группы семян может быть применен свой признак объединения. Например, могут быть созданы коллекции гадких (шершавых), крупных (мелких), светлых (темных), съедобных (несъедобных) семян и т.д.

  Игра «Съедобное – несъедобное»

Эксперименты

1..   Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

                                                                                                                                   2.Разделить семена пополам, одни семена замочить в баночке, постоянно подливая воду, другие же оставить сухими. Поместить их на окно или в Центр природы, где много света. Через несколько дней семена в первой банке начнут прорастать, а без воды нет. Дети делаю вывод, что им нужна вода, свет. Затем проводится следующий эксперимент, набухшие семена, делят одни ставят опять же на подоконник где тепло, а вторые убирают в холодное место. Через несколько дней дети видят, что семена которые находились в тепле проросли и у них появляются корешки и стебелек, а у других нет никаких изменений. Вывод семенам нужно ещё и тепло.                   2.Предложить детям рассмотреть проросшие семена, сравнить их с непроросшими. Что изменилось? Какими они стали? Похожи ли ни друг на друга? Предложить посадить семена в разные прозрачные горшочки. В каких горшочках появятся всходы быстрей? Как вы думаете, семена проросли, у них появился корешок, стебелек, что происходит с семечком? (Оно растет, так же как и мы). Значит оно живое? Если оно растет, пьет воду, ему нужно тепло? (Да, оно живое). Если оно живое значит, оно должно дышать? Как можно узнать дышит растение или нет? (Высказывание детей, если они не знают предложить им прикрыть всходы маленькими банчками, баночка была сухая и чистая, а через некоторое время она покроется испарением внутри, растение дышит). Дети фиксируют наблюдение, делая зарисовки каждый в свой блокнотик: как появляется стебелек над землей, первый листочек, развитие корневой системы.

3. Познавательно – исследовательская деятельность (Вечером)Воспитатель: А сейчас дети, мы расскажем по схеме, как мы с вами сажали нашу рассаду.Пустая емкость – дренаж – земля – семечко (дети рассказывают по схеме). Воспитатель меняет схему на схему, что необходимо для роста растений. Свет – тепло – вода (дети рассказывают по схеме) 

 Воспитатель: Ой, какие вы умные, все знаете, а  сейчас поиграем с вами в игру“Что сначала, что потом”. 

 НОД  Рисование с натуры

Задачи. Учить детей рисовать с натуры первые всходы, передавая особенности строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Развивать координацию в системе "глаз-рука".

Предварительная работа. Беседа о первых всходах, рассматривание натуры. Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства и его специфическими особенностями.                                    

 Оборудование. листы бумаги белого цвета или слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.); простые и цветные карандаши, фломастеры для свободного выбора материалов детьми.

Форма организации занятия. Дети распределяются на группы и садятся возле избранного растения чтобы хорошо его видеть

Содержание занятия.

- Сейчас каждый из вас нарисует первые всходы. Для рисунков подготовлена вот такая бумага - одинакового размера, но разного цвета. Выбирайте материал по своему желанию. Что мы будем рисовать? Да, первые ростки. Они какие? (рассматриваем)

Дети выбирают емкости с растениями, которые им понравились больше всего, садятся возле них и начинают рисовать сухими художественными материалами - фломастерами, цветными карандаша ми.

После занятия. Индивидуальные детские работы размещаются на стенде. Эти рисунки  украшают группу.

Хозяйственно – бытовой труд

Цель:  Закрепить знания детей о витаминах ,  об их пользе для здоровья человека; о содержании тех или иных витаминов в овощах. Развивать познавательные и творческие способности в процессе разработки  салата. Совершенствовать уровень практических навыков,  развивать художественный вкус при оформлении блюд.

 

                                                                                                                                                                                      Воспитатель: - Чтоб здоровым, сильным быть, что нужно? (Надо овощи любить, все без исключения, в этом нет сомнения.)

 Воспитатель: - А почему надо есть овощи?  Дети: - Потому что  в них содержаться витамины!

 Воспитатель: - А какие витамины есть в овощах?

Дети называют витамины «А», «В», «С».

 Воспитатель:   Витамины очень важны для здоровья человека. Всем людям обязательно необходимо есть овощи для укрепления здоровья и насыщения организма витаминами.

Воспитатель: - Посмотрите, сколько у нас различных цветов выросло у нас.Мы их высадим в клумбы и они все лето будут радовать нас своим цветением.

Стихотворение физкультминутка

Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.

К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли.

(дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают - "вырастают", потягиваются)

"Здравствуй, солнце, это мы!" (дети поднимают руки над головой машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок: (дети опскают руки вниз)

Только-только из пеленок. (дети наклоняют голову в разные стороны)

Зарисовка полученных всходов

Дети садятся за столы, делают зарисовки емкостей с ростками. Во время работы звучит спокойная музыка. Готовые рисунки укрпляют на стенде или на доске, рассматривают.

Д: Чтоб смог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться.

А мы его польем водицей -

Пускай скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие растения из семени"

Вид проекта : творческо - исследовательский.Подолжительность -долгосрочный ( в течение 12 недель)Цель проекта: формировать бережное отношение к окружающему миру природы, показать развитие растений на ...

Детское исследование "Что нужно для роста и развития растений". Воспитателя средней группы № 8 (дошкольное отделение № 435) Ушаковой Л.С. Январь 2016 год г. Москва

В материале приведены примеры  естественных экспериментов. Во время их проведения дети учатся размышлять, выражать свое мнение, строить гипотезы, проверять их, обобщать результаты опытов и делать...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)»

Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ         (условия необходимые для роста и развития растений)»...

Проект «Мини огород».Опыт «Развитие растения из семени»

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...

Дополнительное образование. Кружок "Эколята". Развитие растений. Комнатные растения.

Формировать у детей представления о том, что лдя растений неоюходимы сразу несколбко факторов: влага, тепло, свет,почва. Обобщить представления детей о комнатных растениях, об уходе за ними, закрепить...