Проект «ТАКАЯ УДИВИТЕЛЬНАЯ БУМАГА»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Тюпакова Алёна Юрьевна

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах через познавательно-исследовательскую деятельность и практическое взаимодействие, формирование экологического кругозора у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_takaya_udivitelnaya_bumaga.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «ТАКАЯ УДИВИТЕЛЬНАЯ БУМАГА»

Паспорт проекта:

Тип проекта: экспериментально – исследовательский, творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, семьи.

Проблема: бумага - доступный для ребенка и универсальный материал. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах, о значимости в жизнедеятельности человека.

Цель: формировать у детей основы знаний и представлений о бумаге, её свойствах через исследовательскую деятельность, используя опыты и практическое взаимодействие.

Задачи:

- обучающая (сформировать представления детей о свойствах бумаги и некоторых способах ее применения)

- развивающая (развивать логическое мышление, память, наблюдательность, развивать связную речь, обогащать словарь (калька, копировальная, офсетная т. п.)

- воспитательная (воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов; желание бережно использовать ресурсы)

Формы работы с детьми:

Беседы с детьми о бумаге.

Организация разнообразных игр по теме.

Просмотр обучающих презентаций «История бумаги», «Поделки из бумаги», «Как и из чего делают бумагу», «Вторая жизнь бумаги»

Чтение художественной литературы

(«Вовка добрая душа» А. Барто; «Как печатали вашу книгу» С. Я. Маршак; «Лист бумаги» С. Михалков; «Бумажный кораблик по имени «Книга» А. Сметанина; Ю. Герасименко «Жила-была бумага»; Е. Сосна «Сказка о чистом листе бумаги»)

Рассматривание иллюстраций.

Отгадывание с детьми загадок.

Разучивание стихов про бумагу.

Изготовление оригами, аппликаций.

Ожидаемые результаты:

Расширение представлений детей о бумаге, ее видах и свойствах, различных областях ее применения; формирование культуры осознанного потребления.

Продукт проектной деятельности: наглядно-дидактическое пособие «Виды бумаги», пополнение уголка «Самоделкина» схемами оригами, пополнение творческой мастерской.

Актуальность проекта

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя новое в уже таком знакомом окружающем мире. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребенка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности. Ребенок стремится к активной жизни, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Еще одним важным аспектом является обучение детей экономному и рациональному использованию любого ресурса, в том числе и бумажного.

Постановка проблемы:

Вдруг такая привычная бумага исчезла… В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу?», «Купить в магазине» - послышались советы детей. Я поддержала общение детей: - «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу?», «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?».

Эти вопросы остались без ответа. Так было решено в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

          Первый этап (подготовительный). Подбор методической и художественной литературы, продумывание тематики детской деятельности, подготовка сценариев и презентаций, подбор игр, объявление поиска и сбора семьями разных видов бумаги.

          Второй этап (практический).

Активная познавательная, поисковая, экспериментальная совместная и самостоятельная деятельность, беседы, практические опыты-пробы, подвижные и дидактические игры, знакомство с литературными произведениями, практическое моделирование и прикладная деятельность (Приложение 1-4) способствовали более глубокому изучению свойств бумаги.

Силами педагогов и семей собиралась коллекция бумаги.

Третий этап (итоговый). Обобщение результатов работы в виде оформления коллекции «Удивительный мир бумаги». Фото отчет для родителей группы.

Заключение

Проведенная работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.

В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.

Надеемся, что полученные знания окажут в дальнейшем влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.


           Приложение 1

Дидактические игры с бумагой

         «Найди, что из бумаги». Дети ищут и находят предметы из бумаги, расположенные в группе.

          «Мой, моя, мое, мои…» У каждого из детей в руках предмет из бумаги. Воспитатель произносит слово – у кого из детей подходит предмет под описание, тот поднимает его вверх. Моя…(салфетка, книга, открытка…), мой…(блокнот, лист), мое…(письмо…), мои…(тетради, фантики…).

          «Бумага какая?» Дети подбирают слова-признаки (плотная, рыхлая, мягкая, цветная, тисненая, чистая, исписанная, белая, цветная, рваная, мятая, сухая, мокрая…)

          «Что можно сделать с бумагой?» Дети подбирают слова-действия (рвать, мять, складывать. Поджечь, намочить, высушить, прогладить, разрезать, скрутить, скомкать, подбрасывать…)

          «Что можно сделать из бумаги?» Дети подбирают слова-действия (конструировать, складывать, скатывать, выкладывать, вырезывать…)

          «На бумаге можно…» (писать, рисовать, наклеивать, печатать…)

          «Бумага нужна для того, чтобы…» (писать, рисовать, вытирать, подкладывать, переводить рисунки, наклеивать, конструировать, оформлять, упаковывать…)

          «Из бумаги можно сделать…» (коробку, игрушку, книгу, тетрадь, блокнот, газету, папку, конверт, плакат, цветок, стаканчик, шапку…

Сюжетно – ролевые игры

«Экскурсия на бумажную фабрику»,

«Магазин бумажных изделий».

Физкультминутки

«Бумажные фантики»,

«Мы бумагу мяли, мяли»

Дыхательная гимнастика

«Бумажный комочек


Приложение 2

Конспект комплексного занятия по теме «МИР БУМАГИ»

Задачи:

- формировать и поддерживать интерес детей к миру природы, удовлетворять детскую любознательность,

- обогащать представления о связях между природными явлениями,

- поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов,

- обобщить знания детей о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни.

- научить определять качество бумаги /цвет, гладкость, прочность, толщину/, и свойства / впитывает воду, мнется, режется, горит/.

- развивать словесно-логическое мышление, воображение и творчество,

- воспитывать бережное отношение к природе, ее охране: желание бережного использования бумаги.

Предварительная работа:

Рассматривание бумаги разной, беседы.

Материал для занятия:

- камни, береста, разные виды бумаги,

- «цветочки «из разной бумаги,

- ножницы, спиртовка, емкости с водой.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что стоит на этом столе?

Все предметы разные, но скажите, что их все объединяет7 Что у них общее? Да, эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит бумага? Вот об этом вы сегодня узнаете.

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.

Очень давно люди писали на бересте. Мы уже говорили, что береста – это наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты- письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако такой способ письма был неудобен.

Тогда люди придумали другой способ письма- листы из тонкой кожи животных - пергамент. Это очень прочный материал. Были даже целые книги, напечатанные на пергаменте. Но появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.

Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику. Давайте посмотрим видео ролик о производстве бумаги. Вот вы и увидели, как делают бумагу.

А сейчас, ребята, скажите: для чего нужна бумага?

Конечно, все это /перечисляли дети/- делают из бумаги. Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон. Очень важен сбор макулатуры.

Экспериментально-исследовательская часть:

У нас есть возможность познакомиться с бумагой поближе. Подойди к столикам.

Опыт 1. Предложить детям сложить несколько раз разные виды бумаг и сделать вывод. Вывод: Салфеточная бумага складывается легче, ее можно сложить большее количество раз, чертежная сгибается с трудом.

Опыт 2. Разную бумагу разрезать ножницами. Вывод.

Опыт 3. Кусочки бумаги мнут. Вывод:

Опыт 4. Кусочки бумаги опускают в воду. Вывод: какая намокает быстрее?

Опыт 5. Разорвать квадратики из разной бумаги. Вывод: в каком случае нужно приложить больше усилий?

Опыт 6. Нужно подбросить кусочки бумаги одинакового размера. Вывод: какой упадет быстрее, почему?

Опыт 7. Взрослый показывает, как бумага горит. Вывод.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Хотите?

Игра называется «Найди сходства и отличия»

-Я буду называть вид бумаги, а вы должны отыскать на столе предмет, изготовленный из данного вида (картонная коробка, газета, альбом, журнал, открытка, пр).

Рефлексия.

Бумага заслужила почет и уважение, ведь она так долго служит людям. Может ли бумага исчезнуть? Как предотвратить?


Приложение 3

          Опыт «Бумажная гармошка». Возьмем два стакана, поставим на стол. Положим на них полоску бумаги. Если сейчас положить на полоску груз, то полоска прогнётся и груз упадёт.

          А теперь возьмём и сложим бумажку в гармошку.

          Положим эту гармошку на стаканы, а сверху поставим груз.

          Груз не падает.

          Сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.

          То есть, изменяя форму бумаги, можно использовать ее по-разному.

          Опыт «Могут ли распуститься бумажные цветы?»

           Вырежем из разноцветной бумаги цветочки. Загнем лепестки.

           Возьмём миску с водой и положим их в воду.

           Мы видим, что цветы начали распускаться как по волшебству!

           Когда бумага намокает, трубочки волокон наполняются водой, бумага разбухает и распрямляется.

          Опыт на прочность бумаги. Возьмём три полоски бумаги одинакового размера.

          С первой полоской не будем ничего делать.

          Вторую надрежем немного. А третью смочим капелькой воды.

          А теперь попробуем разорвать все эти полоски по очереди.

          Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего.

          Этот опыт подтверждает, что бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы нарушили волокна, и бумага рвётся легко.

          Опыт «Что падает быстрее». Листок бумаги или монетка, гладкий лист бумаги или смятый?

         Возьмём в одну руку лист бумаги, а в другую монетку.

          Выпустим из рук их одновременно.

         Монета сразу быстро упала, а бумага падает медленно, крутится.

          Как вы думаете почему? Думаете потому, что монета тяжелее?

          Тогда давайте возьмём два одинаковых листа бумаги, один скомкаем, а другой оставим ровным.

          Мятый упал быстрее. Почему?

          А потому, что ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха.

          Так придумали парашют.

Опыт «Может ли бумага летать?». Свернем из бумажного листа самолетик и запустим его, он падает не сразу, воздух поддерживает его и он, как будто летит. На самом деле, самолетик не летит, а планирует, это происходит, потому, что бумага легкая и способна держать форму.


Приложение 4

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

из истории возникновения салфетки\

В Древнем Риме, например, ели только руками. А в качестве салфеток было принято использовать кудрявые волосы детей.

Хорошим тоном считалось приходить в гости со своей "салфеткой", а лучше "салфетками".

В азиатских странах вместо салфеток использовали чашу с ароматной водой - чтобы отмыть руки от жира и остатков пищи.

В Древней Греции все было немного цивилизованнее: рабы вытирали рот своим господам фиговым листочком. А простые греки приноровились использовать для этой цели тонкий кусочек хлеба.

В раннем средневековье европейцы вытирались руками, хлебом, одеждой - короче, всем, что попадется под руку. Чуть позже они стали использовать для этих целей одно общее полотно - большую скатерть, которая свободно свисала со стола, и каждый участник трапезы мог вытирать руки чистым концом.

Во времена Леонардо да Винчи существовала традиция привязывать кроликов к ножкам стульев. А гости вытирали об их шерсть грязные руки.

А в это время в царской России никто не знал о каких-то там салфетках - жирные мясные соки наши предки вытирали рукавами одежды или краями скатерти.

В деревнях не было и скатертей, поэтому оставалось вытирать руки рукавами, иногда полотенцами. А самые смекалистые догадывались использовать для этого солому.

Это продолжалось до тех пор, пока к власти не пришел Петр Первый. Петр съездил в Европу, где уже активно вытирались тканевыми салфетками, и после приказал прекратить этот жирный беспорядок: "научил" бояр этому нехитрому ритуалу.

Аристократия успешно вытирала руки тканевыми салфетками, но только до революции.

Естественно, салфетки были объявлены буржуйским атрибутом и опять исчезли из обихода. А вернулись в сервировку только во времена НЭПа.

Но это все про тканевые салфетки. А что с бумажными?

Появлению бумажных салфеток мы обязаны японцам. Или англичанам. Это две равноценные версии, которые соперничают друг с другом. Говорят, что придумали бумажные салфетки японцы, в начале 19 века. Но в те времена салфетки в силу новизны и неотработанного процесса производства стоили очень дорого.

Официальным днем рождения бумажной салфетки принято считать 9 июля 1867 года, когда англичанин Джон Дикинсон изобрел станок для производства бумаги из целлюлозы.

А уже в начале 20 века американская компания Кимберли-Кларк взяла инициативу в свои руки и начала использовать целлюлозную вату (которая осталась в большом количестве после Первой мировой войны) для производства бумажных салфеток.

Сегодня 1 августа принято считать День рождением бумажной салфетки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Такая разная бумага"

Исследовательский проект "Такая разная бумага"...

Исследовательский проект "Такая разная бумага"

Проект будет интересен педагогам ДОУ и дополнительного образования, а так же родителям детей 5-7 лет....

Проект "Эта удивительная бумага"

Методическая разработка Исследовательский проект "Эта удивительная бумага"...

Проект «Такие удивительные рыбки»

Проект для детей старшего дошкольного возраста  «Такие удивительные рыбки»...

Проект «Как мы узнавали все о бумаге или такая разная бумага»

       Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение - одно из величайших достижений человечества. И как бы стремительно не развивалось общество, соврем...

Проект "Как мы узнавали о бумаге или такая разная бумага"

Создание условий для формирования устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете - бумаге....

Познавательно-исследовательский проект ««Мир удивительной бумаги»»

Паспорт проекта«Мир удивительной бумаги» «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»В. Сухомлинский Тема проекта: Мир удивительной бумаги...