Познавательно-исследовательский проект ««Мир удивительной бумаги»»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Васильева Оксана Леонидовна

Паспорт проекта

«Мир удивительной бумаги»

 

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»

В. Сухомлинский

 

Тема проекта: Мир удивительной бумаги.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Сроки проведения: краткосрочный (2 недели).

Участники: Дети средней группы (4-5 лет), воспитатель, родители.

Актуальность:

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей, сопровождающаяся непрерывным превращением полученной информации в собственные знания.

С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, изучая окружающий мир в том числе предметы, их свойства, и действия с ними.  Бумага - самый доступный и распространенный материал для детского творчества.  Но не всегда в творчестве используются все ее возможности.

Учитывая интерес детей к этому материалу, был составлен план по изучению свойств бумаги и расширения способов ее использования.

Цели:

• Дать ребенку возможность самостоятельно, через личное участие в опытах, экспериментах и творческих занятиях открыть для себя богатый мир свойств такого материала как бумага.

• Научить детей пользоваться ее свойствами, использовать их для решения разнообразных творческих задач.

• На примерах работы с бумагой в различных техниках развивать творческие возможности детей, образное представление о возможностях предметов, фантазию, способность конструировать, находить неожиданные варианты использования привычных материалов.

Объекты исследования:

• Различные виды бумаги (газетная, журнальная, тетрадная, салфеточная,  поделочная, картон и т.д. ) и ее свойства.

Ожидаемый результат:

• Усвоение детьми свойств бумаги

• Использование бумаги в разнообразной технике декоративно-прикладного творчества (аппликация плоская и объемная, оригами, бумагокручение,  бумагопластика, квилинг)

Задачи:

• познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги

• открыть им новые возможности ее использования в творчестве

• развивать умение делать простейшие выводы, умозаключение при проведении опытов с бумагой

• развивать свободную творческую личность

• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

• формировать потребности в создании собственной поделки

• воспитывать интерес к различным видам прикладного творчества

• воспитывать дружеские отношения, взаимодействия друг с другом

Общий план работы:

1. Подготовительный этап.

Подбор соответствующего материала и оборудования для проведения опытноэкспериментальной деятельности. (бумага, картон, ножницы, вода, салфетки, фантики, клей)

2. Основной этап.

Проведение запланированных мероприятий (занятий, игр, опытов, чтение соответствующей литературы, просмотр иллюстраций, практическая работа).

3. Заключительный.

Выставка работ из бумаги, оформление мини-музея бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_bumagi.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 72 «Родничок»

г. Балаково Саратовской области

Проектная деятельность в ДОУ

Познавательно-исследовательский проект

««Мир удивительной бумаги»»

средняя группа

Воспитатели средней группы

Васильева О.Л.  

г.Балаково

2022 год

Паспорт проекта

«Мир удивительной бумаги»

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»

В. Сухомлинский

Тема проекта: Мир удивительной бумаги.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Сроки проведения: краткосрочный (2 недели).

Участники: Дети средней группы (4-5 лет), воспитатель, родители.

Актуальность:

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей, сопровождающаяся непрерывным превращением полученной информации в собственные знания.

С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, изучая окружающий мир в том числе предметы, их свойства, и действия с ними.  Бумага - самый доступный и распространенный материал для детского творчества.  Но не всегда в творчестве используются все ее возможности.

Учитывая интерес детей к этому материалу, был составлен план по изучению свойств бумаги и расширения способов ее использования.

Цели:

• Дать ребенку возможность самостоятельно, через личное участие в опытах, экспериментах и творческих занятиях открыть для себя богатый мир свойств такого материала как бумага.

• Научить детей пользоваться ее свойствами, использовать их для решения разнообразных творческих задач.

• На примерах работы с бумагой в различных техниках развивать творческие возможности детей, образное представление о возможностях предметов, фантазию, способность конструировать, находить неожиданные варианты использования привычных материалов.

Объекты исследования:

• Различные виды бумаги (газетная, журнальная, тетрадная, салфеточная,  поделочная, картон и т.д. ) и ее свойства.

Ожидаемый результат:

• Усвоение детьми свойств бумаги

• Использование бумаги в разнообразной технике декоративно-прикладного творчества (аппликация плоская и объемная, оригами, бумагокручение,  бумагопластика, квилинг)

Задачи:

• познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги

• открыть им новые возможности ее использования в творчестве

• развивать умение делать простейшие выводы, умозаключение при проведении опытов с бумагой

• развивать свободную творческую личность

• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

• формировать потребности в создании собственной поделки

• воспитывать интерес к различным видам прикладного творчества

• воспитывать дружеские отношения, взаимодействия друг с другом

Общий план работы:

1. Подготовительный этап.

Подбор соответствующего материала и оборудования для проведения опытноэкспериментальной деятельности. (бумага, картон, ножницы, вода, салфетки, фантики, клей)

2. Основной этап.

Проведение запланированных мероприятий (занятий, игр, опытов, чтение соответствующей литературы, просмотр иллюстраций, практическая работа).

3. Заключительный.

Выставка работ из бумаги, оформление мини-музея бумаги.

Поэтапный план реализации проекта.

Этапы

Мероприятие

Ответственный

Подготовительный

Подбор соответствующего материала и оборудования для проведения опытноэкспериментальной деятельности ((бумага, картон, салфетки, фантики, предметы сделанные из бумаги

Воспитатели

Основной

Эксперименты с бумагой и игры с

бумажными игрушками

Опыт № 1

«Острая бумага»

Было предложены детям альбомные листы бумаги белого цвета и цветного пластилина. Попробовали надрезать пластилин с помощью бумаги.

Вывод: Ровный край бумаги может

быть острым! Край бумаги режет пластилин!

Опыт № 2

«Сминание бумаги»

Цель: подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой и чего нельзя  сделать с деревянным кубиком?..

Было предложено  детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик.

Получилось ли у Вас ребята это сделать?..

Вывод: бумагу можно смять, порвать.

Опыт № 3

«Сравнение бумаги»

Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы попробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей

возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага.

Опыт № 4.

«Разрывание бумаги»

Было  предложено детям два

вида бумаги. Нужно было разорвать бумагу.

Исследование прошло удачно. Бумага

быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать картон, но дети с этой работой не справились.

Вывод: чем толще бумага, тем она прочнее.

Опыт № 5.

«Вода и бумага»

Для этого опыта мы взяли: бумажные

салфетки, альбомный лист бумаги.

Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во второй ванночке бумага намокла, но не рвалась.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой –бумага материал непрочный.

Опыт № 6.

«Окрашивание бумаги».

Мы с ребятами решили узнать, может ли белая бумага окрасится?..

Для этого опыта нам понадобилась ванночка с окрашенной водой (можно взять гуашевые краски или специальный краситель). Поместили бумагу в ванночку с цветной водой, подождали несколько минут и получили очень красивую цветную бумагу.  

Вывод: после того как поместили бумагу в цветную воду – бумага окрасилась.

Опыт № 7.

«Склеивание бумаги, изготовление коллажа  «Божья коровка»

Для данного опыта нам понадобились: лист белой бумаги, цветные салфетки, ножницы, клей.

Разрезав салфетки, дети скручивали их в шарики. Было предложено взять клей и приклеить на заготовку.

Вывод: бумажные предметы можно

склеивать.

Опыт № 8.

«Летающая бумага»

Принесла детям фантики от конфет. Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером или подуть, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям.  Разноцветные фантики разлетелись по всей группе.

Вывод: бумажные фантики очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Физическая минутка "Бумажные фантики"

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

Конфеты дружно съели.

(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.)

Ветер вдруг набежал

И все фантики поднял.

(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную.)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Садятся на корточки.)

Мы все фантики возьмем

(Складывают фантики в коробку.)

И в коробку отнесем.

Опыт № 9.

«Прочность бумаги»

Были предложены детям листы бумаги формата А4, кубики и грузовые машинки. Она предложила детям построить из этих предметов мост. Из кубиков сделали опоры

моста, а на них положили лист бумаги. Лист прогнулся, когда по нему поехал грузовичок.

Когда же листу придали форму гармошки вдоль моста, такой мост прошел, все испытания и выдержал несколько машин.

Вывод: Бумага становится прочнее, если ей придать нужную форму.

Опыт № 10.

«Скручивание бумаги»

Для этого опыта мы взяли два листа бумаги формата А4. Первый лист просто разорвали на полоски. Второй разорвали и полоски скрутили в жгутики. Простые полоски оказалось так же легко разорвать, а жгутики

очень сложно.

Вывод: Скрученная бумага становится прочной.

На современных производствах еще

используют скрученные бумажные веревки - шпагаты.

Воспитатели

Основной

Беседа «Тайна бумажного листа».

Цель: Познакомить детей с историей

возникновения бумаги.

Беседа «Как делают бумагу».

Цель: Познакомить детей с производством бумаги.

Задача: Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей

жизни.

Воспитатели

Основной

Занятие «Плыви, плыви кораблик».

Цель: Проявлять у детей интерес к

изготовлению поделок в техники оригами.

Закреплять умение складывать лист бумаги пополам, на части, хорошо проглаживать сгибы.

Материалы: Бумага формата А4, таз с

водой.

Воспитатели

Основной

Занятие «Цветочек».

Цель: Найти повторное применение

использованной бумаге. На основе фантиков от конфет изготовить витраж. Учить аккуратно наклеивать разрезанные кусочки бумаги. Использовать полученные знания о

свойствах бумаги.

Материалы: Бумага формата А4, лист белой бумаги, цветные фантики от конфет, ножницы, клей.

Воспитатели

Заключительный

Выставка «Вторая жизнь бумаги»

Мини-музей бумаги

Изготовление коллективной работы «Мир удивительной бумаги».

Изучив различные свойства бумаги

(возможность склеивать, рвать, сминать) и Воспитатели и родители

используя различные виды бумаги,

ребятами нашей группы была создана

коллективная работа «Мир  удивительной бумаги».

 Целью создания этой работы было

обобщить и закрепить полученные в ходе проектно-исследовательской деятельности знания.

В данной работе использовались самые разные техники работы с бумагой:

• Набивная бумажная аппликация -

«Пасхальное яйцо»

• Обрывная аппликация - весенние

цветы

• Квилинг, бумагокручение -

лебедь

• Папье маше – изготовление посуды

• Мятая салфетка - «Божья коровка»

• Оригами - бумажные кораблики

• Бумагопластика – бумажный театр и маски

Воспитатели и родители

Выводы исследований:

- Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая, мягкая и твердая, гладкая и шершавая.

- Бумага бывает прочной и не прочной.

- Бумага боится воды.

- Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

- Из бумаги можно сделать игрушки.

- Бумага разлетается при ветре.

- Бумагу можно склеивать.

За время, проведенное на проекте мы экспериментировали, проводили исследования, играли, творили, сочиняли, организовывали выставки.

Теперь мы знаем о бумаге намного больше и умеем работать с ней намного лучше.

Но у нас еще много всего нового впереди!

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А

Список используемой литературы:

1. Захарова М.А, Костина Е.В «Проектная деятельность в детском саду»:

родители и дети.

2. Дыбина О.В.; Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизвестное рядом.

Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников»_М: ТЦ «Сфера»

2001 – 192 с

3. Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса «Проектная

деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных

учреждений. МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

4. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. «Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет», МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва;

2012

5. «Ребенок в мире поиска» под ред. О.В. Дыбиной, Иворческий центр СФЕРА, Москва, 2005

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир бумаги»

   Тип проекта:творчески-экспериментальный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий.     Вид проекта: групповой.Формы работы: образовательная дея...

План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе

План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической   деятельности «Волшебная бумага» в средней группе...

Проект «ТАКАЯ УДИВИТЕЛЬНАЯ БУМАГА»

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах через познавательно-исследовательскую деятельность и практическое взаимодействие, формирование экологического кругозора у детей...

Проект "Эта удивительная бумага"

Методическая разработка Исследовательский проект "Эта удивительная бумага"...

Познавательно-исследовательский творческий проект "Удивительный мир насекомых"

Цель проекта.Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых», формировать элементарн...