Конспект НОД В образовательной области «Познавательное развитие » в подготовительной группе на тему: «Уникальные свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федорова Наталия Борисовна

Формирование основ экологической культуры экологическисообразного поведения в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unikalnoe_svoystvo_vody_podgotov.gr_.docx562.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад №79 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Воспитатель: Фёдорова Наталия Борисовна

Конспект НОД

В образовательной области

«Познавательное развитие »

в подготовительной группе на тему:

«Уникальные свойства воды»

Цель: Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Закрепить знания детей о свойствах воды, её использовании.

- Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Речевое развитие:

- Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.

- Развивать наблюдательность у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

- Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по данной теме.  

Социально – коммуникативное развитие:

- Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно-следственные связи.

- Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

- Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к воде

- Знакомство с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.

Интеграция с другими образовательными областями

1. Речевое развитие

2. Познавательное развитие

3. Социально-коммуникативное развитие

Методы и приемы:

- Словесные (беседа, вопрос-ответ, загадки)

-Игровые (появление сказочных героев, сюрпризный момент)

-Наглядный (показ, демонстрация)

- Образовательные технологии (личностно-ориентированные, игровые, ситуации успеха и комфортности, сотрудничества и взаимопомощи)

- здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности)

Материалы к НОД:

Прозрачные стаканчики с чистой водой, стеклянные шарики, салфетки, карточки с моделями свойств воды, фишки.

Предварительная работа:

- Чтение: «Большая детская энциклопедия дошкольника», «Волшебница вода» Н. Рыжова, сказка «Путешествие Капельки», загадки и пословицы о воде; стихи «Алёшка и снежок» Е. Андреева, «Трудолюбивая вода» В. Иванова, «Речка зимой» В. Фетисов, «Моряк» Е. Стеквашова, Н. Николаенко «Дождик душ», рассказ «Как люди речку обидели»; знакомство с пословицами, поговорками, загадками по теме.

- Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой, беседа «Волшебница вода», рассказ «Лечение водой»,

 проведение занятий «Необычное в обычном», беседа «Что мы знаем о воде?». 

-Создание экспериментальной лаборатории в группе, «Освобождение камней из ледяного плена», подвижные игры «Ручейки и река», «Водонос», «Снежинки-пушинки», пальчиковая игра «Ветер на море», физкультурная минутка «Снеговик», дидактическая игра «Моделируем свойства воды» - составление модели «Как человек воду использует».

Ход НОД:

В: Сегодня ребята предлагаю вам  побывать в «загадочной лаборатории» и узнать много интересного.

Ребята, сегодня мы будем работать по теме, которая спряталась вот в этом ребусе. Помогите мне разобраться, что же это? Дети отгадывают ребус.

 

Дети: Это вода.

В: Правильно, это вода. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы поговорим о воде и её значении в нашей жизни, а также закрепим ее свойства.

В: - А что такое вода?

Дети: Вода -это жидкость.

В: Молодцы! Сейчас нам дети прочитают стихи:

Ребенок: Что такое вода? Это жидкость из крана,

                 Это волны и шторм на морях- океанах.

                 И в красивой бутылке напиток в руке

                 И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Ребенок: Вода- это то, что всем жизнь нам дает.

                Что силы и бодрости нам придает.

                Кристально чиста или очень грязна.

                В любом состоянье полезна она.

Работа с карточкой «Свойства воды».

Воспитатель поочередно размещает на доске карточки. Дети следят и отмечают фишками ту картинку, о котором свойстве идет беседа.

В: Не имеет формы.

 Дети ставят фишку.

В: Не имеет цвета.

 Дети ставят фишку.

В: Почему вы так поставили фишки?

Ребёнок 1: Вода,- без запаха, без цвета,

                   И если ищут вкуса, не найдут.

                   И принимает форму всех предметов,

                   В которые ее нальют.

В: Хорошо! Прозрачна.

 Дети ставят фишку.

В: Запах.

 Дети ставят фишку.

В: Вкус.

 Дети ставят фишку.

В: Хорошо! Правильно!

Ребёнок 2: Я воду в стакан из под крана налил,

                   На свет посмотрел, она очень прозрачна.

                   Понюхал ее и немного отпил,

                   Нет вкуса, нет запаха, все однозначно.

В: Растворитель.

 Дети ставят фишку.

Ребёнок 3: Растворяет сахар в чае,

                   Мы ее не замечаем.

                   Мы привыкли, что вода-

                   Растворитель наш всегда.

В: Три состояния.

 Дети ставят фишку.

Ребёнок 4: Да, бывает вода в состоянии разном

                   В жидком, твердом и газообразном.

                   Мы не видим ее или не замечаем,

                   Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

В: Круговорот.

 Дети ставят фишку.

Ребёнок 5 : Круговорот воды в природе,

                    Кркговорот воды в тебе,

                    Почаще потребляйте воду

                    И вы продлите жизнь себе.

В: Кому нужна ?

 Дети ставят фишку.

Ребёнок 6 : Воду ценит каждый человек,

                    Дерево не выросло б во век,

                    Птицы, звери тоже воду пьют,

                    Рыбки без водички не живут.

В: Где используем воду?

 Дети ставят фишку.

Ребёнок 7 : Водой мы можем мыть посуду,

                    Уборку делаем водой,

                    Ей поливаем огороды

                    И удаляем жажду в зной!

В: Нужно беречь!

 Дети ставят фишку.

Ребёнок 8: Давайте же воду будем беречь,

                   От трат неразумных ее надо стеречь,

                   Иначе закончится может вода

                   И жизнь на планете затихнет тогда.

В: Молодцы ребята! Хорошо справились с этим заданием.

Физкультурная минутка «Дождик».(выполняются движения по тексту)

Утром дождику не спится.

Он в окошко к нам стучится.

Он и прыгал, и скакал,

Но под крышу не попал.

Долго воду с неба лил,

Тротуары все помыл.

От работы он устал,

Отдыхать на листьях стал.

Капли лучики пригрели,

Они к небу полетели.

Дружно в тучку соберутся

И обратно к нам вернутся.

В:  О каком явлении воды в природе рассказано в тексте?

Дети: Круговорот.

В: Хорошо! Давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории. Какие вы знаете?

Дети: -Не толкай соседа во время работы.

          -Сначала посмотри, потом повтори.

В:Молодцы! Знаете. Я уверена, что вы вспомнили все свойства воды. (Воспитатель раздает детям стеклянные шарики).

Исследовательская деятельность

В:Прошу вас доказать: Эти шарики изо льда или нет? Давайте попробуем доказать.

В: Предлагаю обследовать руками.

- Какие шарики на ощупь?

Дети: Они холодные.

В: Они оставляют мокрый след в руке?

Дети: Нет, они не оставляют.

В: Форма и размер у них меняется?

Дети: Нет, не меняется.

В: Если это лед, то при погружении шарика в воду они…?(дети высказывают свои предположения. Погружают шарики в воду).

В: Что вы видите в стакане?

Дети: Шарики утонули.

В: А лед тонет?  Почему? Какие сделаем выводы?

Дети: Нет, лёд в воде не тонет. Лёд легче воды, поэтому плавает. Это не лед.

В: Уважаемые коллеги, мы с вами доказали, что это не лед!

Мне очень хочется узнать:

- что больше всего вам сегодня понравилось? (ответы детей)

- Что мы можем определить, только посмотрев на воду?

Дети: Состояние, цвет, форму, прозрачность.

В: Какие пожелания вы бы хотели сказать своим коллегам - исследователям? (ответы детей).

Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.

 В: Ребята, мы сегодня провели лабораторный эксперимент. Он нам помог закрепить свойства воды и помог нам выделять ее среди других веществ. Я предлагаю вам рассказать дома о том, что мы сегодня делали.

Используемая литература: 

1. - Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.:ил.

2. - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с

3. - «Твои первые научные опыты». Издательство: ЛитТерра 2011г.

 Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

 4. - Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс,1997.

5. - Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.

6. - Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников Практические разработки физкультминуток, игровых: упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОНОЦКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОНОЦКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ».Подготовила и провела уч...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Круговорот воды в природе»

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе Тема: "Круговорот воды в природе"...

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме "Земля - наш общий дом!" Воспитатель Карпова Наталья Викторовна, МАДОУ " Детский сад "Тополёк", г. Советский, ХМАО, Тюменская обл.

Формировать у детей  представление  о том, что Земля - это огромная, красивая планета. И наша главная задача - сохранить нашу планету, сделать так, чтобы она была еще краше и чище!...

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Чудесная вода»

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Чудесная вода».Цель: совершенствовать представления де...

План-конспект проекта по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад «Антошка» на тему «Космос и мы»

План-конспект  проектапо образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна &l...