Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Домашние птицы» и презентация для интерактивной доски выполненная в программе SMART notebook) для детей с нарушением зрительного восприятия старшей группы дошкольного возраста (5-6 лет)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Чернова Ирина Владимировна

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку  к совместной деятельности по познавательному развитию «Домашние птицы» с использованием информационно-коммуникационной технологии (презентации для интерактивной доски SMART Board, выполненная в программе SMART notebook) для детей с нарушением зрительного восприятия разновозрастной  группы дошкольного возраста (5-7 лет).

Презентация поможет дошкольникам закрепить представления о домашних птицах. Она может быть использована как в индивидуальной работе, в виде образовательного ресурса для совместных игр с детьми. Слайды сопровождаются аудиозаписями с речевым сопровождением, выполнение  которых позволяет удерживать познавательный интерес и зрительное внимание  ребенка, посредством использования визуальных и звуковых эффектов, а так же авторских интерактивных игр для SMART Board. Ссылка на презентацию для SMART BOARD «Домашние птицы» https://cloud.mail.ru/public/7ZZc/JbKox8fid

Задачи поставленные автором разработки:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить представления детей о домашних птицах, особенностях внешнего вида, отличительных особенностях, месте обитания.
  • Активизировать в речи употребление слов - названий домашних птиц и из птенцов. Обогатить пассивный словарь детей за счет слов птичник, птичий двор.

Развивающие:

  • Развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы.
  • Развивать память, восприятие, мышление.
  • Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Коррекционные:

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
  • Развивать ориентировку в пространстве.

Эффективность, по мнению автора, представленного материала по сравнению с традиционными:

       Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В дошкольном детстве ребенок осваивает способы осуществления деятельности. Использование компьютерных игр в дошкольной педагогике - одна из самых новых и актуальных проблем. Компьютерные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют яркий соревновательный характер. Играя в компьютерные игры, ребенок развивает умение планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sd_domashnie_ptitsy_chernova_i._v.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  детский сад №26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Домашние птицы»

с использованием информационно-коммуникационной технологии (презентации для интерактивной доски выполненная в программе SMART notebook)

для детей с нарушением зрительного восприятия

старшей группы дошкольного возраста (5-6 лет)

подготовила

воспитатель

Чернова Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2021

Цель: Уточнить и расширить представления детей о домашних птицах.

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить и расширить представления детей о домашних птицах, особенностях внешнего вида, отличительных особенностях, месте обитания.
  2. Активизировать в речи употребление слов - названий домашних птиц и из птенцов. Обогатить пассивный словарь детей за счет слов птичник, птичий двор.

Развивающие:

  1. Развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы.
  2. Развивать память, восприятие, мышление.
  3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Коррекционные:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель

Дети

  1. Орг. момент:

-Отгадайте, кто так поет: (прослушивание записи с голосом петуха.)

-Скажите мне пожалуйста, петух - это кто: птица или животное?

-Почему вы так думаете, какие части тела есть у петуха, по которым мы можем определить, что он птица?

-Есть птицы дикие и домашние, какая птица петух?

-Вот о домашних птицах и месте их обитания и пойдет сегодня наша беседа.

  1. Основная часть. Знакомство с обитателями птичника.

1 слайд. Картинка с изображением птичьего двора.

 -«Возле птичника забор, за забором птичий двор. Там большое оживленье - птицы в разном оперенье: Серые индюшки, белые хохлатки, Желтые цыплятки там играют в прятки. Кукарекает петух и гогочут гуси. Стережет их рыжий пес - не входи, укусит.                                                    

                                     (С. А. Васильева)

- Перечислите всех птиц, изображенных на картинке.

-Почему же этих птиц называют домашними?

-Домашние они потому, что живут рядом с человеком, который о них заботится, ухаживает за ними, кормит и они полностью зависят от него.

-Могут ли домашние птицы жить независимо от человека? Нет, они не могут жить самостоятельно, так как нуждаются в уходе.

Кто запомнил, как называется дом для домашних птиц?

Как называется место, где стоит птичник и  гуляют домашние птицы?

Подскажите мне, пожалуйста, где же человек строит для домашних птиц птичий двор в городе или в деревне?

2 слайд  « Куриное семейство»

- Отгадайте загадки:

Белые и красные, все такие разные.

С красным гребешком по двору пешком Ходят, не летают, их люди называют Хохлатками, пеструшками, наседками, несушками.                                                                                      

                     (С.А.Васильева)

Во дворе живет певец, разудалый молодец, Утром запевает, солнышко встречает.                                              

                                        (С.А.Васильева)

Домик у птенца непрочен и однажды он разбился, Что за желтенький комочек из скорлупок появился?                                                                      

                                          (С.А.Васильева)

Курица, петух и цыплята, представители куриного семейства.

Куры - самые распространенные домашние птицы.

Курица – очень нужная человеку птица. Она дает нам перья, мясо и яйца. Одна несушка может снести 300 яиц за год. Весной из яиц вылупляются маленькие цыплята. Когда курица их высиживает, то согревает яйца своим теплом. Наседка греет цыплят, показывает, что клевать, где пить, подаст сигнал, где прятаться, сама же,  смело распушив крылья, бросится на обидчика. А цыплята всюду бегают за мамой-курицей, стараются от нее не отставать, повторяют за ней каждое движение. Как можно назвать маму курицу, какая она?

А что же едят куры?

Правильно. Иногда они глотают мелкие камушки, помогающие перетирать проглоченную пищу, ведь у курицы нет зубов.

Послушаем, как разговаривают куры между собой.

Физминутка

Предлагаю поиграть,

С места дружно дети встать.

Все за мной становитесь.

Поиграйте не ленитесь.

«Вышла курочка – хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: ко-ко, не ходите далеко.

На скамейке, у окошка, улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет»

Загадка про утку

На коротких красных лапках Вперевалочку идёт.

Любит в озере поплавать

И покрякать у ворот

Слайд 3 «Утки»

Курочки и  петушки живут на суше, боятся воды. А вот утки и гуси, наоборот, без воды жить не могут. Послушайте, стихотворение.

«Утка плавает, ныряет, громко крякает: «Кря-кря!»

Утка деток подзывает: она крякает не зря! Учит малых деток мать вниз головками нырять,

Укрываться от врагов, в тине находить жуков.

 Ни на шаг не отставать учит деток утка-мать.

Дети назовите, пожалуйста, всех, кого вы видите на картинке, всех членов утиного семейства.

Каждое утро дружная семейка принимает водные процедуры: ныряет и плещется, поднимая брызги, сверкающие на солнце. Потом, выбравшись на песчаную отмель, утки отряхиваются и старательно смазывают каждое перышко жиром.

Тончайшие щетинки пера без воды слипаются и ломаются. После купания утки смазывают перышки жиром, ведь хорошо смазанное перо надувается воздухом и очень помогает птицам плавать и летать»,- так написал об утиных купаниях писатель и биолог И. Акимушкин в книге «Мир животных». Домашние утки от своих хозяев никуда не улетают, ведь летать они давно разучились. Жители небольших поселков и деревень часто держат в своем хозяйстве уток. Эти выносливые и неприхотливые птицы с ранней весны до поздней осени плавают в прудах и речках, гуляют на зеленых лужайках и сами находят себе пищу - свежую сочную траву, мелких насекомых: жуков и их личинок, кузнечиков и стрекоз.

Послушаем как разговаривают между собой утки.

Слайд 4 «Гуси»

«Га-га-га», - гусыня-мать всех детей ведет гулять. Лужа встала на пути – нужно лужу обойти: Перья детские не греют, вдруг гусята заболеют? Мать не слушают птенцы - вырастут из них пловцы. В воду хочется забраться, в чистой луже поплескаться».                                                                                

                                   (С.А.Васильева)

Дети назовите, пожалуйста, всех членов гусиного семейства.

Гусь – как и утки, птица водоплавающая и шея у него такая длинная, чтобы нырять и доставать со дна озера или пруда какой-нибудь корм. По краю клюва у него есть мелкие зубчики, гусь пропускает через них воду, оставляя во рту пищу - насекомых, рачков, водоросли. Птицы хорошо плавают, а по земле ходят довольно быстро, высоко поднимая лапы. Такую походку называют «гусиным шагом». На прогулке птицы идут одна за другой, а мы называем  такое движение – «ходить гуськом». Подслушаем, какие звуки издают гуси.

      Предлагаю с места встать и пойти    

      потанцевать. «Танец маленьких утят»

      Ну а теперь возвращаемся на свои места    

     «утиной» походкой.

      Слайд 5 «Индюки»

«Индюк - настоящий хозяин двора, Ходит смотреть на него детвора. Толстый и важный, веером хвост, не покидает у птичника пост. Серых индюшек он там охраняет И бородой всех врагов устрашает, Еще стережет он своих индюшат – И никому их не даст обижать. Смотрит внимательно глаз его зоркий,

Даже клюет когда хлебную корку»                                    

                                   (С.А.Васильева)

Среди домашних птиц индюки – самые крупные. Назовите членов семьи индюков.

Индюки – красивые птицы, оперенье у них разноцветное, большие длинные перья у них на крыльях и хвосте. Летают эти птицы плохо, но в случае опасности могут быстро бежать по земле. В этом им помогают мощные когтистые лапы. Эти птицы любят путешествовать, даже домашние птицы нередко покидают птичий двор, чтобы погулять в самых неожиданных местах. Все  индюки очень пугливы.

Послушаем, какие звуки издают индюки.

Дети, мы сегодня вспомнили  домашних птиц.

Слайд 6,7

Поиграем в игру «4 лишний»

На экране появятся изображения 4 птиц . Необходимо  назвать, какая из них лишняя и объяснить почему.

Молодцы! Ответили правильно.

Зрительная гимнастика.

А теперь давай подойдем к окну. Поиграем в такую игру. Когда я называю взрослую птицу смотрим на дом. Когда я называю птенца, переводим взгляд и смотрим на беседку. Голову держим ровно не поворачиваем.

3.Интерактивные игры

«Парочки»,  «Такие разные птицы», «Угадай-ка»

4.Итог СД, рефлексия.

-О ком мы говорили в нашей беседе?

-Где живут (обитают) домашние птицы?

-Кто кормит птиц и ухаживает за ними?

-Какую пользу приносят птицы человеку?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Чем понравилось заниматься больше всего?

  1. (Дети стоят полукругом)

Петух

-Птица

-У петуха есть крылья, клюв.

-Домашняя.

(Дети садятся)

-Курица, петух, индюк, гусь, утка, утята, гусенок, цыплята, индюшка.

Ответы детей. 

Ответы детей.

Птичник.

Птичий двор.

В деревне.

-Курицы.

Петух.

Цыпленок.

.

Добрая, заботливая, смелая.

Травку, червяков, зернышки, насекомых.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения

Идут за воспитателем по кругу.

Кудахчут и грозят пальцем правой руки.

Делаем скамейку сложив руки «полочкой», две ладошки в стороны перед грудью оттопырив большие пальцы навстречу друг другу («окошко»), ладошки складываем под щеку («кошка»)

Смотрим в «очки» (колечки из больших и указательных пальцев), имитируем движение лап кошки.

Утка.

Утка, селезень, утята.

Гусыня, гусь, гусята.

Динамическая пауза. Выполняем движения по показу воспитателя.

Индюк, индюшка, индюшата.

Курица лишняя потому, что остальные птица дикие, а она домашняя.

Воробей лишний, потому что он дикий, а остальные птицы домашние.

О домашних птицах.

На птичьем дворе.

Человек.

Дают мясо, яйца, перо.

Ответы детей.

Используемые литература и интернет-ресурсы:

1. Аудио записи звуков птиц с сайта https://zvukipro.com/ptici/35-zvuki-i-kukarekane-petuha.html

2. Стихотворения про птиц с сайта https://multi-mama.ru/stihi-pro-ptic-dlya-detej/

3. Аудио запись "Танец маленьких утят с  сайта https://deti-online.com/pesni/pesni-dlya-malyshey/tanec-malenkih-utyat/

4. Картинки с изображением птиц  с сайта https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20с%20изображением%20домашних%20птиц

5. Авторские игры Чернова И. В. на сайте https://learningapps.org/my.php

   "Парочки "Домашние птицы", https://learningapps.org/8192780

   "Угадай-ка. Птицы", https://learningapps.org/8192986

   Игра на классификацию "Такие разные птицы", https://learningapps.org/8193361

6. Ссылка на презентацию для SMART BOARD «Домашние птицы» https://cloud.mail.ru/public/7ZZc/JbKox8fid


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы "По следам Колобка"

Путешествуя по сказке , дети с интересом выполняют задания, подготовленные воспитателем в игровой форме на знание частей суток, порядкового счета, классификации геометрических фигур и др....

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию "Птицы - наши друзья" в подготовительной группе

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы - наши друзья"...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей среднего возраста "Спасаем героев сказок"

Материал будет интересен педагогам, которые работают с Блоками Дьенеша, Палочками Кюизенера....

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию, досуг для детей старшей группы" Путешествие в страну Чудес"

Конспект досуга в игровой форме. Дети выполняют задания героев сказки Буратино: решают задачи, классифицируют геометрические фигуры по нескольким свойствам, используя Блоки Дьенеша, из настоящих монет...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Играем и считаем» для детей средней группы

Закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» «На котором месте?&r...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм «В гости к дедушке УХ»

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм  «В гости к дедушке УХ»Подготовила и разработала в...