Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: « Зимующие птицы»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Кузнецова Марина Евгеньевна

Проект для детей среднего дошкольного возраста

на тему:  « Зимующие птицы».

 Тип проекта:  познавательный

  Вид проекта: групповой.        

 Срок реализации: с 22.02.2021 по 5.03.2021;

 Участники: дети, воспитатель, родители.

Акктуальность данного проекта:

· воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам,

· желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что  можно спасти птиц  зимой от гибели.

· формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:                                                                                                           -    

· Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;   

· Учить узнавать пернатых по внешнему виду;                      

· Обогатить  словарный  запас детей;                     

· Активизировать познавательную деятельность;                            

· Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;

· Воспитывать заботливое и ответственное отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.

 Предварительная работа:

 - подготовка наглядного материала  с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах);

- подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса  птиц»);

- подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.

- изготовление родителями кормушек для птиц и поделок птиц.

 Форма проведения: 

ü НОД,

ü беседы,

ü наблюдения,

ü  дидактические

ü  подвижные игры,

ü чтение художественной литературы,

ü прослушивание аудиозаписи,

ü продуктивные виды деятельности.

 

Реализация проекта:

 

                                 Вид деятельности

1

Наблюдение «Птицы зимой»; 

Задачи:-Организовать наблюдение за  птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу.

- Организовать кормление птиц,

-  учить рассказывать о том, что делают птицы.

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

2

 Аппликация: «Снегирь на веточке» .

Задачи:-Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения снегирей в холодное время года.

- Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.

3

Лепка «Зимующие птицы».

Задачи: - Формировать способности у детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.

-Продолжаем знакомить детей лепить снегиря, передавать особенности внешнего вида: строение туловища, форму головы, крылья, хвост, окраску.

3

 

 

 

 Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей».

Задачи:- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Вызвать желание нарисовать ветку рябины, чтобы накормить снегирей, которые прилетели и ждут.

4

Раскрашивание силуэтов птиц (воробей, снегири, голуби, вороны).

Задачи: -развитие мелкой моторики рук

-учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.

5

Чтение  художественной литературы о  птицах;

- А. Барто «Страшная птица»

- Сказки М. Горького "Воробьишко”.

- В. Сибирев «Птичья столовая»

- Т. Егорова «Жизнь птиц»

- И. Гурева «Как появляется птица»

Задачи:- Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения.

  -Следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение.

6

Слушание: «Голоса птиц»; «Воробей храбрый»;

Задачи:- Учить распознавать по голосу пение птиц.

7

Подвижные игры: «Кот и воробьи»,  «Собачка и воробьи»;    

Задачи: -Способствовать  совершенствованию выполнения детьми  основного вида движений –бега .

- развивать выразительность и красоту движений

8

Дидактические игры: «Кто как голос подает?», «Большой – маленький», «Один – много», «Скажи наоборот»;

Задачи: -развивать слуховое восприятие у детей.

- формировать умение концентрировать внимание.

9

Домашнее задание для родителей: изготовление кормушек для птиц  и  поделки птиц;

10

Папка-передвижка: «Поможем перезимовать пернатым»;

 Продукты проекта.

- Выставка рисунков и аппликаций.

- Выставка познавательной и художественной литературы о птицах "Мир птиц”;

 Полученные результаты:

         - получены первоначальные представления об образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года;

     - проявляется интерес  к живой природе, к птицам;

- сформированы умения сравнивать разных птиц, выделяя сходство и различия в строении и поведении;

 -укреплено и развито  взаимодействие с родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_proekt.docx68.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей среднего дошкольного возраста

на тему:  « Зимующие птицы».

 Тип проекта:  познавательный

  Вид проекта: групповой.        

 Срок реализации: с 22.02.2021 по 5.03.2021;

 Участники: дети, воспитатель, родители.

Акктуальность данного проекта:

  • воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам,
  • желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что  можно спасти птиц  зимой от гибели.
  • формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:                                                                                                           -    

  • Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;   
  • Учить узнавать пернатых по внешнему виду;                      
  • Обогатить  словарный  запас детей;                     
  • Активизировать познавательную деятельность;                            
  • Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;
  • Воспитывать заботливое и ответственное отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условияхНаучить детей правильно их подкармливать.

 Предварительная работа:

 - подготовка наглядного материала  с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах);

- подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса  птиц»);

- подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.

- изготовление родителями кормушек для птиц и поделок птиц.

 Форма проведения: 

  • НОД,
  • беседы,
  • наблюдения,
  •  дидактические
  •  подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • прослушивание аудиозаписи,
  • продуктивные виды деятельности.

Реализация проекта:

                                 Вид деятельности

1

Наблюдение «Птицы зимой»; 

Задачи:-Организовать наблюдение за  птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу.

- Организовать кормление птиц,

-  учить рассказывать о том, что делают птицы.

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

2

 Аппликация: «Снегирь на веточке» .

Задачи:-Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения снегирей в холодное время года.

- Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.

3

Лепка «Зимующие птицы».

Задачи: - Формировать способности у детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.

-Продолжаем знакомить детей лепить снегиря, передавать особенности внешнего вида: строение туловища, форму головы, крылья, хвост, окраску.

3

 Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей».

Задачи:- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Вызвать желание нарисовать ветку рябины, чтобы накормить снегирей, которые прилетели и ждут.

4

Раскрашивание силуэтов птиц (воробей, снегири, голуби, вороны).

Задачи: -развитие мелкой моторики рук

-учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.

5

Чтение  художественной литературы о  птицах;

- А. Барто «Страшная птица»

- Сказки М. Горького "Воробьишко”.

- В. Сибирев «Птичья столовая»

- Т. Егорова «Жизнь птиц»

- И. Гурева «Как появляется птица»

Задачи:- Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения.

  -Следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение.

6

Слушание: «Голоса птиц»; «Воробей храбрый»;

Задачи:- Учить распознавать по голосу пение птиц.

7

Подвижные игры: «Кот и воробьи»,  «Собачка и воробьи»;    

Задачи: -Способствовать  совершенствованию выполнения детьми  основного вида движений –бега .

- развивать выразительность и красоту движений

8

Дидактические игры: «Кто как голос подает?», «Большой – маленький», «Один – много», «Скажи наоборот»;

Задачи: -развивать слуховое восприятие у детей.

- формировать умение концентрировать внимание.

9

Домашнее задание для родителей: изготовление кормушек для птиц  и  поделки птиц;

10

Папка-передвижка: «Поможем перезимовать пернатым»;

 Продукты проекта.

- Выставка рисунков и аппликаций.

- Выставка познавательной и художественной литературы о птицах "Мир птиц”;

 Полученные результаты:

         - получены первоначальные представления об образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года;

     - проявляется интерес  к живой природе, к птицам;

- сформированы умения сравнивать разных птиц, выделяя сходство и различия в строении и поведении;

 -укреплено и развито  взаимодействие с родителями.


Конспект занятия по лепке в средней группе «Зимующие птицы».

Цель: расширять представления детей о зимующих птицах, где обитают, чем питаются.

Задачи:

  • Образовательные: - Формировать способности у детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.

-Продолжаем знакомить детей лепить снегиря, передавать особенности внешнего вида: строение туловища, форму головы, крылья, хвост, окраску.

  • Развивающие: - Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту родного края.
  • Воспитательные: - Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботится о птицах

                                - Обогащение словаря: снегирь, кормушка, Зимовать, корм.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята я хочу вам прочитать стихотворение, послушайте. А про кого оно, отгадайте сами.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять.

Воспитатель: Кто же это? Правильно, ребята, это снегирь. Снегирь получил своё название за, то, что прилетел к нам с первым снегом, и живет всю зиму.

Ребята, представим, что мы тоже птички. (музыкальное сопровождение В. Зотова «Снегирь»).

Физкультминутка:    «Снегири»

Снегири летят, крыльями машут.                                 Бегут по кругу, взмахивая руками.

Им на месте не сидится  завертелись как волчок,     Прыгают на двух ногах.

Прыг — скок, прыг — скок.

Полетели пообедать,   но кругом лишь снег да снег.    Повороты головой вправо, влево.

Хорошо, что им кормушку, сделал добрый человек

Черногрудый, краснокрылый,  и зимой найдет приют.

Не боится он простуды,с первым снегом тут как тут.

Воспитатель: Снегирь — красивая, спокойная птица. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый, черный. Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации, обсуждают особенности строения тела снегиря.

 А вы хотите, чтобы у вас появилась своя птичка? Сегодня каждый из пластилина вылепит свою птичку.

 Практическая часть.

Показ воспитателя:

1. Туловище. Берем пластилин. Какого цвета? (черный, красный) Круговыми движениями формируем туловище. Какой формы? (овальной)

2. Голова. Какой формы и цвета? маленькая слегка приплюснутая черная голова с острым треугольным клювом, скатываем шар.

3. Крылья. Раскатываем небольшой шар. Затем сплющиваем и примазываем к туловищу.

4. Хвостик. Прямоугольный,черный с небольшой выемкой на конце.

Воспитатель: Прежде чем приступить к лепке, разомнём ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой! (Изображают, как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют, изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь         в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз (Изображают, как сыплют крошки)

К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)

Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)

Нам встречать весну.

А теперь приступаем к лепке.

  1. Берем пластилин черного цвета и делим его на четыре кусочка: один большой и три поменьше.
  2. Из большого лепим туловище в форме яичка, из маленького катаем шарик – это голова.
  3. Примазываем голову к туловищу.
  4. Теперь берем второй маленький кусочек, катаем шарик, сплющиваем между ладонями, получается диск. Диск стекой разрезаем пополам, заостряем с одной стороны каждую половинку, получившиеся крылья прикрепляем к туловищу по бокам.
  5. Из оставшегося кусочка пластилина лепим хвост, катаем столбик, сплющиваем и с одной стороны стекой делаем небольшие надрезы, получившийся хвост прикрепляем сзади к туловищу.
  6.  Теперь лепим грудку. Для этого из кусочка красного пластилина катаем шарик, расплющиваем и вытягиваем, предавая форму овала, и примазываем к туловищу.

Что осталось еще слепить? Как вы думаете? Правильно, клюв и глазки.

  1. На голове спереди оттягиваем пластилин, предавая форму треугольника, а глазки можно слепить из белого пластилина.

Воспитатель: А теперь посмотрим, что у нас получилось.

                        Молодцы ребята! Какие красивые птички получились!

Воспитатель: Зимой снегирям, как и другим зимующим птицам, приходится нелегко: холодно и голодно. Не найти корма под снегом. Поэтому птицы перебираются ближе к человеческому жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами домов. И очень радуются кормушкам, которые развешивают для них взрослые и дети. У нас тоже есть кормушка. Но вот беда, корма в кормушке нет! Надо птичкам помочь!

Сейчас мы приготовим снегирям угощение. Дети, из пластилина, раскатывают маленькие комочки- зернышки, насыпают их в кормушку.

Воспитатель: Посмотрите, птички прилетели к кормушке.

(воспитатель читает стихотворение и обыгрывает).

Прилетела птичка на мое окно.

Поклевала птичка просо и пшено.

Наклонила голову, дарит мне свой взгляд.

За нашу заботу «спасибо» говорит.

Рефлексия:

Какие вы молодцы, помогли птичкам. Они будут радовать нас своими яркими нарядами всю зиму

Чем мы сегодня занимались?

Кому помогали?

Какие затруднения вы испытали при работе с пластилином?


Конспект  занятия ( ознакомление с окружающем миром) в средней группе

на тему: «Зимующие птицы».

Цель занятия: расширять и обобщать знания детей о птицах (внешний вид, название, способ питания).

Задачи:

- Закрепить представление детей о птицах; о сезонных явлениях природы.

- Воспринимать несложный рассказ о птицах в зимнем лесу;

- Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.

- Развивать память, внимание, воображение, эмоции, логического мышление;

- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Предварительная работа:

- Создание предметно – развивающей среды.

- Просмотр мультипликационного фильма: «Воробушек- хвастунишка»

- Чтение художественной литературы: «Страшная птица» А. Барто, «Птичка» В. Жуковский.

- Рассматривание иллюстрации «Птицы»

- Целевая прогулка «наблюдения за птицами».

        Ход занятия.

-Организационный момент (звучит аудио запись Вивальди «Зима»).

Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года наступило?

Дети. Зима.

Воспитатель: Правильно, зима. Ребята, послушайте красивую музыку. Слышите, наступают холода, морозы. С неба падают красивые, пушистые, лёгкие белоснежные снежинки. И зимняя вьюга кружит их. Ребята, давайте превратимся в красивые снежинки, и покажем, как снежная вьюга нас кружит.

Воспитатель: Ваши снежинки пушистые, лёгкие, красивые. Вы, снежинки, покружитесь и в ребяток превратитесь. Ребята, посмотрите, мы приземлились в зимнем лесу, давайте присядем на пенечки и посмотрим, кто же живёт в этом лесу.

- Основная часть.

Рассматривание изображений птиц.  Воспитатель показывает слайды с изображением птиц.

Воспитатель: Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Повторите

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Какая грудка у снегиря?

Дети: Красная.

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка. Повторите.

Дети: Синичка.

Воспитатель: Какая грудка у синички?

Дети: Жёлтая

Воспитатель. А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона?

Дети: Кар-кар-рр

Воспитатель: Какая ворона?

Дети: Большая, черная, сердитая.

Воспитатель: Покажите мне, как ворона сердится.

Дети изображают ворону, передавая её грозный вид.

Воспитатель: Ребята, на улице очень холодно, дует сильный ветер. Ворона хочет кушать, она голодная! Поэтому она так сердится.

Воспитатель: А кто это маленький, серенький?

Дети: Воробей.

Воспитатель: Как чирикает воробей?

Дети «Чик-чирик!

Воспитатель: Что же с ним случилось?

Дети. Он замёрз, хочет кушать.

(аудиозапись: звуки зимней вьюги)

Воспитатель: Да ребята он замёрз, потому что зимой дует холодный ветер. Слышите, как вьюга завывает. Как дует зимний холодный ветер? У-У-У…

Дети: У-у-у.

Физкультминутка :«Воробушек»

У воробушка головушка замерзла,

Ох, как замерзла!

Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в сторону)

У воробушка спинушка

Ох, как замерзла!

Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)

У воробушка крылышко.

Ох, как замерзло!

Ох, как замерзло! (погладить левой рукой правую руку)

У воробушка лапки

Ох, как замерзли!

Ох, как замерзли! (разглаживать рукой ножки).

Воспитатель: Вот мы и узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Вьюга все дороги замела, нужно птичек найти и согреть. Вы, ребята, посмотрите, под елочкой что лежит?

Дети: Снежные комочки.

Воспитатель: Вы комочки возьмите, разверните, что внутри посмотрите.

Упражнение: «волшебный комочек». Развитие мелкой моторики.

(Дети разворачивают сомкнутый лист бумаги и называют птиц)

Ответы детей: У меня снегирь. У меня воробей. У меня ворона. У меня синичка.

Воспитатель: Давайте согреем птичку. (Предлагает детям согреть птичку своим дыханием).

Развитие плавного длительного ротового выдоха с произношением согласного звука Х-х.

Воспитатель: Мы посадим птиц на веточку, они будут слушать наш рассказ.

Шаблоны вырезанных частей тела птиц (голова, крылья, хвост, лапки, перо.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно. Что вы видите?

Дети: Голова, крыло, хвост, лапки, перо.

Воспитатель: Кому они принадлежат?

Дети: Птичкам.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в волшебников. (Воспитатель предлагает детям надеть волшебные колпачки и стать волшебниками)

Воспитатель: Вы, ребята, покружитесь, в волшебников превратитесь и создайте сказочную птицу. Дети совместно собирают из шаблона – птицу.

Воспитатель: Дети, в нашем лесу будут жить ваша сказочная птица.

Вы, волшебники, молодцы, а сейчас вы покружитесь и в ребяток превратитесь.

Физминутка: «Сказочные птицы».

Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам)

Сказочные птицы (Показывают грудку руками)

Распустили пёрышки, (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)

Греются на солнышке, Головой вертят, (Повороты головы влево — вправо)

Улететь хотят.  Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

-Заключительная часть. Рассказ о птицах по мнемокарте (алгоритм)

Воспитатель: Дети, рассмотрите картинки. Что вы видите на этой картинке?

Дети: зима, снег.

Воспитатель: Какая зима?

Дети: Холодная.

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый, пушистый.

Воспитатель: А на этой картинке?

Дети: Прилетели снегири.

Воспитатель: Что вы видите на картинке?

Дети: Семечки.

Воспитатель: Кому нужны семечки?

Дети: Птицы любят семечки.

Воспитатель показывает картинку с изображением детей, которые кормят зимой птиц.  

Воспитатель: Ребята, составьте рассказ по этой картине.

Дети составляют рассказ.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы составили хороший рассказ, и мы его назовем «Мы любим птиц». Мы тоже пойдём кормить наших птичек.

Детям предлагаются мешочки с кормом. Дети кормят птиц.

Воспитатель: Вы, ребята, очень добрые, заботливые, любите птиц. Молодцы!


Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений  для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Кто прилетел».

Цель: закрепить порядковый счет в пределах пяти.

Задачи:

•        учить отсчитывать предметы по образцу и названному числу.

•        закреплять знания о свойствах квадрата и прямоугольника.

•        закрепить представление о птицах

Оборудование: магнитная доска, силуэтные изображения квадратной и прямоугольной кормушек, птиц – воробья, голубя, вороны, снегиря и синицы, линейки, геометрические фигуры.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает, как делали кормушки и подкармливали птиц, прикрепляет к доске силуэты кормушек.

        Какой формы эти кормушки?

        Чем отличаются квадрат и прямоугольник?

        Чем похожи эти геометрические фигуры?

Воспитатель предлагает детям измерить стороны кормушек, помогает сделать вывод:

        У квадрата и прямоугольника по 4 угла?

        У квадрата все стороны равны?

        У прямоугольника равные стороны находятся друг против друга?

Воспитатель просит детей назвать, какие птицы прилетали зимой на кормушку. Прикрепляет их силуэты на прямоугольную кормушку.

        Как называются птицы, которые зимовали у нас – зимующими?

        На какую кормушку прилетели зимующие птицы?

        Кто прилетел первым, вторым и т.д.?

        На котором месте сидит воробей, снегирь, ворона и т.д?

Прикрепляет силуэты на вторую кормушку.

        На какую кормушку теперь прилетели птицы?

        Кто первый, второй и т.д.?

        Как называются эти птицы?

Подвижная игра «Птицы».

По сигналу дети бегают по групповой комнате, имитируя полет птиц. Потом по другому сигналу – приседают и имитируют, как птицы клюют корм, зтем возвращаются на места.

Воспитатель прикрепляет к доске 3 силуэта зимующих птиц на растоянии друг от друга, ниже – 3 силуэта птиц близко друг от друга.

        Сколько зимующих птиц в первом ряду?

        Сколько птиц во втором ряду?

Воспитатель подводит детей к выводу о независимости количества от пространственного расположения.

        Отсчитайте и положите наверху счетной линейки столько квадратов сколько птиц в первом ряду, ниже положите 5 треугольников

        Сколько квадратов вы положили?

        Сколько треугольников вы положили?

Воспитатель хвалит детей за внимательность и умение считать.


Конспект занятия по развитию познавательно-исследовательской конструктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Воробушки».

Цель: закрепить знания о зимующих птицах.

Задачи:

•        Учить выполнять поделки из природного материала

•        Учить скреплять детали при помощи пластилина

•        Закрепить знания о строении птиц

Оборудование:  иллюстрации зимующих птиц, имитация кормушки, сосновые шишки, плоды каштана, пластилин, доски, стеки, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель показывает иллюстрацию. Напоминает содержание беседы о зимующих птицах.

        Каких зимующих птиц вы знаете

        Как о них люди заботятся зимой

        Что такое кормушка

Физкультминутка «Кормушка».

Ждут воробьи у кормушки кормежки        соединяют ладони обеих рук перед  

                                                                                          собой        ковшиком

Принес им Сережка зерна и крошки          ходьба на месте, имитация кормления птиц

Воспитатель показывает имитацию кормушки для птиц и предлагает детям посадить на нее воробушков. Обращает внимание детей на природный материал на столах. И предлагает сделать из него воробышков.

Рассказывает и показывает, как их сделать.

Этапы работы:

1.        Взять шишку – это туловище, с помощью пластилина прикрепить к ней каштан – это голова.

2.        Снизу прикрепить к шишке кусочек пластилина – лапки, из пластилина сделать глаза и клюв.

По окончании работы дети устанавливают поделки на кормушку.


Конспект  занятия по развитию речи в средней группе: «Зимующие птицы» .

Программные задачи:

- Расширять и активизировать словарь по теме, обобщить;

- Сформировать понятие о зимующих птицах;

- Продолжать дифференцировать предлоги «на», «под», «в»;

- Развитие зрительного внимания, мелкой моторики.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Ход занятия

1.Послушайте стихотворение:

Во дворе живет синица,

Ей на месте не сидится:

Тили-тень, тили-тень –

Вся в работе целый день.

На кормушке, между прочим

Для гостей обед хлопочет.

Цвета утренней зари

Прилетели снегири,

А потом с высокой ели

Опустились свиристели

Соблюдая свой черед

Кружит птичий хоровод.

Опоздал лишь пестрый дятел –

Свой обед «проконопатил».

Гости у окошка

Съели все до крошки.

День проходит, скоро ночь,

Улетели птицы прочь.

2. О каких птицах говорится в этом стихотворении? Покажите на картинках этих птиц, назовите, разгибая пальцы из кулачка. Как назвать всех этих птиц (обобщающее понятие).

3. Чем похожи птицы? (форма тела, крыльев, хвост, ноги, тело покрыто перьями, летают, клюют)

Чем отличаются птицы? (размер, форма тела, оперенье, величина клюва)

4. Чем питаются птицы зимой?

5. Назовите ласково (птица – птичка, воробей – воробушек, снегирь – снегирек, голубь – голубок) и тд.

6.Подберите правильно слово:

У сороки клюв большой, а у воробья (маленький)

У воробья туловище мелкое, а у сороки….(крупное)

У воробья хвост короткий, а у сороки (длинный)

У воробья лапки тонкие, а у сороки (толстые)

7.Заменить два предложения одним:

Снегирь чирикает. Воробей чирикает. – Птицы чирикают.

Голубь клюет. Воробей клюет. – Птицы клюют.

Синица замерзает. Воробей замерзает. – Птицы замерзают.

8. Расскажите о своих наблюдениях за птицами.

Как можно узнать снегиря среди других птиц?

Какой он по размеру?

Какие птицы похожи на снегиря по размеру?

Снегирь, воробей, синица – мелкие птицы, они похожи по размеру.

9. Как же среди этих птиц можно узнать снегиря?

Какая окраска у снегиря?

Какого цвета у него грудка, брюшко, шейка?

Какой у него клюв?

Где живут?

Чем питаются?

10.Подберите слово:

Снегирь (какой) веселый, небольшой, красногрудый, зимующий

Снегирь (что сделал) прилетел, подлетел, улетел, зачирикал, заклевал, полетел

11. Как говорят птицы?

Воробьи чирикают: чик-чирик.

Вороны каркают: кар-кар.

Голуби воркуют: у-у-у-у.

Синицы свистят: фи-фи.

12.Упражнение для развития мелкой моторики:

Каждому пальчику правой руки прошепчите ласковое название зимующих птиц (воробушки); левой – название корма (крошки). Потом соединяйте пальчики по порядку,вспоминая соответствующие слова и приговаривая: воробушки клюют крошки,.


Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие и перелетные птицы».

Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Программные задачи:

1.Образовательные: закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.

2.Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.

3. Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

Интеграцияобразовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическое развитие».

Предварительная работа: беседа с детьми о птицах;

Словарная работа: сезонная миграция;

Демонстрационный материал:

Изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки ласточки, грача, кукушки, соловья и др ; конверт с заданиями; силуэты птиц (заготовки).

Ход занятия.

Воспитатель: А давайте вспомним, какие вы знаете приметы весны?

Дети: День стал длиннее, солнце стало теплее, поднимается выше, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из теплых стран.

Воспитатель: Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?

Дети: Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки….

Воспитатель: А как мы назовем их одним словом?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А узнаете ли вы этих птиц на картинках? Кто нам покажет грача? Ласточку? Скворца? Жаворонка?  (дети показывают) Молодцы!

Ребята к нам пришло письмо от доктора Леса. Послушайте, что он пишет: " Здравствуйте, ребята! Сейчас я нахожусь в заснеженном лесу вашего города. В лесу так много моих друзей - птиц, что я растерялся. Как же их распознать какие перелетные, а какие зимующие. А вы догадались, что это за доктор леса?

Дети: Да. Это есть такая птица – дятел. Он и называется доктором леса.

Странный доктор есть на свете.

Он деревья лечит дети.

Где болит?

Тук- тук. А, нашел. Тут- тут

Воспитатель: Да. Вы правильно догадались. Но он просит помочь ему вспомнить свои друзей зимующих и перелетных птиц. Вы поможете ему в этом.

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в заснеженный лес нашего города. А кто скажет где мы с вами живём?

Дети: Мы живем…

Воспитатель: Все верно. Тогда отправляемся. Ребята, скажите, на чем мы можем путешествовать?

Дети: в автобусе, машине и других видах транспорта.

Воспитатель: А вот на чем мы отправимся я загадаю загадку.

Это просто супер-дом!

Очень много людей в нем.

Обувь его резиновая,

А еда у него бензиновая.

Ответ: Автобус

Воспитатель: Прошу всех занять свои места, наш автобус отправляется в путь! Сезонная миграция

1 - я остановка Зимующие птицы

Воспитатель: Ребята обратите внимания, что за птицы указаны на нашей картинке. Все ли вам знакомы эти птицы.

Доктор леса: Здравствуйте милые дети!У нас случилась большая беда: мы совсем забыли, как правильно называются птицы, которые улетают на юг. Ребята помогите, нам, пожалуйста, разобраться, что это за птицы.

Воспитатель: Поможем?

Дети: Да, поможем!

Пальчиковая гимнастика:

Пой-ка,подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Дидактическая игра «Разложи картинку»

Воспитатель: На столе разложены карточки с различными видами птиц. Чтобы быстрее разобраться, нам поможет в этом наш друг из леса «Доктор дятел». (Дети выполняют задание). Выбирают карточки с «перелетными птицами»

2-ая остановка Перелетные птицы

Воспитатель: Ребята посмотрите вы выбрали всех перелетных птиц.

Воспитатель: Молодцы, ребята, наш доктор леса (дятел) вспомнил, как правильно зовут его друзей (птиц). Ребята мы можем отправляться дальше в свое путешествие по лесу.

Воспитатель: Ребята на этой полянке нам необходимо вам будет отгадать загадки, о каких птицах в ней говорится. Давайте присядем за столы и послушаем загадки.

1. Угадайте, что за птичка - темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)

2.         Черный, проворный,

Кричит "крак"

Червякам враг. (грач)

3.         Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (соловей)

  4.        Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут её (кукушка)

5.           На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (скворец).

6.      Прилетел нам, наконец

Наш любимый певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет (соловей).

Воспитатель: Ребята вы все правильно ответили. И теперь можно продолжить свой путь.

Физкультминутка.

На лесной полянке, Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает – Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движенье, Очень нравится это упражненье.

Полосатенький енот,Изображает вертолет:

Лапками машет назад и вперед, Словно собрался в далекий полет.

Серый волк немного сонный,Выполняет он наклоны:

«Ты волчишка, не ленись! Вправо, влево наклонись,

А потом вперед, назад, Получишь бодрости заряд!

Аппликация

А теперь присели на свои места и сделаем аппликацию (раздаю шаблоны птиц) нужно из креповой бумаги сделать крылышки для этого нужно сложить их гармошкой и вставить в надрезы крылышки.

Получились птички удивительной красоты!

Воспитатель: Друзья мы немного отдохнули, а теперь можем продолжить наше путешествие. Посмотрите наш друг доктор леса (дятел) вспомнил всех своих друзей. И нам можно возвращаться домой в наш детский сад. Но для этого мы с вами должны вспомнить какие же птиц мы с вами узнали.

Дети: перелетные, зимующие.

Воспитатель: Все правильно! Возвращаемся домой.


Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (конструирование) для средней группы         на тему: «Птичка»

Цель: побуждать детей к конструкторской деятельности с использованием бумажных материалов.

Задачи:

Обучающие: -учить делать поделку , состоящую из нескольких частей, объединяя их для достижения результата;

- закрепить умение вырезать силуэт птицы по контуру, складывать бумагу гармошкой;

Развивающие: -развивать воображение, творчество, мелкую моторику, умение радоваться созданными поделками;

- активизировать познавательные способности.

Воспитывающие: - воспитывать доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь.

Материал: Фотографии перелетных птиц, цветная бумага, картон, ножницы, веер, перо.

Ход занятия:

(Дети стоят в кругу).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждого из вас есть волшебный ключик, который открывает дверцы к сердцу любого человека? Это – улыбка. Давайте подарим друг другу свои улыбки. От ваших улыбок в группе стало тепло и светло, а на улице холодно. Какое время года?(Ответы детей)

Воспитатель: Весна постепенно вступает в свои права. А зима отступает. Тает снег, повсюду слышна капель, солнышко сильнее пригревает, перелетные птицы возвращаются из теплых стран.

Я приготовила для вас фотовыставку перелетных птиц и приглашаю вас познакомиться.

Давайте проверим, всех ли птиц вы узнали?

Молодцы, теперь садитесь на свои места .

Вот сидят все птицы в ряд

На ребят они глядят

С вами поиграть хотят.

Игра на внимание «Угадай, какая птица улетела»

Молодцы, хорошо знаете перелетных птиц и были очень внимательны.

Посмотрите, какая интересная птичка залетела к нам в гости (магнитная). Она как будто парит в воздухе. Все люди, когда смотрят на птиц, думают одно и то же: «Почему они не падают? » Вы тоже, наверное, не знаете. Воздух, хоть мы его и не видим, может удерживать легкие предметы. Вот, например, мыльные пузыри (показ). А вы о чем можете рассказать? (листья, пух, снежинки) А вот такое перышко упадет сразу или тоже полетает? (показ) Почему не упало перышко? ( легкое )

Такими перышками покрыто все тело птиц, но не только это помогает им летать.

Что это? (веер) Так же, как я сейчас раскрыла веер, птицы расправляют свои крылья. Такими широкими крыльями птицы опираются об воздух и, отталкиваясь от него – летят. А на земле – крылышки складывают, чтобы не мешали.

Сегодня мы с вами будем мастерить из бумаги птиц с такими крыльями.

Показ.

  1. Сначала вырежем птичий силуэт из картона.
  2. Затем из тонкой бумаги сложим крылышки способом «гармошка»
  3. Вставим их в прорези, которые есть на туловище ваших птиц.

Перед началом работы давайте вспомним, как нужно обращаться с ножницами. (Ответы детей)

Возьмите лист картона, все рассмотрите своих птиц, можно начинать (не торопитесь, режьте точно по контуру, поворачивайте листок, так будет удобнее). После того как все закончили, предложить отодвинуть от руки на край стола.

А теперь давайте отдохнем. Гимнастика для глаз.

У совы, у старой

Не глаза, а фары

Круглые, большие (широко открывают глаза)

Страшные такие

А у птички, у синички

У синички – невелички

Глазки, словно бусинки, (прищуриваются )

Малюсенькие, малюсенькие.

Наши пальчики тоже устали. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек!         (Загибаем пальчики поочередно)

Воспитатель: Продолжаем нашу работу, делаем крылышки. Возьмите листы бумаги. Будем выполнять вместе со мной (показ, выполнение с детьми). Готовые крылышки, согните пополам, прогладьте и вставляйте в прорезь до линии сгиба. Теперь слегка растяните с обеих сторон. Готово!

Пойдемте, полетаем!                          Динамическая пауза

Птицы крыльями махали

Все летали, да летали.

Птицы в воздухе кружились

На дорожку опустились

Головками качали, зернышки поклевали.


Приложение к проекту на тему «Зимующие птицы» для средней группы.

Приложение №1.

Беседа «Встречайте птиц»

Цель: Формирование элементарных представлений о весне; воспитание бережного отношения к птицам.                                                                      

 Ход беседы:  Отгадайте загадку.          

Между веток новый дом,                                                                

Нет и дери в доме том,                                                              

Только круглое окошко,                                                                    

Не пролезет даже кошка. ( Скворечник )                                                

   Прилетели скворцы .А кто еще прилетел из теплых стран к нам? Для чего нужны домики для птичек? Кто их может построить? Где лучше разместить скворечник? Какую пищу едят птицы? Что нельзя делать возле скворечников? (Шуметь, близко подходить, забирать птенцов.)          

А какая птица поет лучше всех?                                                          

 Кто без ног и без свирели                                                                              

Лучше всех выводит трели,                                                        

Голосистее, нежней?                                                                                

Кто же это? (Соловей.)                                                                                      

Какие места выбирают соловьи для своих гнезд? (Березовые рощи.)

Упражнение «Что бы вы сделали, если бы увидели...». 

выпавшего из гнезда птенца?                              

мальчишку, разоряющего птичье гнездо?

мальчишку с рогаткой в руках?                                                                            

птичку, севшую к вам на подоконник?

Приложение №2.

Подвижная игра «Голуби и кот».

Инвентарь: маска кошки.

Считалочкой выбираем водящего.

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

Воробушек — пташка, серая рубашка.

Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!

На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей — «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите!» «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По второму сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот».

Игра «Совушка»

В одной стороне лежит обруч – это гнездо совушки. Одного из играющих назначают «совушкой». Все дети изображают бабочек, мышек, жучков. По сигналу «День!» дети разбегаются, подражая мышкам, жучкам и пр. по сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда совушка. Дети замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. А совушка смотрит не шевелится ли ко. Того кто пошевелился, уводит в гнездо. Игра повторяется.

Игра на внимание «Летает – не летает»

Воспитатель называет предметы, если слово по значению подходит к слову летает (называть птиц) дети широко машут руками «крыльями». Если не летает, ничего не оказывают (называть любые предметы).

Подвижная игра «Птицы в клетке»

Половина детей становится в круг, держась за руки, руки поднимают «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей (5-6 человек) вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу (свисток или слово «Хлоп») «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелётную птицу и встают в круг. Потом назначаются другие птицы.

Подвижная игра «Птенчики»

Дети стоят в кругу. Воспитатель – посередине с мячом. Он бросает мяч одному из детей и называет птицу. Ребёнок ловит мяч и называет птенца этой птицы (Аист- аистёнок, кукушка – кукушонок и т.д

Подвижная игра «Вороны»

Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

Xод игры:

Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (громко)

(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (тихо)

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Физкультминутки:

Птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Пальчиковые игры:

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель. (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

        Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями)

«Весна»

Иди, весна, иди, красна, («Шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

«Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель. (Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев)


Приложение №3

Дидактические игры:

Какой птицы не стало.

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

Собери картинку.

Цель: развивать усидчивость, внимание, закрепить представления детей о птицах, их строении, узнавать и называть знакомых птиц, разрезные картинки птиц.

Ход игры: детям предлагается собрать изображение птиц из разрезанных деталей (можно включить элемент соревнования «Кто быстрее соберет?»)

Найди перелетных и зимующих птиц

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных, активизация словаря.

Материал: картинки перелетных и зимующих птиц.

Ход игры:

Детям предлагается разделить птиц на 2 группы: зимующие и перелетные, назвать их.

Четвёртый лишний

Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Береги природу

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.

Ход игры:

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Верю – не верю

Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.

• У синицы желтая грудка.

  • У воробья большой сильный клюв. (Не верим) А у кого такой клюв?

• У сороки длинный черный хвост.

  • Снегирь любит сало. (Не верим) Какая птица любит сало? Ворона питается остатками пищи.
  • У вороны красная грудка и т.д.
  • Воробей перелетная птица

Узнай птицу по силуэту.

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Материал: силуэты птиц.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Сюжетно-ролевая игра "Интервью"

Тема: «Перелётные и зимующие птицы».

Цель: Закрепление у детей представления о жизни перелётных и зимующих птиц. Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости. Формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами. Знакомство с новыми и интересными видами игр.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедической литературы: “Мир животных и растений”, “Книга знаний”.

Оборудование: Игрушечный компьютер, книги, микрофоны, видеокамера, фотоаппарат.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру, которая называется “Интервью”. Обращает внимание на то, как подготовлена группа. Здесь есть стол с компьютером и литературой, микрофон. За столом будут находиться учёные – орнитологи, которым вы сможете задать интересующие вас вопросы. Другие участники игры будут журналистами, т. е. теми, кто будет задавать вопросы. Воспитатель знакомит детей с правилами игры.

Сюжетно-ролевая игра «Птицы в гнезде – семья»

Цели: Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о птицах. Учить моделировать игровой диалог.

Оборудование: - шапочки с изображениями птиц – дятла, синиц, воробья и тд.

Ход игры: Птицы воспитывают своих детей, кормят, охраняют. Летают в гости к другим семьям птиц принимают гостей.


Приложение №4

Пословицы и поговорки.

• где птица ни летает, а свое гнездо знает.

• сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

• лучше синица в руке, чем журавль в небе.

• воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

• лес без птиц и птицы без леса не живут.

• знает птица, что без родины не годится.

• всякая птица своим пером гордится.

• всякая птица по-своему поет.

• всякая птица своим клювом сыта.

• у каждой пташки — свои замашки.

• вороне соколом не быть.

• вороненку гнездо — родимая хата.

• мала синичка, да коготок остер.

• немного синица ест, пьет, да весело живет.

• сорока весть на хвосте принесла.

• пируют в ночи совы да сычи.

• воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

• воля птичке дороже золотой клетки.

• кукушка кукует, по дому горюет.

• видно птицу по полету.

Стихи о зимующих птицах.

***

О чем поют воробышки

В последний день зимы?

— Мы выжили! Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

***


Конспект по познавательному  развитию в средней группе на тему:

«Наши пернатые друзья-птицы».

Задачи:

Обучающие:  - расширять знания детей о птицах;

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, сформировать представление о причинах отлёта птиц;

- научить выделять характерные особенности в строении птиц, формировать умение составлять описательный рассказ,

-обратить внимание детей на трудное существование птиц;

Воспитывающие: -- воспитывать бережное отношение к птицам;

-  вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам;

Развивающие: развивать монологическую речь, пополнить словарный запас воспитанников словами: «пернатые», «перелётные», «зимующие»;

Методы и приемы:- практические: подвижная игра;

- наглядные: рассматривание, демонстрация;

- словесные: рассказ воспитателя, пояснение, вопросы.

Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц; аудиозаписи голосов птиц;корм для птиц.

Ход занятия:

Воспитанники слушают пение птиц.

Загадка о птицах для введения в тему:

Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Беседа о птицах и их внешнем виде.

-Каких птиц вы знаете? (Ответы.)

Воспитатель показывает картинки с изображением птиц и просит детей описать внешний вид птиц, найти сходство и различия.

Крылья – помогают во время полёта.

Хвост – направляют полёт

Перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.

Рассказ воспитателя о пользе птиц в природе. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

- Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят птицы? (Предположения детей)

Кадр 1. Синица. Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых. Например, большая синица за один день съедает очень много различных насекомых, среди которых есть вредители леса. Также синицы помогают бороться с садовыми вредителями, которые уничтожают урожай.

Кадр 2. Воробей. Даже воробьи весной и летом становятся полезными. Своих птенцов они выкармливают личинками яблоневого долгоносика — свирепого врага садов. Если в саду достаточно гнездящихся птиц, урожай его увеличивается вдвое. Воробья многие считают вредной птицей. Это неправильно. В городах (в людных парках и на бульварах) наши полевые воробьи — единственные защитники деревьев от вредителей. Осенью и зимой они питаются, в основном, семенами сорняков. Стоит напомнить печальный пример Китая, где необдуманно истребили всех воробьев, а в результате лишили фруктовые сады защиты от вредителей. Значение птиц в природе очень важно.

Кадр 3. Дятл. Дятлы, например, за день истребляет очень много личинок дровосеков, короедов и куколок обыкновенного рогохвоста.

Кадр 4 . Кукушки также усиливают значение птиц в природе своей полезностью. Они очень прожорливы и уничтожают много вредных лесных насекомых: гусениц, майских жуков, больших зеленых кузнечиков. Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний, и в первую очередь дизентерии. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки. Мухоловки, кроме мух, уничтожают малярийных комаров и многих других мелких насекомых. Ласточка за лето поедает около миллиона всевозможных мошек.

Кадр 5. К этой же категории птиц относятся чайки, крачки, зимородки. Эти птицы поедают больную рыбу, тем самым оберегают водоемы от загрязнения и заражения. Хищные птицы — мощное средство борьбы с грызунами, вредителями сельского хозяйства. Не менее полезны и совы. Сова за лето уничтожает много мышей и полевок и тем самым спасает около тонны зерна. Важно и то, что многие птицы — серые куропатки, перепелки, жаворонки, овсянки, голуби — истребляют семена сорняков, помогают человеку бороться за чистоту полей. А сойки, дрозды, свиристели, питаясь лесными ягодами с твердыми оболочками семян, рассеивают эти семена на огромной территории, способствуя расширению площади леса. Некоторые из них (сойки) делают запасы желудей и кедровых орехов, закапывая их в мох. Иногда эти запасы, не найденные птицами, дают дружные всходы.

Видите, ребята, сколько пользы приносят птицы человеку и природе. Поэтому охрана птиц — долг каждого человека.

Ребята, подумайте, что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Предположения детей)

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья»

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что все птицы делятся на две группы: те, что живут с нами круглый год, и те, что улетают на зиму в тёплые края. Птицы, которые улетают в тёплые края на зиму, называются перелётные. Давайте посмотрим, ребята, какие птицы улетают в тёплые края осенью. (На доску вывешивает картинки перелётных птиц)

Почему перелётные птицы не могут оставаться с нами на зиму? (Ответы детей) А как же перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (дети высказывают свои предположения.)

Рассказ воспитателя о перелетных птицах:

Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев.

Вода в водоёмах, реках замерзает.

Почва покрывается снегом.

Трава увядает.

Ближе к осени дни становятся короче.

Тепла становится все меньше и меньше.

Всё это и служит сигналом для птиц, что пора отправляться в путь в тёплые края.

Беседа о зимующих птицах

Воспитатель: но не все птицы улетают от нас, некоторые остаются. Эти птицы называются (ответы детей) Правильно, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц) Я вам загадаю загадки о зимующих птицах, а вы попробуйте их отгадать:

Игра «Отгадай загадку»

Вещунья – белобока,

А зовут её …

(Сорока)

Чёрная, как вар,

Кричит: «Карр! »

(Ворона)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине.

Он появится опять.

(Снегирь)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,

А зовут её …

(Синичка)

Всю ночь летает.

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать ляжет в дупло.

(Сова)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

Белый бок, серый бок

Воркует нежно …

(Голубок)

Молодцы, все загадки отгадали. А сейчас немного поиграем.

Физкультминутка. Игра «Сова»

В лесу темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

Дети ходят по кругу, приседают, изображая спящих птиц. "Сова" сидит на стуле в середине стула. Дети разбегаются, а "сова" их догоняет.

Ребята, птицам зимой тяжело, ведь они не могут найти себе еду. Насекомых нет, трава не растёт. Но человек может помочь птицам в это холодное и голодное время года. Как вы думаете, как мы можем помочь птицам? (ответы детей)

Мы с вами тоже помогали зимой птичкам, подкармливали их, строили для них кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.

Воспитатель показывает корма и рассказывают о них:

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы.

- Пшено и просо – любимая еда воробьев.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Несоленое сало – превосходный корм для синиц и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Ребята, мы должны беречь природу, птиц. Не забывайте о них. Беречь природу – это ,значит, охранять нашу жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна. И тогда они будут радовать нас своей красотой и украшать нашу жизнь своим чудесным пением. Давайте представим, что мы в лесу и послушаем пение птиц (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)


Приложение №5

Консультация для родителей: «Птицы наши друзья».

Впервые в мире в 1902 году была подписана и принята конвенция по охране птиц и в защиту окружающей среды.

В 19 веке этот праздник пришел и в Россию. Нашлось много любителей птиц, которые пропагандировали защиту и охрану птиц. Вначале 20 века такую задачу ставили себе уже десятки организаций. Специально был создан орнитологический комитет, который занимался вопросами акклиматизации животных и растений.

        Первый раз в Советском Союзе Международный день птиц проводился в 1927 году. Дети, подростки и взрослые (почти 5 тысяч человек) принимали самое активное участие в строительстве и развешивании птичьих домиков. После распада СССР праздник стал называться международным, так как изначально он имеет и традиции других народов. В России праздник птиц отмечается 1 апреля ( хотя сегодня 1 апреля более популярен как День смеха).

В странах Латинской Америки День птиц отмечается во вторую субботу октября, в Колумбии тоже в октябре. В апреле отмечают этот день в Коста-Рике.

Иначе называют этот праздник - «Национальный день птиц » и празднуют его как экологический в Соединенном Королевстве ежегодно 22 января. Очень популярен праздник в Шотландии. Наиболее массово в мае отмечается, ставший уже интернациональным, Международный день перелетных птиц, в Канаде и Соединенных штатах. Но несмотря ни на что, праздник возродился в 1994 году силами энтузиастов-орнитологов. Он проходит в рамках ЮНЕСКО под названием «Человек и биосфера».

Сегодня празднование этого дня набрало новых масштабов. Ежегодно в первый день апреля взрослые вместе с детьми занимаются благоустройством мест, где обитают птицы, развешивают новые кормушки и гнезда для птиц. Время празднования выбрано как раз в то время, когда птицы возвращаются из теплых краев и ищут себе новые места обитания. Через полтора месяца отмечается и еще один праздник – Всемирный день мигрирующих птиц.

 Праздники эти очень символичны, ведь ежегодно, весной именно перелетные птицы показывают пример любви к своей Родине, преодолевая тысячи километров, они несут весточку о весне из теплых краев. Как можно быть равнодушным к такому птичьему патриотизму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности детей и педагога НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей среднего дошкольного возраста. Тема:"Поможем птицам"

Методическая разработка совместной деятельности детей и педагога НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей среднего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Сказки известного волшебника»

В. Сутеева поистине можно назвать великим волшебником, так как он является и писателем, и художником, и одним из основоположником мультипликации. С его сказками дети знакомятся с самого раннего возрас...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:"Зимующие птицы".

Тема: «Зимующие птицы»Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема. «Перелетные птицы. Трясогузка».

Цель. Формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.Задачи. Образовательная: закреплять знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетн...

Сценарий ОД для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Зима»

формировать умение поддерживать беседу, инициативно высказываться;поощрять высказывания и суждения в форме небольшого текста – описания; совершенствовать умение рассказывать о временах года...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Удивительные насекомые»

Формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым....