Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей 5-7 «Живая земля»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Трушкина Алена Олеговна

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей 5-7 лет

«Живая земля»

Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Систематизировать знания детей о почве и ее свойствах.
2.Закрепление знаний детей о соблюдении мер предосторожности.
3. Развитие умения приобретать знания посредствам практических опытов и умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли и выдвигать гипотезы.
4.Развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования.

Предварительная работа:

-Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

- Беседы о песке, воде и воздухе.

- Просмотр презентации на тему: «Какая бывает почва».

Оборудование и материалы: письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, стаканы.

 

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, с чего начинается хорошее настроение? 

Воспитатель: Правильно с улыбки, с добрых дел

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

Воспитатель: Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.

«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ее спасти. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».

Воспитатель: Поможем Маленькому принцу? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? 

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание. Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.

У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: У маленького принца роза растет в песке, а что мы о нем знаем? Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей и нет воздуха.

Ребята, чтобы помочь другу Маленького принца, что нам нужно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, нам необходимо провести опыты и выяснить из каких веществ состоит «живая земля». Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.

Воспитатель: Кто знает, чем занимаются ученые?

Ответы детей.

Воспитатель: Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. При проведении экспериментов необходимо соблюдать правила безопасности. Какие правила безопасности вы знаете? Давайте их вспомним?

Воспитатель: Верно, необходимо работать только на своем рабочем месте, быть аккуратными, не спешить, быть внимательным и соблюдать тишину. Предлагаю пройти в лабораторию за столы. Чтобы начать работу, нам необходимо провести небольшую гимнастику для глаз.

Офтальмологическая пауза

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем.

Глазами смотрят вверх, вниз.

         Воспитатель: На столах у каждого лежит все необходимое для исследований. Давайте все внимательно рассмотрим оборудование, которое сегодня нам потребуется. Что же на понадобится для сегодняшних экспериментов?

         Ответы детей.

         Воспитатель: Давайте приступим к работе.

1 опыт: дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Давайте определим имеет ли почва запах. Что для этого нужно сделать? 

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, необходимо понюхать. Результат необходимо отметить в индивидуальных картах.

Воспитатель: Теперь пересыпьте немного почвы в тарелочки, она сыпется? 

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, значит земля сыпучая.

Воспитатель: Какого цвета почва?

Ответы детей.

Воспитатель: Почва темного цвета. Давайте возьмем лупу и посмотрим имеет ли почва примеси?

Ответы детей.

Воспитатель: Имеет. Почва образуется из опавших листьев и веточек, и песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.

ВЫВОД: почва сыпучая, имеет запах, она темного цвета, имеет примеси.

2 опыт: Теперь мы проведем опыт для выяснения водопроницаемости.

Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды. Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.

ВЫВОД: вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.

3 опыт: Далее необходимо провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Для этого давайте насыплем в стакан с водой земли и посмотрим, что произойдет. Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.

ВЫВОД: почва воздухопроницаема.

Физ. минутка "на разминку!"

На разминку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за столы тихо сесть!

Воспитатель: Итак, как мы можем описать почву в которой растут наши цветы?

Ответы детей.

Воспитатель: Наша почва темного цвета, в ней содержатся полезные примеси, она сыпучая, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля. Значит, землю можно назвать «живой»?

Ответы детей.

Воспитатель: Как можно помочь принцу спасти его друга - Розу?

     Ответы детей.

Воспитатель: Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать нашу плодородную землю, в которой живут наши растения. Давайте соберем в контейнер образец почвы и отправим Маленькому принцу на его сказочную планету. Спасибо за помощь, не буду терять времени и поскорее отправлю нашу посылку!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы: «Вода как явление неживой природы»

Задачи:1. Формировать представление детей о воде и ее значении в жизни людей.2. Совершенствовать представления детей о некоторых свойствах воды.3. Развивать наблюдательность, познавательные интересы д...

Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Вулкан"

Дети развиваются только в деятельности. Только тогда, когда ребёнок познаёт мир, совершает открытия, он развивает свои творческие способности, мышление, речь. Конспект "Извержение вулкана" составлен с...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей разновозрастной группы

Конспект занятия по экспериментальной деятельностидля детей старшей разновозрастной группы.Тема: «Вода не имеет формы, принимает форму различных сосудов».«Вода не имеет цвета, прозра...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Термометр и температура»

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела....