НОД опытно – экспериментальной деятельности Тема: «Опыты с тканью»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аносова Елена Петровна

- познакомить детей с различными видами тканей;

- формировать представления о свойствах различных тканей;

- учить устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_tkanyu_v_starshey_gr._-_kopiya.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

НОД опытно – экспериментальной деятельности

                           

Тема: «Опыты с тканью»

Образовательная область:

«Познавательное развитие»

Разработала:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 11»

Аносова Елена Петровна


Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с различными видами тканей;

- формировать представления о свойствах различных тканей;

- учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

- развивать умение грамотно строить высказывания;

- развивать умение делать выводы, обобщения;

- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение согласованно работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

сундучок, образцы тканей (ситец, шерсть, шерстяная ткань, болоневая ткань, ситец, натуральная ткань, синтетическая ткань, органза, драпп)лупы, 2 пластиковые бутылки с горячей водой, ножницы, ёмкости для воды, одноразовые стаканчики, пяльца, ложки, фен, вата, клубок.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка»,

К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Дидактические игры: «Одень куклу», «Постирай бельё по цвету», «Кто что носит», «Чего не хватает для прогулки».

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья».

Словарная работа: Шерсть, шерстяная ткань, болоневая ткань, ситец, натуральная ткань, синтетическая ткань.

 

Ход НОД.

Организационный момент.

1. Создание мотивации к занятию

Раздается стук в двери.

- Нам просили передать.

- Что это? (сундучок)

- Вы хотите посмотреть, что в нем находится?

- Ребята, вы знаете что это? (Ткань и нитки)

- Ребята,  сейчас мы поговорим о свойствах тканей. Вы сегодня будете настоящими учёными - экспериментаторами и узнаете что-то новое и интересное о тканях.

– Я приглашаю вас занять свои места за экспериментальным столом, чтобы вы смогли почувствовать себя настоящими учёными. (Дети садятся за столы, где лежат кусочки ситца и шерсти)

-Как вы думаете, из чего состоит ткань?

- Давайте проверим это. Рассмотрим ткань под лупой.

- Возьмите в руки тонкий лоскуток ткани и лупу. Видите, сколько, много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани? Настоящее чудо.

- Кто же их переплел? Ткацкий станок – вот кто! 

Ткань из нитей ткут, а сами нити, откуда берутся?

- Возьмите кусочек шерсти, смочите свои пальчики в воде и скручивайте её,

 а при этом немножко растягивайте.

- Что получилось? (Ответы детей)

- Нить! Не очень ровная, но настоящая шерстяная нить. Шерсть - очень теплая ткань.  Волоконца у шерсти ворсистые, и когда мы их сжимаем пальцами, да еще и скрутили, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить.

-Как вы думаете, для какой одежды подойдет шерстяная ткань?

Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)

 

Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Поэтому из нее изготавливают теплые вещи.  Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Ответы детей.)

Сейчас мы проверим, так ли это на самом деле?

Опыт 1:

Возьмём 2 пластиковые бутылки с горячей водой и обернем одну бутылку в ситцевую ткань, а другую - в шерстяную ткань.

О результатах опыта мы узнаем в конце занятия. Какая ткань держит тепло, а какая нет.

2. Определение водопроницаемости ткани.

- Отгадайте мою загадку:

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

Миллионов капель вождь,

Падает на землю — (Дождь)


- Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю и весеннюю одежду, чтобы не промокнуть под дождем? (Ответы детей.)

Опыт 2: Давайте с вами перейдем к следующему экспериментальному столу.

- Сейчас проведём эксперимент и узнаем, какая ткань не пропускает воду.

На столе у вас находятся два стаканчика,  первый стаканчик накрыт ситцем, второй стаканчик, накрыт болоньей, для каждого, у вас есть ложка,

 емкость с водой.

 - Вам нужно набирать ложкой воду и вылить её сначала на ситцевую ткань, затем на болонью. (Ситцевая ткань намокла, и вода стекла в стаканчик. Болонья не намокла и не пропустила воду)

 К какому выводу вы пришли? (Что ситцевая ткань водопроницаемая, а болонья - водонепроницаемая).

- Значит, в дождливую осеннюю и весеннюю погоду лучше носить одежду из непромокаемой болоньевой ткани.

3. Определение воздухопроницаемости ткани.

- Отгадайте следующую загадку:

В чистом небе, солнце светит ярко

Можно искупаться, стало очень жарко…

Как люблю я время года это…

Угадали? Ну конечно, это ... (Лето)

- Ребята, как вы считаете, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему? (Ответы детей.)

- Чтобы человеку летом не было жарко, и он не потел, ткань должна хорошо пропускать воздух.

- Давайте проверим, какая ткань пропускает воздух, а какая нет.

Давайте с вами перейдем к следующему экспериментальному столу.

Опыт 3:

- Я приготовила 2 вида ткани (натуральную и синтетическую ткань), фен и комочек ваты.

С помощью фена сейчас, по очереди, буду продувать оба вида ткани, а вы наблюдайте за ватой.

- Скажите, что произошло с ватой? Какой вывод вы сделаете? (Одна ткань пропускает воздух, а другая нет)

В случае с хлопковой тканью вата улетела, а в случае с синтетикой осталась на месте. Дети приходят к выводу, что через натуральные ткани воздух проходит легко, а через синтетические - плохо. Значит, которые пропускают воздух, лучше подходят для пошива летней одежды.

Ребята предлагаю вам отдохнуть.

Динамическая пауза:

Физкультминутка «Одежда»

Ох, испачкалась одежда,  (показ удивления)

Мы ее не берегли:   (пожимание плечами)

Обращались с ней небрежно,  (показ удивления)

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти, (пожимание плечами)

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем, (имитация наливания воды)

Порошок мы насыпаем, (имитация насыпания порошка)

Всю одежду замочили,    (имитация замачивания белья)

Пятна тщательно потрём, (имитация трения белья)

Постираем, прополощем,  (имитация трения, полоскания белья)

Отожмём её, встряхнём.   (имитация отжимания и встряхивания белья)

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках. (имитация развешивания белья)

- Ребята, вы аккуратно носите свою одежду?

- Как вы думаете, может ли ткань на одежде порваться, или порезаться?

Давайте перейдем в следующую лабораторию.

4. Сравнение тканей по плотности.

Опыт 4:

У нас есть лоскутки ткани разные по толщине.

Рассмотрите их.

Давайте сначала попробуем разрезать самую тонкую ткань. Получилось легко? Теперь возьмем ткань по плотнее и попробуем разрезать. Получилось?

Теперь возьмите самую плотную ткань и попробуем разрезать.

Какой вывод можно сделать? (Чем тоньше ткань, тем легче ее разрезать)

5. Оценка результатов первого опыта.

- Теперь пришло время проверить результаты нашего первого опыта.

Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая бутылочка теплее осталась? Как вы думаете почему?

Дети делают вывод, что более толстая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, и защищает от холода.

6. Рефлексия и итог занятия.

- Ребята, сегодня, мы с вами узнали много нового о свойствах тканей. Давайте расскажем, что вам запомнилось или понравилось на сегодняшнем занятии.

Дети садятся в круг, перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось и понравилось больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Цель: Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему «ткань» в средней группе.

Цель занятия1.Познакомить детей с разными тканями.2.Дать понятие из чего изготавливают ткань.3.Формировать представления о свойствах и качествах хлопчатобумажной ткани....

Опытно - экспериментальная деятельность. «Опыты с воздухом»

Программное содержание:1.Закрепить представление детей о свойствах воздуха  о способах обнаружения.2.Активизировать речь и обогащать словарь детей.3.Развивать познавательную активность,самостояте...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Ткань».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Ткань»....

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).

В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...