Конспект занятия по окружающему миру "Природа чудесница"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Жаркова Оксана Михайловна

Программное содержание: Учить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы (дождь, ветер, гром, град). Дать элементарные сведения о профессии синоптика, метеоролога. Учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Закрепить умение классифицировать явления природы по временам года. Развивать познавательные способности, любознательность, внимание. Воспитывать любовь к природе.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное окольное образовательное учреждение

              «Детский сад №8 «Колокольчик».

Конспект занятия по ознакомлению с природным окружением

«Природа чудесница»

подготовительная группа.

Разработчик: Жаркова Оксана Михайловна

Воспитатель первой квалификационной категории

г. Камень – на- Оби.

Тема: «Природа чудесница»

Программное содержание: Учить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы (дождь, ветер, гром, град). Дать элементарные сведения о профессии синоптика, метеоролога. Учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Закрепить умение классифицировать явления природы по временам года. Развивать познавательные способности, любознательность, внимание. Воспитывать любовь к природе.        

Оборудование: тарелочка с конфетти, губки, тазики, тарелочки с горохом, аудиозапись: «голоса природы» (раскат грома, дождь, град, ветер);картинки с природными явлениями (дождь, иней, роса, снег, радуга. град, гроза, ветер);картинки»- «времена года»и природные явления; слайды: метеорологи, метеозонд, метеостанция, термометр, осадкометр, флюгер, шишка для опыта.

Ход занятия.

Дети заходят в зал и встают в круг.

Воспитатель: Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружке. Мне очень приятно, что у вас всех хорошее настроение, мне хочется, чтобы оно не покидало вас в течении всего дня!

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о чудесах, которые дарит нам природа, а что это за чудеса, вы узнаете, отгадав загадку.

Солнце светит,

Ветер свищет,

Дождик льёт как из ведра.

После дождика на небе

Сразу радуга видна.

Эти изменения погоды

Называются….(явления природы)

-  Как вы понимаете это выражение - природные явления?(то, что происходит в природе, независимо от человека)

- Давайте вспомним и назовём природные явления: (дети передают мяч по кругу, называя природные явления.( Снег, дождь, ветер, град, туман, иней, гроза, гром, радуга, метель, вихрь)

Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас пройти в лабораторию звуков и чувств, где мы с вами сможем услышать, увидеть и сравнить некоторые природные явления.

Дети подходят к столам, на котором стоит тарелочка с конфетти.

Воспитатель:

- Что вы видите в тарелочке? (конфетти)

- На какие природные явления похожи конфетти? (на снег)

- Что произойдёт, если подуть на конфетти? (конфетти разлетятся в разные стороны)

- Что это вам напоминает? (как будто дует ветер и идёт снег)

Воспитатель: А сейчас послушайте, что напоминает вам этот звук? (ударяет в барабан) раскаты грома.(звучит аудиозапись0.

Воспитатель: А сейчас давайте намочим губки ,приподнимем их над тазиком и отожмём.

- Слышите звуки? С чем их можно сравнить?(с дождём) звучит аудиозапись дождя.

Воспитатель: А сейчас наберите в руки гороха и посыпьте в тарелочку.

- Что вам напоминает этот звук? (на то, как идёт град).Звучит аудиозапись.

- Какие же звуки мы услышали в лаборатории?(раскат грома, звуки дождя, звуки града)

- А что увидели? (как дует ветер, идёт снег)

- Как же это всё называется? (природные явления)

Наш народ придумал очень  много  загадок о явлениях природы. Проведём разминку. Я загадаю загадку, а вы должны отгадать её и показать иллюстрацию с правильным ответом.

        Загадки.

Меня ждали,

Меня звали,

Показался – убежали. (дождь)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.(иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (роса)

На всех садится,

Никого не боится. (снег)

Цветное коромысло

Над рекою повисло. (радуга)

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды,

Всю округу полила. (гроза).

Рассыпался горох

На тысячу дорог. (град)

Без рук, без ног,

А двери открывает. (ветер)

В разное время года  можно наблюдать природные явления. Давайте мы с вами попробуем вспомнить и подобрать природные явления к временам года. Картинки – 4 времени года и картинки с природными явлениями.

Осень-(дождь, ветер, листопад, туман, снег)

Зима – (снег, метель, вьюга, морозные узоры)

Весна – (ветер, дождь, капель)

Лето – (гроза, роса, радуга, град)

А сейчас мы все превратимся в ветерок и немного отдохнём.

Физкультминутка «Ветерок».

Ветер, ветер над лесами (повороты туловища вправо – влево)

Ветер, ветер над полями (наклоны туловища вправо – влево)

И качается трава (плавно покачивают руками внизу)

Облака плывут над нами,

 Словно белая гора (потянулись , руки вверх).

Ветер пыль над полем носит (вращательные движения кистями рук)

Наклоняются колосья -

Вправо, влево, назад, вперёд (наклоны вправо, влево, назад, вперёд)

А потом наоборот.

Воспитатель: Дети, а вы знаете ,кто сообщает нам прогноз погоды? (синоптики гидромицентра)

Учёных, которые изучают погодные явления называют метеорологами. (слайд№1)

Если скоро снег пойдёт, если будет гололёд,

Обо всём метеоролог точно знает наперёд.

Нам прогноз погоды нужен

Каждый день, в жару и стужу,

Выходя из дома надо

Знать, что ждать, дождя иль града.

Не ударит ли мороз?

На любой такой вопрос,

Даст ответ его прогноз.

Для составления прогноза погоды они пользуются Фотографиями Земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются метеозонды. На них находятся приборы, измеряющие давление, температуру, влажность воздуха, скорость ветра на разных высотах. Метеозонд может подняться на высоту 30 – 40 км (слайд№2)

- На что похож метеозонд?

Метеорологи работают на метеорологической станции. Она находится на Земле.(слайд№3). На ней находится  огромное количество приборов. Один из приборов – это термометр (слайд№4)

- Когда мы пользуемся термометром?

- Для чего нужен термометр на метеостанции? (измеряет температуру воздуха и почвы)

Следующий прибор –осадкометр (слайд№5). Его название говорит само за себя.

- Для чего используется этот прибор? На что он похож? (на цветок)

Высоко над землёй располагается флюгер (слайд№6)

- Кто знает, для чего его используют? (для измерения силы и направления ветра).

Для уточнения показателей прибора сотрудники каждые три часа и ночью и днём в любую погоду проводят наблюдения. Результаты наблюдения называют замерами, метеорологи заносят их в дневник. Когда профессии метеоролога не существовало. Погоду предсказывали по растениям, по поведению птиц и животных, насекомых. Такие растения и животные называются природные барометры. Вот один из них- это барометр из шишки. В сухую погоду шишка хорошо раскрыта, а на влагу она начинает закрываться. Давайте проверим.

Опыт с шишкой.

Сухую шишку заранее опустить в воду на 20 минут, в воде она начинает закрываться. Затем достаём её из воды и оставляем высыхать, шишка раскроется.

- А как ещё можно предугадать погодные явления? (по народным приметам)

Игра: «Предскажи погоду» (воспитатель называет примету, а дети предсказывают погоду)

  • Черёмуха распускается – к холодной погоде.
  • Много мошкары вечером – к тёплой погоде.
  • Много рябины – осень дождливая.
  • Много желудей на дубу – к холодной зиме.
  • Ласточки низко летают – к дождю.
  • Собака по земле катается – дождик ожидается.
  • Яркий закат солнца – день будет жаркий.
  • Звёздное небо – к похолоданию.
  • Одуванчики днём закрываются – к дождю.
  • Дым из труб вверх поднимается – мороз ожидается.
  • Лягушки прыгают по земле – к дождю.
  • Утром кричат синицы – к морозу.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот какие наблюдательные. Вот какая у нас природа – фокусница. Она дарит нам свои чудеса, какие? (природные явления)

- Кто сообщает нам прогноз погоды?

- Как называют учёных, которые изучают природные явления?

- Где они работают?

- Что мы сегодня слушали?(как капает дождь, гремит гром, идёт град, дует ветер и падает снег).

Вы так хорошо справились с заданиями, что выглянуло солнышко, которое принесло нам свой свет и тепло. Наше солнышко не простое, а с сюрпризом. (лучики – конфеты). Оно хочет каждому из вас подарить свой лучик.

Воспитатель: Я желаю, чтобы солнышко вам всегда ярко светило, и вы были здоровыми и счастливыми.