КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми с задержкой психического развития. Тема: «Поможем Капельке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми с задержкой психического развития.
Тема: «Поможем Капельке»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми с задержкой психического развития.
Тема: «Поможем Капельке»
Возраст детей: 4-5 лет.
Из опыта работы воспитателя:
Шаяхметовой З. Ф.
Туймазы, 2021 г.
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
закрепить представление детей о значимости воды в жизни человека, в природе;
дать представление о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд, газообразном (пар);
прививать навыки проведения несложных исследований.
2. Развивающие:
развивать у детей познавательный интерес через проведение опытов с водой;
способствовать развитию мышления, внимания, памяти, любознательности;
развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать.
развивать связную речь, обогатить словарь детей: жидкость, жидкая, замороженная, пар.
3. Воспитательные:
воспитывать умение работать в группе, сообща;
прививать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование:
демонстрационные картинки (лук, лимон, конфета, кран, река, бумажные капельки, магниты, магнитная доска)
таз с водой, оборудование для игр с водой (трубочки, молоко, яблочный сок, желоб, стаканчики, лейки, таз, полотенца,)
Магнитофон, аудиозаписи: «Дождик» В. Шаинский, журчание ручья.
Участники: персонаж «Капелька» - взрослый, дети, воспитатели.
Методические приемы: организационный момент, создание проблемной ситуации, игровая ситуация, беседа-диалог, экспериментирование, физкультурная минутка, анализ, подведение итогов.
Приоритетная область: «Познавательное развитие: исследовательская деятельность».
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие: ознакомление с миром природы», «Социально – коммуникативное развитие: формирование основ безопасности, социализация».
Предварительная работа:
Беседы о воде, ее роли в жизни человека, природы.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Дидактические игры «Где живет вода», «Кому нужна вода».
Чтение художественной литературы по теме «Вода», разучивание стихов, потешек о воде, загадки.
Наблюдение за водой в группе, на прогулке.
Игры с водой.
Опыты с водой.
Ход
1.Организационный момент
Педагог: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости, давайте поздороваемся. (Приветствие детей). А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Педагог:
«Доброе утро!» - я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
И тогда игра пойдёт
Просто замечательно!
(Раздается стук в дверь. Входит Капелька)
Педагог: Дети, посмотрите, к нам в гости капелька воды пришла.
- Капелька почему ты такая грустная?
Капелька(взрослый):
Здравствуйте, дети!
Я маленькая капелька,
Так сказали мне.
Сижу, грущу на листике,
Не зная о себе,
Кто такая и от куда,
Для чего нужна?
Расскажите мне, ребята,
Буду рада я!
Педагог: Теперь понятно от чего Капелька грустит, она недавно прыгнула с тучки на землю и ничего не знает про себя, не знает, где она будет жить.
Дети, поможем капельке?
Дети: Да.
Педагог: Как вы думаете, где живет капелька?
Дети: Капелька живет в воде.
Капелька: А что такое – вода? Вы, можете показать мне, как она выглядит?
Педагог: Да, мы тебе сейчас все расскажем о воде.
Звучит аудиозапись журчания воды
Педагог: Послушайте, что это журчит?
Дети: Вода.
Педагог: Правильно вы догадались, это Волшебница вода приглашает нас в свое царство, заняться волшебством.
Звучит спокойная музыка, дети с воспитателем идут по кругу под спокойную мелодию.
С Капитошкой мы шагаем
Ножки дружно поднимаем,
Никогда не унываем
Все на свете знать желаем.
Затем педагог с детьми подходят к столам с заранее подготовленными прозрачными стаканчиками с водой по количеству детей.)
Педагог: Вот мы и попали в «Царство воды». Здесь мы будем проводить опыты с волшебной водой, узнаем о её свойствах. А чтобы все получилось, даже в сказочной лаборатории необходимо соблюдать правила поведения.
Кто с водой не осторожен,
Намочит быстро их она.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело,
Если разлилась вода-
Тряпка под рукой всегда!
Фартучки мы надеваем
И работу начинаем
Дети надевают фартучки.
Воспитатель предлагает Капельке посмотреть, как ребята будут проводить опыты.
Педагог: Ну, а теперь приступим к нашим исследованиям.
Опыт 1 (с водой)
(Воспитатель льет воду из лейки в желобок. Дети наблюдают за тем, как течет вода по желобку.)
Педагог: Посмотрите, что делает вода?
Дети: Вода течет.
Педагог: Ребята, во что можно налить воду?
Дети: В стакан, в кружку, др.
Педагог: Посмотрите, на столе стоят стаканчики с водой, возьмите их и аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик.
Дети переливают воду.
Педагог: Дети, что делает вода? Слышите, как она звучит?
Дети: Течет, льется.
Педагог: Дети, давайте всю воду, которая есть у нас в стаканчиках перельем в одну большую посуду?
Дети сливают воду.
Педагог: Что у нас получилось?
Дети: Воды стало много.
Педагог: Дети, а вы заметили - вода еще и брызгает!
Дети: Да!
Педагог: Дети, мы с вами выяснили и показали Капельке, что вода может течь, переливаться, ее можно наливать, выливать в любую посуду, брызгать. А если она льется, значит, она какая?
Дети: Жидкая.
Педагог: Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме.
Вывод: Вода – жидкая. Давайте вместе повторим: «Вода жидкая».
Капелька: Значит я смогу со своими друзьями капельками путешествовать по всему миру и увидеть много интересного. А вы что делаете с водой?
Дети: пьем, умываемся, стираем, мама готовит еду.
Педагог: дети, давайте покажем, что мы еще делаем с водой.
Физминутка «Моем руки».
1. «Моем руки»: ритмично потираем ладошки, имитируя мытьё рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
2. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжали в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги вправо, брызги влево!
Мокрым стало наше тело!
3. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем руки, очень быстро!
Опыт 2 (с соком)
А теперь, ребята давайте расскажем и покажем нашей гостье есть ли вкус у воды
Педагог: Ребята, скажите, какой вкус у лимона?
Дети: Кислый
Педагог: А конфета, какая на вкус
Дети: Сладкая
Педагог:: Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у апельсинового сока?
Дети: Сладкий, вкус апельсина
Педагог: А теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она на вкус? Она кислая, сладкая, горькая?
Дети: Безвкусная
Педагог: Так есть ли вкус у воды?
Дети: Нет
Педагог: Вывод: у воды нет вкуса
Капелька: Очень хорошо, что у воды нет вкуса, потому что если бы вода сладкая, то из неё нельзя было бы сварить суп, а из солёной воды получился бы солёный компот.
Опыт 3 (с пуговицами)
У детей на столе по две баночки: одна с водой, другая с молоком, в которой лежит пуговица.
Педагог:: Ребята, а вы знаете, какого цвета молоко?
Дети: Белого.
Педагог: А что вы можете сказать про воду?.
Дети: У воды нет цвета
Педагог: Дети, в баночках с молоком я спрятала небольшой секрет, посмотрите и скажите, что там лежит.
Дети: ничего не видно.
Педагог: Почему?
Дети: молоко не прозрачное, через него ничего не видно.
Педагог: Теперь возьмите ложечку и вытащите секретик на салфетку. Что это?
Дети: Игрушки
Педагог: какие игрушки вам попались?
Дети: Яблоко, сердечко, звездочка
Педагог: Какого цвета?
Дети: Красного, зеленого, желтого.
Педагог: Погрузите эти же пуговицы в стакан с водой. В воде видна игрушка?
Дети: Да
Педагог: Почему ее видно?
Дети: Потому, что вода прозрачная
Педагог:: Вывод – вода не имеет цвета
Капелька: Как интересно, оказывается, вода прозрачная, я смогу увидеть все что есть в реках и океанах.
Подвижная игра «Капельки»
Дети под песню В. Шаинского «Дождик» бегут по кругу. По команде «лужа», дети образуют пары, по команде «море» - образуют круг.
Итог
Педагог: Ребята, мы завершили с вами все опыты, нам пора возвращаться в детский сад.
Повернитесь вокруг себя три раза:
С Капелькой мы поиграли
Много нового узнали
Мы три раза обернулись
Мигом в садик свой вернулись
Педагог: Давайте напомним Капельке, все, что мы знаем о воде.
- Какая бывает вода?
Дети: Жидкая
Педагог: Что умеет делать вода?
Дети: Течь, переливаться, брызгать.
Педагог: Есть ли у воды вкус?
Дети: нет
Педагог: Посмотрите, наша гостья улыбается. Теперь она все о себе знает. Какое настроение теперь у Капельки?
Капелька: Веселое, радостное.
- Ребята, вы мне очень помогли. Я теперь все знаю о себе.
Капелька благодарит каждого ребенка.
Капелька: В благодарность я дарю вам маленьких Капитошек.
Ни умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!
- Спасибо вам и до новых встреч!
Капелька уходит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»
Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...
Конспект подгруппового занятия для детей средней группы с задержкой психического развития. Тема: «Вот какая ты водичка»
Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития....
План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Осенние узоры"
Совместная деятельность обогащает представления детей об изменениях в природе осенью, приобщает к художественному слову, знакомит с народным творчеством "Хохломская роспись", учит рабо...
План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Знакомство с русским национальным костюмом"
Интегрированное занятие на котором дети с ЗПР получают представление об эволюции русского национального костюма в рамках лексической темы "Одежда" и закрепляют представление о составе ...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста на тему «Поможем кошечке»
Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возрастана тему «Поможем кошечке»Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция с друг...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе на тему «Поможем птицам в зимнюю стужу»
Цель занятия: Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования - «тычком» ватными палочками. Задачи:Образовательные:- закреплять название жёлтого цвета;- прививать навыки аккурат...
КОНСПЕКТ подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми с задержкой психического развития 6-7 лет «СКОРО В ШКОЛУ»
Цель занятия: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у дошкольников с ЗПР....