КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми с задержкой психического развития. Тема: «Поможем Капельке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми с задержкой психического развития.

Тема: «Поможем Капельке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение  «Детский сад компенсирующего вида № 14»  г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

с детьми с задержкой психического развития.

Тема: «Поможем Капельке»

                                          Возраст детей: 4-5 лет.

                                               

                                                 

                                                       Из опыта работы воспитателя:

                                                                                              Шаяхметовой З. Ф.

                                                                                                   

                                                                                                     

                                                                           

                                                                 

                                                 

                         

Туймазы, 2021 г.

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные:

закрепить представление детей о значимости воды в жизни человека, в природе;

дать представление о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд, газообразном (пар);

прививать навыки проведения несложных исследований.

2. Развивающие:

развивать у детей познавательный интерес через проведение опытов с водой;

способствовать развитию мышления, внимания, памяти, любознательности;

развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать.

развивать связную речь, обогатить словарь детей: жидкость, жидкая, замороженная, пар.

3. Воспитательные:

воспитывать умение работать в группе, сообща;

прививать бережное отношение к воде.

Материал и оборудование:

демонстрационные картинки (лук, лимон, конфета, кран, река, бумажные капельки, магниты, магнитная доска)

таз с водой, оборудование для игр с водой (трубочки, молоко, яблочный сок, желоб, стаканчики, лейки, таз, полотенца,)

Магнитофон, аудиозаписи: «Дождик» В. Шаинский, журчание ручья.

Участники: персонаж «Капелька» - взрослый, дети, воспитатели.

Методические приемы: организационный момент, создание проблемной ситуации, игровая ситуация, беседа-диалог, экспериментирование, физкультурная минутка, анализ, подведение итогов.

Приоритетная область: «Познавательное развитие: исследовательская деятельность».

Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие: ознакомление с миром природы», «Социально – коммуникативное развитие: формирование основ безопасности, социализация».

Предварительная работа:

Беседы о воде, ее роли в жизни человека, природы.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Дидактические игры «Где живет вода», «Кому нужна вода».

Чтение художественной литературы по теме «Вода», разучивание стихов, потешек о воде, загадки.

Наблюдение за водой в группе, на прогулке.

Игры с водой.

Опыты с водой.

Ход

1.Организационный момент

Педагог: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости, давайте поздороваемся. (Приветствие детей). А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Педагог: 

«Доброе утро!» - я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

И тогда игра пойдёт

Просто замечательно!

(Раздается стук в дверь. Входит Капелька)

Педагог: Дети, посмотрите, к  нам в гости капелька воды пришла.

- Капелька  почему ты такая грустная?

 Капелька(взрослый): 

Здравствуйте, дети!

Я маленькая капелька,

Так сказали мне.

Сижу, грущу на листике,

Не зная о себе,

Кто такая и от куда,

Для чего нужна?

Расскажите мне, ребята,

Буду рада я!

Педагог: Теперь понятно от чего Капелька грустит, она недавно прыгнула с тучки на землю и ничего не знает про себя, не знает, где она будет жить.

Дети, поможем капельке? 

Дети: Да.

Педагог: Как вы думаете, где живет капелька? 

Дети: Капелька живет в воде.

Капелька: А что такое – вода?  Вы, можете показать мне, как она выглядит?

Педагог: Да, мы тебе сейчас все расскажем о воде.

Звучит аудиозапись журчания воды

Педагог: Послушайте, что это журчит?

Дети:  Вода.

Педагог: Правильно вы догадались, это Волшебница вода приглашает нас в  свое царство,  заняться  волшебством.

Звучит спокойная музыка, дети с воспитателем идут по кругу под спокойную мелодию.

С Капитошкой мы шагаем

Ножки дружно поднимаем,

Никогда не унываем

Все на свете знать желаем.

Затем педагог с детьми подходят к столам с заранее подготовленными прозрачными стаканчиками с водой по количеству детей.)

Педагог: Вот мы и попали в «Царство воды».  Здесь мы будем проводить опыты с волшебной  водой,  узнаем о её свойствах. А чтобы все получилось, даже в сказочной лаборатории  необходимо соблюдать правила поведения.

Кто с водой не осторожен,

Намочит быстро их она.

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело,

Если разлилась вода-

Тряпка под рукой всегда!

Фартучки мы надеваем

И работу начинаем

Дети надевают фартучки.

Воспитатель предлагает Капельке  посмотреть, как ребята будут проводить опыты.

Педагог: Ну, а теперь приступим к нашим исследованиям.

Опыт 1 (с водой)

(Воспитатель льет воду из лейки в желобок. Дети наблюдают за тем, как течет вода по желобку.)

Педагог:  Посмотрите, что делает вода?

Дети: Вода течет.

Педагог: Ребята, во что можно налить воду? 

Дети: В стакан, в кружку, др.

Педагог: Посмотрите, на столе стоят стаканчики с водой, возьмите их и аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик. 

Дети переливают воду.

Педагог: Дети, что делает вода? Слышите, как она звучит?

Дети: Течет, льется.

Педагог: Дети, давайте всю воду, которая есть у нас в стаканчиках перельем в одну большую посуду?

Дети сливают воду.

Педагог: Что у нас получилось?

Дети: Воды стало много.

Педагог: Дети, а вы заметили -  вода еще и брызгает!

Дети: Да!

Педагог:  Дети, мы с вами выяснили и показали Капельке, что вода может течь, переливаться, ее можно наливать, выливать в любую посуду, брызгать. А если она льется, значит, она какая?

Дети: Жидкая.

Педагог: Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме.

Вывод: Вода – жидкая. Давайте вместе повторим: «Вода жидкая».

Капелька: Значит я  смогу со своими друзьями капельками  путешествовать по всему миру и увидеть много интересного. А вы что делаете с водой?

 Дети:  пьем, умываемся, стираем, мама готовит еду.

Педагог: дети, давайте покажем, что мы еще делаем с водой.

Физминутка «Моем руки».

1. «Моем руки»: ритмично потираем ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

2. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжали в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги вправо, брызги влево!

Мокрым стало наше тело!

3. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем руки, очень быстро!

Опыт 2 (с соком)

А теперь, ребята давайте расскажем и покажем нашей гостье есть ли вкус у воды

Педагог: Ребята, скажите, какой вкус у лимона?

Дети: Кислый

Педагог: А конфета, какая на вкус

Дети: Сладкая

Педагог:: Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у апельсинового сока?

Дети: Сладкий, вкус апельсина

Педагог: А теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она на вкус? Она кислая, сладкая, горькая?

Дети: Безвкусная

Педагог: Так есть ли вкус у воды?

Дети: Нет

Педагог: Вывод: у воды нет вкуса

Капелька: Очень хорошо, что у воды нет вкуса, потому что если бы вода сладкая, то из неё нельзя было бы  сварить суп, а из солёной воды получился бы солёный компот.

Опыт 3 (с пуговицами)

У детей на столе по две баночки: одна с водой, другая с молоком, в которой лежит пуговица.

Педагог:: Ребята, а вы знаете, какого цвета молоко?

Дети: Белого.

Педагог:  А что вы можете сказать про воду?.

Дети: У воды нет цвета

Педагог: Дети,   в баночках с молоком я спрятала небольшой секрет, посмотрите и скажите, что там лежит.

Дети: ничего не видно.

Педагог: Почему?

Дети: молоко не прозрачное, через него ничего не видно.

Педагог: Теперь возьмите ложечку и вытащите секретик на салфетку. Что это?

Дети: Игрушки

Педагог: какие игрушки вам попались?

Дети: Яблоко, сердечко, звездочка

Педагог: Какого цвета?

Дети: Красного, зеленого, желтого.

Педагог: Погрузите эти же пуговицы в стакан с водой. В воде видна игрушка?

Дети: Да

Педагог: Почему ее видно?

Дети: Потому, что вода прозрачная

Педагог:: Вывод – вода не имеет цвета

Капелька: Как интересно, оказывается, вода прозрачная, я смогу  увидеть все что есть в реках и океанах.

Подвижная игра «Капельки»

Дети под песню В. Шаинского «Дождик» бегут по кругу. По команде «лужа», дети образуют пары, по команде «море» - образуют круг.

Итог

Педагог:  Ребята, мы завершили с вами все опыты, нам пора возвращаться в детский сад.

Повернитесь вокруг себя три раза:

С Капелькой мы поиграли

Много нового узнали

Мы три раза обернулись

Мигом в садик свой вернулись

Педагог: Давайте напомним Капельке, все, что мы знаем о воде.

- Какая бывает вода? 

Дети: Жидкая

Педагог: Что умеет делать вода?

Дети: Течь, переливаться, брызгать.

      Педагог: Есть ли у воды вкус?

Дети: нет

Педагог: Посмотрите, наша гостья улыбается. Теперь она все о себе знает. Какое настроение теперь у Капельки? 

Капелька: Веселое, радостное.

- Ребята, вы мне очень помогли. Я теперь все знаю о себе.

Капелька благодарит каждого ребенка.

Капелька: В благодарность я дарю вам маленьких Капитошек.

Ни умыться, ни напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем, везде нужна вода!

- Спасибо вам и до новых встреч!

Капелька уходит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...

Конспект подгруппового занятия для детей средней группы с задержкой психического развития. Тема: «Вот какая ты водичка»

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития....

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Осенние узоры"

Совместная  деятельность обогащает представления детей об изменениях в природе осенью, приобщает к художественному слову, знакомит с народным творчеством "Хохломская роспись", учит рабо...

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Знакомство с русским национальным костюмом"

Интегрированное занятие на котором дети с ЗПР  получают представление об эволюции русского национального костюма в рамках лексической темы "Одежда" и закрепляют представление о составе ...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста на тему «Поможем кошечке»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возрастана тему «Поможем кошечке»Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция с друг...

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе на тему «Поможем птицам в зимнюю стужу»

Цель занятия: Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования - «тычком» ватными палочками. Задачи:Образовательные:- закреплять название жёлтого цвета;- прививать навыки аккурат...

КОНСПЕКТ подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми с задержкой психического развития 6-7 лет «СКОРО В ШКОЛУ»

Цель занятия: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у дошкольников с ЗПР....