Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дашкевич Ирина Васильевна

Цель: Расширять представления детей о перелетных птицах.  

Задачи: Знакомить с особенностями жизни разных птиц. Уточнить знание о птицах, их внешнем виде, особенностях. Развивать речь, память, умение

отгадывать загадки. Воспитывать любовь к родине, родному краю, природе. Закреплять бережное отношение к природе и птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy_may.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема: «Перелетные птицы»

Цель: Расширять представления детей о перелетных птицах.  

Задачи: Знакомить с особенностями жизни разных птиц. Уточнить знание о птицах, их внешнем виде, особенностях. Развивать речь, память, умение

отгадывать загадки. Воспитывать любовь к родине, родному краю, природе. Закреплять бережное отношение к природе и птицам.

Планируемый результата: Умеют отвечать на вопросы. Узнают по внешнему виду и называют птиц.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально –коммуникативное развитие, речевое развитие

Основные понятия: загадка, весна, месяцы, приметы, причина, следствие, проталина, капель первоцветы, ранняя, поздняя, цветущая, скворечник,

вскапывать, красить, поливают, сажают, настроение, сложить, радость, удивление.

Форма проведения: игровое, беседа, практическое

Оборудование: картотека загадок о птицах.  Картинки с изображением птиц (аист, ласточка, грач, скворец,

кукушка) и гнезд этих птиц. Сюжетные картинки («Птица сидит на ветке дерева». «Птица возле недостроенного гнезда с

веточкой в клюве». «Птица сидит в гнезде». «Птица кормит птенцов». «Птенцы учатся летать».)

Этап занятия

Действие воспитателя

Действие детей

время

1

Мотивационно-побудительный

Строит детей в круг. Предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись»

Аист — ласточка — грач.

Скворец — кукушка — журавль.

Лебедь — аист — кукушка.

Ласточка — грач — скворец.

Лебедь — аист — журавль.

5мин

2

Организационно-поисковый

Приглашает детей за столы.

На доске выставлены картинки с изображением птиц (аист, ласточка, грач, скворец, кукушка).

Дефектолог предлагает детям отгадать загадки и найти на доске картинки-отгадки.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото.

(Аист)

Длинногий, длинноклювый,

Длинношеий, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным

Ловит в них лягушек,

Веселых попрыгушек?

(Журавль)

Угадайте, что за птичка —

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовется птица...

(грач).

На шесте дворец,

Во дворце — певец.

А зовут его...

(скворец).

Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу «Ку-ку».

(Кукушка)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нижней?

Кто же это?

(соловей)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат?

(Цапля)

Кто по тропочке идет

Быстрыми шажками

Длинным хвостиком трясет?

Догадались сами.

(трясогузка)

Прилетает птичка

В рощи позже всех,

И гнездится птичка

В роще выше всех.

С ветром повстречается:

«Как бы не унес!»

На гнезде качается

В зелени берез.

(иволга)

Интересуется а знают ли дети о этих птицах. Предлагает детям ответить на вопросы, чтобы узнать, что они знают о птицах.

Воспитатель задает детям вопросы:

О ком говорится в загадках? (О птицах.)

Какие это птицы? (перелетные, водоплавающие, насекомоядные)

Назовите водоплавающих перелетных птиц? (утка, лебедь)

Почему они перелетные? (улетают в теплые края осенью)

Почему это птицы? (У птиц тело покрыто перьями, у них два крыла, клюв, две лапы, хвост; они умеют летать).

О какой птице существует легенда: в самые давние времена не существовало в мире ничего, кроме воды, люди еще не появились, народились не только рыбы и птицы. И вот одна из птиц погрузилась в воду очень глубоко, до самого дна, и вынырнула с комочком земли в клюве. Он начал увеличиваться, создавая земную твердь. Так появились материки, а на них горы и равнины?

Считается что эта птица предвещает добрую судьбу и рождение детей?

Это чуткая, умная и к тому же самоотверженно смелая птица. К ее выводку не отважатся приблизится многих хищники. Не поздоровиться и человеку, посмевшему нарушить покой пернатой семейке?

Во многих местах эта красивая, грациозная крупная птица почитается как защитник и покровитель моряков. Для моряков появление этих птиц над морем предвещает спокойное и благополучное плавание путешествие?

У этих птиц нет своей песенки, но они прекрасно подражают других птицам. В песне самца можно услышать посвисты иволги, соловьиную трель, ржание жеребенка, квакание лягушек, скрип отворяемой калитки и другие не менее удивительные звуки?

Эти маленькие птички значительную часть жизни проводят в воздухе. Даже пьют они на лету, проносясь с поднятыми крыльями и вытянутой вниз шеей над водой и черпая ее клювом. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода?

Этих птиц считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко - холодным и сырым. Если они усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды. Если падают вниз - будет буря и ураганный ветер?

Что делают птицы? (Дефектолог показывает картинку с изображением гнезда.) (Птицы вьют гнезда.)

Для чего птицы вьют и строят гнезда? (Птицы вьют и строят гнезда для того, чтобы выводить птенцов.)

Как называется домик для скворца, который строят люди?

Как птицы строят гнезда? (Собирают веточки, перья, солому, мох, в клюве приносят их в определенное место и вьют себе гнездо.)

Дефектолог сообщает детям, что постройка (витье) гнезда называется гнездованием.

Интересуется могут ли дети показать какие гнезда у птиц и назвать, где чье гнездо.

На доске картинки с изображением птиц (аист, ласточка, грач, скворец, кукушка) и их гнезд.

Воспитатель показывает на гнездо и спрашивает:

Гнездо грача. Чье это гнездо? (Грачиное.)

Аист. Его гнездо на крыше дома. Чье это гнездо? (Аистиное.)

Скворец и скворечник. Где свил свое гнездо скворец? (Скворец построил свое гнездо в скворечнике.)

Ласточка. Где строит гнездо ласточка? (Ласточка строит свое гнездо под крышей дома.)

Где мы будем искать гнездо кукушки? (У кукушки нет гнезда.)

А где же она будет откладывать яйца и выводить птенцов? (Кукушка откладывает яйца в чужие гнезда и не высиживает птенцов.) Дефектолог рассказывает детям, что птенец кукушки в чужом гнезде вылупляется, как правило, на несколько дней раньше остальных птенцов и выбрасывает из гнезда остальные яйца. А взрослые птицы носят ему корм, пока он не научится летать.

Физкультминутка

Дети делятся на две группы: «ласточки» и «аисты» и садятся на стульчики. По команде дефектолога «Ласточки!», дети-«ласточки» меняются местами (а дети-«аисты» остаются сидеть). В это время дефектолог убирает один стульчик, их становится на один меньше, чем детей. Тот, кому не хватило стульчика, становится водящим. Аналогичная игра проводится с командой «Аисты». По команде «Птицы!» меняются местами все дети.

Игровое упражнение «Назови птенца (птенцов)»

Кукушка — кукушонок — кукушата.

Грач — грачонок — грачата.

Аист — аистенок — аистята.

Скворец — скворчонок — скворчата.

Журавль — журавленок — журавлята.

Лебедь — лебеденок — лебедята.

Игровое упражнение «Разложи картинки по порядку»

У каждого ребенка набор из 4-5 сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом. (Птица сидит на ветке дерева. Птица возле недостроенного гнезда с веточкой в клюве. Птица сидит в гнезде. Птица кормит птенцов. Птенцы учатся летать.)

Воспитатель предлагает детям разложить картинки по порядку и составить по ним рассказ. Слушает рассказы детей.

20 мин

3

Рефлекторно-корректирующий        

В конце занятия воспитатель интересуется узнали ли дети что-то новое на занятии. Слушает ответы детей. Обобщает ответы говоря, что птицы наши друзья, помощник, они живые, часть природы и требуют к себе бережного отношения. И предлагает послушать отрывок из повести А Толстого «Детство Никиты».

На солнце нельзя было теперь взглянуть — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды —г ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еще не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:

— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку...

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, — все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и еще веселее зашумел лес листьями.

Воспитатель раздает детям раскраски с картинками перелетных птиц. Предлагает детям выполнить задание (раскрасить).

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по Санкт-Петербургу" к совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по истории города

В данной презентации рассказывается об основных достопримечательностях Санкт-Петербурга....

План - конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "Чтобы глаза видели"

Тема: «Чтобы глаза видели»Цель: Предоставить  детям возможность показать свои знания о строении глаза и о их пользе.Образовательные задачи:Дать детям знания о функциях органов зрения их внешнем с...

План - конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "Чтобы глаза видели"

Тема: «Чтобы глаза видели»Цель: Предоставить  детям возможность показать свои знания о строении глаза и о их пользе.Образовательные задачи:Дать детям знания о функциях органов зрения их внешнем с...

"Дорожные знаки" к совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по безопасности

Данная презентация помогает детям разобраться в многообразии знаков дорожного движения....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на основе интеграции образовательных областей «Прогулка по Петергофу»

Цели и задачи: продолжать развивать у детей познавательный интерес, через представление о Петергофе и Санкт – Петербурге;расширять и обогащать словарный запас детей;закреплять прямой и обратный с...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"

Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...

Совместная образовательная деятельность с детьми раннего возраста «Птицы»

Цель: Формировать первоначальное представление о птицах, а также активный и пассивный словарь  детей.Задачи:-формировать способность к диалогической речи, звукоподражанию голосов птиц:-формироват...