Конспект НОД по познавательному развитию «Опыты с магнитом» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Пыцкая Евгения Александровна

Конспект  НОД по познавательному развитию

 «Опыты с магнитом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_opyty_s_magnitom.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по познавательному развитию 

 «Опыты с магнитом»

в средней группе

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,

социально –коммуникативное развитие

Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Образовательные:

- формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер);

- формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

- дать понятие о практической значимости магнита.

Развивающие:

- развитие познавательной активности детей;

- развитие мыслительных операций, умения делать выводы;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности;

- воспитание навыков сотрудничества;

- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.

Используемые методы и приемы:

- словесный рассказ воспитателя;

- беседа;

- наглядный показ картинок и видео.

Предварительная работа:

- беседа на тему: «Что такое магнит?»;

- игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитом «Рыбалка»«Бабочка».

Словарная работа: магнетические предметы, примагнитились.

Оборудование:

магниты на каждого ребенка, металлический и пластмассовые болты, металлические и неметаллические предметы, металлические скрепки, стаканчики с водой и ключики на пару детей, подносы с песком на пару детей, картинки, ноутбук.

Планируемые результаты:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
  • научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Ход деятельности воспитателя с детьми

Воспитатель вводит детей в группу и обращает внимание на гостей.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам пришли гости чтобы посмотреть какие вы у меня взрослые и умные!

Установление эмоционального контакта.

«Утром рано проснулись,
Солнышку улыбнулись,
Мама в комнату войдет
Как только петушок споет.
- Что же надо маме тогда сказать?
- Спокойной ночи?
- С добрым утром, надо маме сказать
Доброго утра, папе пожелать.
Всему миру с утра
Мы желаем лишь добра!
С добрым утром!»
(Музыка утреннего приветствия переходит в песенку про фиксиков)

Воспитатель: Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
Дети: Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)
Воспитатель: Ребята к нам в гости пришел Нолик и что - то принес. Да ведь это магнит.

Воспитатель: Нолик хочет узнать все о магнитах. И просит, чтобы мы ему помогли. Поможем? Для этого нам нужно пройти в лабораторию (дети проходят за столы)
- Давайте узнаем о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы.
Педагог показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).

Воспитатель: Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
Воспитатель: Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
- Как вы думаете, из чего сделан магнит?

Дети: из железа.
Воспитатель: Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- Ребята сплав, это кода берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
- Какой он на ощупь?

Дети: холодный, гладкий, твёрдый.
Воспитатель: А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
Дети: Магнит может притягивать предметы.
Воспитатель: Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.

Опыт №1 «Притягивает, не притягивает? »
Воспитатель: Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Это предмет сделан из стекла,
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
Воспитатель: Я сейчас предлагаю взять из контейнера один из предметов и посмотреть как данный предмет взаимодействует с магнитом, т.е. магнит притянул предмет к себе или нет.

Воспитатель: Предлагаю первым  взять стеклянный  предмет.

Воспитатель: Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет? (Воспитатель демонстрирует опыт со стеклянным предметом).
Дети: Нет, не притягивает.

Воспитатель: А теперь продолжите экспериментирование самостоятельно.
Воспитатель: Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
Дети: Сила магнита не действует на стеклянные, деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги.
Воспитатель: На какие предметы действует сила магнита?
Дети: На железные предметы.
Воспитатель: Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие?) железные предметы и не действует на (какие материалы?) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)

Проблемная ситуация:
Воспитатель: У меня в руках два железных болта. Я подношу магнит к первому болту, и он притягивается. Подношу ко второму, а он?
Дети: Не притягивается.
Воспитатель: Ребята не все металлы притягиваются магнитом. Предлагаю вам посмотреть совет от Симки (видео)
Вывод: не все металлы притягиваются магнитом.

Воспитатель: Интересно быть учеными? Узнавать новое об обычных предметах? В нашей лаборатории хранится все оборудование: инструменты, различные вещества. Скажите пожалуйста, в чем хранят свои инструменты фиксики? Как называется этот чудо ранец?
Дети: Помогатор.
Воспитатель: Правильно, Нолик предлагает немного повеселится под песню «Помогатор» (выходит ребенок и показывает движения, остальные все повторяют).


Музыкальная физминутка «Помогатор»

Воспитатель: Продолжим знакомство с чудесными свойствами магнита. Ребята, существуют магниты постоянные, временные и электрические. Постоянные магниты изготавливаются на предприятии. Их делают из сплава железной руды, которую добывают глубоко в земле. Руда обладает свойством притягивать железные предметы.
Временный магнит вы можете сделать сами. Для этого нужно взять любой железный предмет и приложить на некоторое время к магниту. И он приобретет магнитные свойства на время.

Опыт№2 « Намагничивание»
Воспитатель: Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась.
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
Дети: Они намагнитились (они превратились в магниты).
Воспитатель: Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
Воспитатель: Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно (дети выполняют опыт самостоятельно).
Воспитатель: Молодцы, вы у меня настоящие волшебники – умело справились с опытом.
Воспитатель: Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.

Опыт - игра №3 «Поможем Золушке»
Воспитатель: Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки? (картинка).
Дети: Золушка (картинка Золушка грустная)
Воспитатель: Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке? Я предлагаю разделиться на две команды.
Воспитатель: Одна команда будет выбирать из крупы железные предметы руками, а другая команда выбирает при помощи волшебных магнитов(по сигналу начинают выбирать предметы из крупы).
Воспитатель: У кого быстрее получилось перебрать крупу?
Дети: У того, кто перебирал с помощью магнита.
Воспитатель: Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод: металлические предметы, легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

Воспитатель: Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась (картинка где Золушка улыбается) и ей нужно поспешить на бал.
Воспитатель: Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
«У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?»

Дети: Буратино

Опыт - игра №4 «Золотой ключик».
Воспитатель: Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ)
Воспитатель: Подумайте, как можно достать ключик со дна озера, если у нас есть только магнит?
(
Дети выдвигают свои предположения)
Дети: Привязать к магниту веревочку и достать со дна.
(
Ребенок привязывает веревочку к палке. На конце веревочки привязан магнит)

Воспитатель: Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).
Дети: Волшебная сила магнита действует даже в воде!
Воспитатель: Молодцы. А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь? Как из стакана с водой достать ключик, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

Воспитатель: Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
Дети: Магнитная азбука, магниты для доски.
Воспитатель: Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты:
• Наушники
• Колонки от музыкального центра
• Телефонная трубка
• Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир
• В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
• Даже на банковской карте есть магнитная полоса
• Вентиляторы
• Магнитные замки
Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита.
Дети: Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Не все металлы притягиваются магнитом.
- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Магниты бывают постоянными, временными и электрическими.
- Сила магнита действует через воду и стекло.
Воспитатель: Где используют магниты? (ответы детей)
Воспитатель: Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил магнитики. Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!

Самоанализ НОД по познавательному развитию  «Опыты с магнитом» в средней  группе

Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Образовательные:

- формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер);

- формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

- дать понятие о практической значимости магнита.

Развивающие:

- развитие познавательной активности детей;

- развитие мыслительных операций, умения делать выводы;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности;

- воспитание навыков сотрудничества;

- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.

Используемые методы и приемы:

- словесный рассказ воспитателя;

- беседа;

- наглядный показ картинок и видео.

Предварительная работа:

- беседа на тему: «Что такое магнит?»;

- игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитом «Рыбалка»«Бабочка».

Словарная работа: магнетические предметы, примагнитились.

Оборудование:

магниты на каждого ребенка, металлический и пластмассовые болты, металлические и неметаллические предметы, металлические скрепки, стаканчики с водой и ключики на пару детей, подносы с песком на пару детей, картинки, ноутбук.

Место проведения: детская лаборатория

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в средней группе по блокам  и длилась 20 минут.

Все санитарно – гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствует нормам.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

В процессе деятельности была использована физкультминутка «Помогатор» для снятия мышечной усталости.

Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД)

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызвать и поддерживать интерес у детей на основе познавательной активности и любознательности и познакомить их  с проведением непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ.

Первая часть включала в себя организационный момент:  постановка проблемной ситуации, связанной с оказанием помощи фиксику Нолику для стимуляции деятельности детей.

Вторая часть состояла из своеобразных этапов – выполнения заданий - опытов , опытов – игр «Поможем Золушке», «Золотой ключик», физкультминутку, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог, рефлексия.

Методы и приёмы обучения

Методы и приемы  подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач.  

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием сюрпризного момента, игр.

Каждый этап непосредственно образовательной деятельности имел коррекционную направленность.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность.

Для расширения и закрепления знаний детей в познавательной области использовались такие приемы, как ситуативный разговор, физкультминутка. Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера.

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением словарного запаса детей.

Результативность НОД

Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами драматизации в средней группе на тему: «В гостях у мухи — Цокотухи».

НОД — развлечение.         Тема: «В гостях  у Мухи — Цокотухи». Интеграционные области:Коммуникация, социализация, безопасность, музыка,...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами драматизации в средней группе на тему: «В гостях у мухи — Цокотухи».

НОД — развлечение.         Тема: «В гостях  у Мухи — Цокотухи». Интеграционные области:Коммуникация, социализация, безопасность, музыка,...

Занятие по познавательному развитию «Где спрятался воздух?» в средней группе

По познавательному развитиюЗанятие по познавательному развитию«Где спрятался воздух?» в средней группеПровела: Калмыкова Е.Н. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ...

НОД области «Познавательное развитие» на тему «Поможем друзьям» средняя группа

Программное содержание: продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов, различать количественный и порядковый счет в пределах 5, закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, прямоу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе детского сада " Морское приключение"

Конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором рассказывается о том, как дети отправляются в морское путешествие и преодолевают разные препятствия....

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) "Путешествие" для детей средней группы

Конспект написан в соответствии с ФГОС, соответсвует возрастным особенностям детей...