Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Защитим амурского тигра» для средней группы.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Кривогина Мария Олеговна

Автор: Кривогина М.О., воспитатель ГБОУ СОШ №1, г.Нефтегорска, детского сада "Умка"

Тема: «Защитим амурского тигра»

Международный день тигра.

Цель: познакомить детей с образом жизни амурского тигра, средой его обитания, привычками; расширить имеющиеся знания.

Задачи: дать представление о том, что исчезающие животные занесены в Красную книгу, амурский тигр – исчезающее животное по вине человека; воспитывать интерес к изучению окружающего мира природы родного края и бережное и заботливое отношение к животным; формировать умение делать выводы на основе полученных знаний.

Оборудование и материалы для занятия: видеозапись о жизни тигров, иллюстративный материал, игрушка тигр, цветные карандаши и раскраски с изображением тигров.

Ход образовательной деятельности:

Дорогие ребята, сегодня мы поговорим об удивительном животном приморской тайги. Отгадайте, о каком:

Усатые, хвостатые

Звери полосатые.

Но не любят играть они в игры

Смелые, грозные…

(тигры)

В деревне его не увидишь,

В поле его не найдешь.

Только если осмелишься,

И в цирк увидеть пойдешь.

Там посмотришь на него,

И удивишься,

Как огромный,

Рыжий кот умеет злиться!

Побоишься к нему подходить –

И правильно!

Полосатый, усатый кот

Совсем не маленький!

(тигр)

Воспитатель: Молодцы! Отгадали! Распахивается ширма, появляются игрушечные звери.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли тигрята Амур и Тигруля. Они живут в разных условиях. Амур живет в дикой природе, а Тигруля выступает в цирке. Сегодня они встретились и пришли в гости к нам, чтобы рассказать о жизни тигров. Амур живет на воле в заповеднике, а у Тигрули сложная судьба, совсем малышом он остался без мамы, и егерь помог малышу, выкормил и, как только он окреп, отдал его в цирк.

Амур хотел спросить у вас: знаете ли вы, где мы с вами живем? (В Приморском крае). Родиной Амура и Тигрули тоже является Приморский край.

Скажите мне, пожалуйста, к какому виду животных относится амурский тигр? (дикие животные). Как вы думаете, чем тигр питается (зайцами, рыбой, оленями, кабанами). Хорошо. Мы знаем, что тигр охотится, значит, это какое животное? (хищное) Правильно, ребята.

Тигруля спрашивает: А знаете ли вы, что даже у тигров есть враг? Как вы думаете кто? (медведь, другой тигр) Нет, ребята, главный враг тигра, к сожалению человек. Было время, когда люди на тигров охотились, желая иметь красивую шкуру у себя дома. Некоторые люди, истребляли тигров и делали лекарства из их костей, считалось, что тот, кто съест мясо тигра, станет обладать тигриной силой и храбростью. Охота на тигров длилась долго, и численность тигров резко сократилась. Очень хорошо, что люди вовремя остановились и приняли меры к тому, чтобы сохранить численность тигров на земле и в нашем крае. Как вы думаете, что сделали люди? (Правильно, люди создали заповедники – места, где охота на животных строго запрещена законом). Теперь наши тигры находятся под охраной государства. Амурский тигр является украшением дальневосточной тайги и гордостью россиян. На территории Приморского и Хабаровского края расположены Сихотэ-Алиньский заповедник, самый большой в Приморском крае, Лазовский заповедник и национальный парк «Земля леопарда», в которых амурские тигры и другие животные находятся под охраной.

Воспитатель: Амур хочет узнать, что еще придумали люди, чтобы сохранить тигров? (занесли тигра в Красную книгу)

А почему эта книга называется Красной? (там собраны редкие виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения: Красный цвет - сигнал опасности, тревоги, предупреждение, поэтому книга называется «Красная книга»)

Воспитатель: предлагаю посмотреть видеофильм о жизни тигров в дикой природе. Просмотр.

Воспитатель: Амур и Тигруля предлагают поиграть: превратимся на минутку в тигрят и сделаем физминутку с нашими гостями! Будем выполнять движения согласовывая с текстом:

Прибежали тут тигрятки,

И все начали зарядку.

Вот раздался страшный рык-

На лужайку прыгнул тигр.

Звери делают поклоны,

Начинаем мы наклоны.

Появился царь зверей,

Приседаем поскорей.

А теперь все дружно, вместе,

Начинаем бег на месте.

Тигрята вертят головой,

Начинаем мах ногой.

Вот пришёл конец зарядке,

Разбежались все зверятки.

Молодцы!

Воспитатель: Ребята, тигрята хотят с вами поиграть еще в одну игру! Хотите?

Игра «Говори - не ошибись!»

Нужно быть внимательным и слушать вопросы, отвечаем хором, громко!

У него большие лапы? (да)

Носит он пальто и шляпу? (нет)

У него огромный хвост? (да)

А большой скажите рост? (3 метра с хвостом)

Пьёт какао по утрам? (нет)

Ест мороженое без меры? (нет)

У него мясной обед? (да)

Понимает вашу речь? (нет)

Вы должны его беречь? (да)

- А что же ест тигр на обед? (мясо)

Давайте сейчас и узнаем.

Ест он мясо, как всегда

Я права, ребята? (да)

Рыбу ловит из реки, (да)

Чтоб сварить себе ухи? (нет)

В свой любимый день рожденья

Пьет чай с малиновым вареньем? (нет)

Он берет с собою в школу

Чипсы, фанту, кока-колу? (нет)

Он поймает в два скачка

И съест оленя, барсука? (да)

Может тигр скушать даже лягушек? (да)

А еще на полдник яблоки и груши? (нет)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, но тиграм приходится не легко в дикой природе. У тигрят жизнь тоже бывает сложной. Послушайте, какую историю рассказал Тигруля:

Когда-то я жил в тайге и знаю, что жизнь тигрят может стать нелегкой. С самого детства тигренок может потерять маму. Без нее тигренок в тайге не выживет. Тигренка может растерзать дикий кабан-секач. Во время тайфуна тигренка может унести течением вниз по реке. Если тигренок попадет в капкан, он может остаться без лапы. На тигренка может напасть медведь или укусить змея-щитомордник. Чужой взрослый тигр может напасть на тигренка, если его некому будет защитить. А еще на тигренка может напасть браконьер. Если придут люди с техникой и начнут рубить лес, распугают всю добычу, тигренок может остаться без пищи.

Но есть люди, которым судьба тигров не безразлична. Люди придумали праздник- День тигра! И у тигров на самом деле даже 2 праздника. Один из них отмечают– 29 июля – это всемирный день тигра, а второй праздник – день амурского тигра придумали жители Дальнего Востока – он отмечается в последнее воскресенье сентября. Мы с вами тоже будем отмечать этот день совсем скоро!

Посмотрите, пожалуйста на доску, какие замечательные тигры изображены на иллюстрациях! У них прекрасная полосатая шкура! Тигрята маленькие и забавные, а взрослые тигры грозные и сильные животные.

Предлагаю вам взять краски и раскрасить изображения тигров.

Воспитатель: все справились с заданием! Отлично! Нашим гостям -тигрятам очень понравились ваши рисунки-раскраски!

А теперь скажите: о каком животном мы сегодня говорили?

Что нового узнали?

Почему тигров нужно охранять?

Что предпринимают люди для защиты тигров в дикой природе?

Кто из вас запомнил название заповедников?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

уточнить  представления о видах  зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием информационных технологий (средняя группа) Тема: «Урожай»

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим  + к нему презентация(средняя группа)Тема: «Урожай»Время года, что где растёт, загадки, сравнение.....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в средней группе "Помочь лесовичку расколдовать насекомых"

- уточнить и расширить представления о насекомых (майский жук, божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;- формировать представления о зависимости их окраски от мест...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в средней группе «Путешествие в царство «Здоровье»

- закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;-  учить детей правилам безопасного поведения;- развивать внимание, память, мышление, воо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (природное окружение) в средней группе

          ЗадачиФормировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Закрепить представления о внешнем виде, повадках, пи...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в средней группе.

Ознакомление с окружающим миром, прививать любовь к окружающиму миру....