Весна в лесу
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Залялова Рузалия Равильевна

Изучение окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Цель: обобщение знаний детей о времени года – весне.

Задачи:

- Обучать  закреплять знания детей, о сезонных изменениях в природе, о диких животных, перелетных птицах, насекомых; о правилах поведения в лесу.

- Развивать словесно – логическое мышление, связную речь, наглядно – образное восприятие.

- Воспитывать любовь к природе, доброжелательное отношение друг

к другу, желание откликнуться на призыв о помощи.

Предварительная  работа:

Рассматривание альбомов: «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», чтение художественных произведений: Г.Снегирёва, М. Пришвина, В.Бианки, дидактические игры «Кто где живёт?», «В доме природы», «Времена года», «Угадай птицу».

Оборудование: игра «Звери спрятались в лесу», картинки с изображением  муравья, бабочки, божьей коровки, шкатулка,  указка, игра «Что сначала, что потом»,  мольберты, игра «Где чей домик»,   музыкальное сопровождение «Звуки леса».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель:  Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на весеннюю прогулку, а куда мы с вами пойдем, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дом

Со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

 Заходи в зеленый дом

 Чудеса увидишь в нем.

                                (лес)

 Воспитатель: Правильно, но прежде чем отправиться в лес,  давайте вспомним правила поведения в лесу:

 Воспитатель: Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!

Дети:
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Дети:
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг!
Спасибо».

Воспитатель:  Лес – это дом для птиц, животных, растений, всегда помните и соблюдайте правила поведения в нем.

 Итак, отправляемся в путешествие. (звучит музыка – звуки леса)

Воспитатель: Ребята, вот эта тропинка поможет нам оказаться в  весеннем лесу, идем по тропинке друг за другом, спина прямая, руки на поясе. (дорожка для профилактики плоскостопия)

Воспитатель: Вот мы и в лесу на полянке, посмотрите, как красиво вокруг, уже зеленеют деревья и луг, здесь постаралась весна  и все пробудилось от зимнего сна.

Воспитатель: Назовите признаки весны.

 ( Тает снег, появляются первоцветы,  прилетают птицы,  просыпаются животные, оживают насекомые.)

Воспитатель: В лесу много разных жителей, а какие звери  живут в лесу вы узнаете, если внимательно посмотрите на картинку. Скажите, каких зверей вы здесь увидели?

(белка, лиса, заяц, медведь)

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о белке?

 Дети: Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле.  Летом белка рыжая, а зимой серая.  Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Воспитатель:- Расскажите, что вы знаете о лисе?

Дети: Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей,  реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.

Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

 Воспитатель: А что вы знаете о медведе?

 Дети: Медведь – всеядное животное. Он,  любит, есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веток, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Весной медведь просыпается от зимней спячки.

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о зайце?

Дети:  Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу

Воспитатель: Ребята,  давайте поиграем, представим, что лесные жители заблудились, давайте поможем им найти дорогу к домикам:

(белка живет в дупле, медведь в берлоге, волк в логове, лиса в норе)

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, а мы продолжаем путешествовать по лесной полянке.

(Звучит музыка – пение птиц)

Воспитатель: А вам знакомы эти лесные звуки? ( звучит музыка «Голоса птиц»)

 Ребята, я предлагаю вам  послушать и  угадать птиц по характерным звукам? (кукушка, соловей, дятел)

Воспитатель:  Собрались все птицы на полянке и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Давайте, все исправим.  На одну полянку нужно поместить перелетных птиц, на другую – зимующих. По очереди, друг за другом подходим, выбираем птицу и помещаем зимующих птиц на полянку где  снежинка, а перелетных – где подснежник.

(Стоят два мольберта. На одном эмблема – снежинка, на другом – подснежник).

Воспитатель:- Молодцы, все справились с заданием.

Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и весенним лугом,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.

Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Покружились, полетели,
На цветы тихонько сели.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки о самых маленьких существах на Земле, а если вы отгадаете верно, то отгадка появится перед вами. (картинки с изображением насекомых)

Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью..

 ( муравьи).

 Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.

 (бабочка).

С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это -

. ( Божья коровка).

- Как можно назвать  муравья, бабочку, божью коровку одним словом

(насекомые)

-  Какой основной признак всех насекомых?

(У всех насекомых по 6 лапок.)

- Какую пользу приносят  насекомые?

 ( божьи коровки уничтожают тлю. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Воспитатель: Посмотрите, сколько бабочек прилетело на лесную полянку, давайте  понаблюдаем за их полетом.

Гимнастика для глаз.

Бабочки летают всюду:

Налево летят, направо летят.

Бабочки порхают по кругу,

Вверх, вниз... и назад спешат.

Воспитатель: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими, ведь принесенные домой они быстро завянут, а в природе они долго будут радовать нас своей красотой, никогда не разоряйте птичьи гнезда, не приносите домой ежей и птенцов, ведь дома они погибнут, не ловите бабочек,  ведь если взять бабочку в руки, то она не сможет больше летать. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце и красота природы.

А нам пора возвращаться в детский сад,  идем по тропинке друг за другом, спина прямая, руки на поясе. Вот мы и в детском саду.

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель:

 Апрель с водою, май с травою.
Весной солнце как мать: и светит, и греет.
Не ломай печи, еще апрель во дворе.
На весну надейся, а дрова запасай.
Март зиму кончает, весну начинает.

Вода с гор потекла, весну принесла.

В марте курица напьётся из лужицы!

Увидел грача – весну встречай.

Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

До первой грозы лягушки не квакают.

Ребята, вам понравилось гулять по весеннему лесу? Что вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Вот видите, как много интересного можно узнать, гуляя по лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весна в лесу"

Для достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности  дошкольника (в свете реализации ФГТ) большое внимание я уделяю интеграции образовательн...

Занятие "Весна в лесу"

Занятие в подготовительной группе по лексической теме "Весна" в занятие включена дыхательная гимнастика, общеразвивающие упражнения и подвижные игры...

логопедическое занятие "Весна в лесу"

Открытое логопедическое занятие  по автоматизации звуков Р-Рь. Занятие проводилось на родительском собрании с целью -  показать, чему научились дети на занятиях....

Комплексное занятие "Весна в лесу"

Комплексное занятие , направленное на развитие творческих способностей детей....

Конспект открытого занятия "Весна в лесу"

Конспект открытого занятия "Весна в лесу" Цель - расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о растительном и животном мире весной....

Весна в лесу.

Данный материал поможет систематизировать и закрепить понятия "больше", "меньше", "столько же", "поровну"; различать домашних и диких животных по их основным признакам; отрабатывать умение отгадывать ...