Развитие экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа)

Киреева Екатерина Викторовна

Экологическое воспитание важное направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом  с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, но они не обходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей то труд, но еще и потому, что затраченные материалы, взятые из природы.

Экологическое воспитание важное направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Актуальность темы

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Теоретическое обоснование

Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако,  долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, среду их обитания приемлемой для существования. В переводе с греческого «Экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

- биологическая или классическая экология- это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

- социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

- прикладная экология, или охрана природы.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформированные американским ученым Б. Коммонером;

- все связано со всем;

- все куда-то девается;

- все что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением; способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармони с природой.

Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируется различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Уже к трем годам жизни у ребенка возрастает активность, он начинает проявлять интерес к себе и ко всему окружающему. Родителей и воспитателей преследует непрерывное детское «почему?». В возрасте трех - четырех лет ребенок много играет, он любит подражать другим; поэтому в данное время, особенно большое значение для развития приобретает пример старших. Четыре – пять лет ребенок начинает до некоторой степени подчинять свое поведение контролю сознания, и теперь уже можно развивать у него волю, инициативу, сдержанность, влиять на капризы, воспитывать трудовые навыки. Привычки ребенка становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливости, общительности, чувства красоты. В шесть – семь лет у детей зарождается чувство любви к родине, ее природе, истории, общественно-политической жизни. Они с охотой слушают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память. Ребенок начинает высоко ценить авторитет старших: их речь, внешний облик, отсутствие расхождений между словом и делом (обещанием и исполнением) рождают уважение к ним, доверие и подражание. Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребенка. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств, для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемленным требованием воспитания. На отношение детей к природе влияют пол, индивидуальные особенности, место жительства, профессия и образование родителей. Так, девочки эмоциональнее воспринимают ландшафт. Мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами или заняться спортом. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образованности родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой.  В психолого-педагогических исследованиях, доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Единичные, наиболее простые,  зримые связи доступны пониманию детей младшего возраста. Старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвеньевые) связи, цепочки связей: понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.

Экологическое воспитание в условиях социальной микроструктуры

Впечатления и переживание детей в раннем возрасте могут оказать сильное влияние на их отношение к окружающей среде. Дети знакомятся с явлениями окружающего их мира, со средой своего дома, детского сада, узнают о домашних животных и образе их жизни некоторых диких животных и их повадках, затем у детей постепенно формируется понимание самых простых связей между наблюдаемыми явлениями природы сменой времен года. Семья занимает важное место в экологическом воспитании  человека. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье и детском дошкольном учреждении. Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно наносит вред ребенку. Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского сада. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с нравственным эстетическим, физическим формированием условия развития ребенка.

Экологические условия жилой среды

Состояние воздуха в окружающей среде и в жилом помещении существенно влияет на здоровье человека. В некоторых экологически неблагоприятных регионах воздух улицы в определенное время года и суток может быть гораздо хуже, чем внутри жилого дома. Нередки случаи, когда уже в новой квартире человек начинает плохо себя чувствовать, ощущать серьезные нарушения нормальной жизнедеятельности, испытывает неудобства аллергического характера. Пыль – наиболее распространенное зло. Рациональное размещение мебели в квартире, отсутствие захламленности, регулярное пользование пылесосом, проведение сухих и мокрых уборок оберегает воздух от загрязнения пылью. Рекомендуется родителям ежедневно проводить влажную уборку дома. Для того, чтобы воздух в квартире был чище, рекомендуется содержать в комнатах живые цветы, аквариумы, пользоваться увлажнителями, нельзя допускать курения дома. Растения в доме выделяют кислород, поглощают углекислый газ, очищает воздух от микробов и пыли, выделяют фитонциды, увлажняют воздух.

Вода, которую мы пьем.

Вода с древности считалась первоисточником жизни. Аристотель определял началам всех вещей в природе четыре стихии – огонь, воздух, землю и воду. Обращаясь к детям, поэтесса М.И. Цветаева призывала:

«Никогда не лейте зря воду, потому, что из-за ее отсутствия в пустыне погибает человек».

На земле осталось мало районов, где имеется чистая вода. Это связано с загрязнением водоемов за счет выбросов промышленных, энергетических и сельскохозяйственных предприятий, служб коммунально-бытового сектора, автомобильного, речного и морского транспорта. Загрязнение вода происходит за счет скопления в ней множества неорганических и органических веществ, микроорганизмов, радионуклидов. Следует пить воду только кипяченую, так как при кипячении погибают болезнетворные микроорганизмы, разрушаются некоторые вредные для здоровья загрязнители, снижается жесткость воды. Экологически более чистую  воду можно получить, если поставить в морозилку, а зимой просто на улицу закрытый сосуд с холодной водопроводной водой. Рекомендуется родителям следить за тем, какую волу пьют дети дома, а воспитатели проверяют какую воду, пьют дети в детском саду. Многие ученые сходятся во мнении, что охрану природу и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь – с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической, продуманной  и научно обоснованной. В арсенал средств ее решения должны входить экологическое воспитание и образование. Поэтому государство приняло Закон РФ «Об охране окружающей и природной среды». Особенно выделена статья закона, посвященная экологическому образованию: статья №73. Всеобщность, комплектность  и непрерывность экологического воспитания и образования. Экологическое образование и воспитание, которые формирует экологическое сознание человека, осуществляется в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Первые предпосылки успешного воспитания заботливого отношения к окружающей природной среде у детей дошкольного возраста формируется еще в детском саду. Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом в «Программе воспитания в детском саду». Она выдвигает две важных задачи:

  •         Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
  •         Сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них  ряд конкретных и обобщенных представлений явлениях живой и неживой природы, понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

- экологические знания и умения;

- экологическое мышление;

- ценностные ориентации;

- экологически оправданное поведение.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

- уточнение и углубление знаний о растениях, животных природных явлениях;

- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;

- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;

- формирование привычки рационально использовать воду;

- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);

- развитие познавательного интереса к окружающему миру;

- формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности; интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь,  память, мышление и способствует всестороннему развитию ребенка. В воспитании экологическое культуры большую роль играет сенсорное воспитание и как следствие сенсорный опыт детей. Воспитатель,  используя различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять – уточняет с детьми форму, цвет, размеры, запахи, характер поверхности и другие особенности природы.

 В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате – уголки природы, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, огород дающие возможность постоянного общение с природой. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую трапу и разработать экологический маршрут. Организовать экологическую трапу таким образом, чтобы можно было познакомить детей с разными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами; провести наблюдения, организовать игру. В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно-воспитательного процесса и были абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. В уголке рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости.

Результативность

В своей работе с детьми дошкольного возраста (подготовительная группа) использовала различные формы и методы: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных произведений, эксперименты,  дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте по-прежнему игра остается основной деятельностью детей. В этой деятельности объективно сочетаются  два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познания окружающей их среды. В подготовительной группе используются подвижные игры: «Птички», «Пастух и овцы», «Цыплята и ястреб», «Хитрая лиса», «Караси и щука», «Лес, болота, озера». Эти игры оказывают благоприятное влияние на их всестороннее развитие. Используем в свободной деятельности детского сада – игры с правилами, имеющие готовое содержание (дидактические игры). Дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Подводят к умению обобщать и классифицировать. Дети подготовительной группы определяют оттенки цветов, листьев, овощей, фруктов, выделяют отдельные части растений, группируют по месту произрастания и другим признакам. Игры: «Детки в клетке», «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок», «Кода это бывает», «В воде, воздухе, на земле».

В сюжетно-ролевых играх дети любят путешествовать и организуют игры: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю».

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отведено наблюдению.

Наблюдение – это результат осмысленного восприятия,  в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Дети видят природу в естественных условиях, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Системное использование наблюдений в ознакомление с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, и приводят к развитию наблюдательности. Продолжаю знакомить детей с народными приметами. Учу делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

«Поздний листопад – к сухой и долгой зиме»

«Зима морозная – лето жаркое»

«Перед дождем цветы обычно закрываются»

«Деревья покрылись инеем – к метеле»

Учила детей наблюдать за растениями и животными, как живыми барометрами погоды; предсказывать погоду по наблюдениям за явлениями природы. Для закрепления знаний об окружающей действительности проводила дидактические игры: «Осенний листочек», «Семена», «Детки на ветке», «Собери грибы в лукошко», «Съедобное – несъедобное», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». Использовала календари природы, как метод экологического воспитания детей. Систематически наблюдая за листопадом на улице, решили вести наблюдения, используя календарь природы. Через него прослеживали с детьми процесс облетания листьев с деревьев, отображая в календаре события картинками, значками или схематически. Это имело большое значение, так как ребенок имел возможность возвращаться к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил с первого его наблюдения. В календаре фиксируется не только изменение объекта наблюдений (цветок, бегония), но и условия, при которых эти изменения происходили, то есть экологические связи: зависимость состояния роста и развития растений от факторов внешний среды. Календарь помогает понять связи в природе.

Труд детей в подготовительной группе в природе: его организация и экологический подход, это процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания растения и животные, за которыми осуществляется уход. Экологический подход к организации детского труда по уходу за природными объектами – это демонстрация и осознания посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил опекать и выращивать, дети с седьмого года жизни должны это понимать. Осенью привлекается дети к сбору семян, пересадки цветущих растений из грунта в уголок природы, сбор листьев для групповых букетов. Зимой сгребают снег к стволам деревьев, выращивают зеленый корм, делают снежные поделки, кормят птиц на участке, используя при этом кормушки, сделанные совместно с родителями. Весной дети участвуют в посеве семян, пересадки рассады, земельными работами на огороде. Дети делятся на подгруппы, выполняют длительные поручения: выращивание цветка в подарок, поручают следить за клумбами в летнее время и многое другое. При организации коллективного труда воспитатель помогает разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. В уголке природы дети выполняют обязанности дежурных, при этом пользуясь уголком дежурных. Особое внимание воспитатель уделяет на то, что жизнь животного и растений зависит от того, как человек правильно осуществляет уход за ними. Используются пословицы и поговорки:

 «Человек трудится – земля не ленится»

 «Дело наспех – сделано на смех»

«Какой уход, такой и доход»

В организованной в группе мини лаборатории широко используется экспериментирование. Экспериментирование – дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействиях с другими объектами и со средой обитания. В созданной мини лаборатории, дети могли проводить эксперименты самостоятельно или под руководством воспитателя, они были доступны детям, не требовали сложного оборудования и совершенно безопасны. Часто задавались вопросы, на которые дети сами находили ответы «Что будет, если забудем полить растение?», «Что произойдет, если в аквариуме не будет воды?». В группе ставили срезанные ветки с деревьев и наблюдали, через какое время они распустятся и оживут. Продолжали расширять знания детей о природных ресурсах.  Формировали привычку разумно использовать воду, почву, бумагу. Беседа на тему: «Происхождение бытового мусора». Объяснять, что чисто там, где его не бросают, а не там где его убирают. Использовали отходы бытовой деятельности для изготовления различных поделок (гномики их баночки йогурта, совочек сделанный  из бутылки из под кетчупа, паровозик из спичечных коробков и многое другое). Закрепляли знания о свойствах природных материалов (глина, камень, кожа, дерево и другие). В процессе экспериментирования у детей развивается память, внимание, мышление, воображение. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду  через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Используя разные типы занятий, приоритет отдаем по ознакомлению с окружающим и разным деятельностям детей, которые направлены на выявления причинных связей в природе на формирование обобщенных представлений. Отдают предпочтение нетрадиционным формам занятий с детьми (путешествие в лес, КВН, заседание клубов «почемучек»). Задача воспитателя – это углублять и систематизировать представление детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой; расширять знания о природе, подвести к пониманию того, что разнообразный растительный и живой мир является необходимым звеном в цепочки биосистемы на земле; дать представления о простой пищевой цепи; (трава, стрелка, травоядное, стрелка хищники). Все цепочки начинаются с зеленых растений роль, которых очень велика.  Рассказывали о роли озеленения в сохранении чистоты в нашем городе; значение воды, воздуха, солнечного света для всего живого; формировали понятии е о себе как о жители земли. Формировало эстетическое отношение к окружающей действительности: на прогулках, экскурсиях предлагала выделять и описывать красивые объекты природы, здания улицы, систематизировала представление о временах года и частях суток; показала, что продолжительность дня и ночи зависит от того в какой местности живет человек, продолжала расширять «красную книгу» Южного Урала, в которою занесены растения и животные нашего региона. Была создана библиотека книг о природе в которой представлены рассказы. И. Соклова-Никитова; М. Пришвина; В. Бианки; Г. Скрябицкого; Н.Сладкого; Б. Жидкого. В процессе по ознакомлению с окружающим продолжала знакомить с дикими животными и их повадками (бурый медведь, олень и так далее), закрепляя знания через игры «Охотники», «Рассели животных», «Узнай по описанию». Углубляя знания о земноводных, проводила игру «Кто, чем питается?». Для закрепления знаний об этажах леса предлагала поиграть в игру «Кто, где живет». Старалась расширять и уточнять представления детей о растениях: деревьях, кустарниках, травянистых растениях, растениях луга, сада, леса, лесных ягод, грибах, комнатных растениях. Знакомила с природными зонами: лес, луг, тайга. Для закрепления знаний об окружающей действительности проводила дидактические игры, а в последствии дети играли и сами. «Осенние листочки», «Собери урожай», «Вершки-корешки». Давались детям понятия об ископаемых нашего Южного Урала (железная руда, медь, бурый уголь, известняк). Объяснила, что данные месторождения должны использоваться очень аккуратно, чтобы не нарушить природный баланс местности. Выезжая с детьми на дачу «Горный ручеек», учитывала региональные особенности. Посещая музей, познакомила детей с культурой Башкирского края, которые проживают на территории нашей климатической зоны.

Поощряла желание детей отражать впечатления, полученные от общения с природой в рассказах инсценировках играх. Информация, которую дети получали, была научно достоверна и, в то же время, доступной для их понимания.

В наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важны ее охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Будем же изучить родную природу, и сами у нее будем учиться!

Будем воспитывать экологическую культуру у своих детей и их родителей!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «День заповедников и национальных парков». 2016год. Подготовительная группа.

Программное содержание: Расширять представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных мест...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам (питанию, росту и развитию растений, овощных и культурных растений)....

Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.

Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....