Чудо-капелька
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 6

муниципальное образование Усть-Лабинский район

Конспект

Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

 на тему «Чудо - капелька»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ №6

Горлач  К.А.

Г. Усть-Лабинск


Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе на тему «Чудо - капелька»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды; обратить внимание на значение воды в нашей жизни.

Задачи.

Образовательные:

  • Закрепить знания об агрегатном состоянии воды;
  • Систематизировать знания детей о воде и её свойствах;
  • Обратить внимание на значение воды в нашей жизни.

Развивающие:

  • Развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;

*Развивать память, мышление, внимание, речь, творческое воображение;

*Развивать навыки опытно - экспериментальной деятельности;

*Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
  • Воспитывать бережное отношение к воде;

*Воспитывать аккуратность при проведении экспериментов;

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», « Художественно - эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Тип, форма и методы используемые в образовательной деятельности:

Формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Тип: комбинированный.

Метод: словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный. Форма: фронтальная, подгрупповая.

Активизация словаря: слова, обозначающие свойства воды; жидкая, прозрачная, растворитель, бесцветная.

Материалы и оборудования:

Кукла - Сова, капелька из картона, клеёнка на стол, фломастеры, карандаши, восковые мелки, стикеры, канбан - доска, стаканчики пластиковые, соломинки, молоко, ложки, сахар, соль.

Ход образовательной деятельности воспитателя с детьми.

  1. Создание эмоционально положительного фона.

Воспитатель: Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу красивую улыбку и пожелаем друг другу «Доброе утро!». Я желаю вам сегодня узнать много нового и интересного.

  1. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Ребята, пока мы приветствовали друг друга, мне показалось, что в окошко кто - то постучал. Надо посмотреть.

( Воспитатель подходит к окну одевает на руку куклу - Сову. В клюве у совы капелька, вырезанная из картона).

Воспитатель: Ой, ребята, да это - же сама Совушка - сова умная голова к нам прилетела. А в своём клюве она что - то нам принесла.

(Совушка отдаёт воспитателю капельку).

Сова: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй Совушка - сова, умная голова!

Воспитатель: Ребята, а что нам Совушка принесла?

Дети: Капельку.

Воспитатель: А из чего состоит капелька?

Дети: Из воды.

Воспитатель: Правильно, из воды.

Послушайте стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Н. Рыжова

  1. Мотивация к деятельности.

Воспитатель: Ребята, а что такое вода?

Дети: Мы её пьём, она течёт в кране, вода есть в реке, в море, в океане...

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужна вода?

Дети: Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения, чтобы не засохли.

Воспитатель: А вода нужна только человеку?

Дети: Вода нужна всем: животным, рыбам, птицам, насекомым, растениям.

  1. Решение проблемной ситуации.

Сова: Ребята, я незря пришла к вам с капелькой. Я хочу больше узнать о ней. Вы сказали что она состоит из воды. А что такое вода, что она умеет?

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Совушке больше узнать о воде.

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас пройти в лабораторию. А наши гости тоже посмотрят на нашу работу.

(Воспитатель усаживает Сову и капельку на полочку, для наблюдения за работой детей. Дети подходят к столам).

Воспитатель: Итак, теперь мы с вами исследователи. У каждого вещества можно обнаружить особые свойства. Но для этого надо быть внимательными и терпеливыми. Эти качества нужны человеку, который занимается опытно - экспериментальной деятельностью. А у вас есть такие качества? Вы хотите стать исследователями?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начнём.

5.Выполнение действий (заданий).

Воспитатель: Ребята, а вы любите умываться, мыть руки водой.

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте перед работой поиграем с нашими пальчиками, помоем их водой.

Пальчиковая гимнастика «Умывалочка».

Мы намылим наши ручки,

(Круговыми движениями трут одну ладошку о другую).

Раз, два, три. Раз, два, три.

(Два раза выполняют по три ритмичных хлопка).

А над ручками как тучки,

(Выбрасывают руки вверх).

Пузыри, пузыри.

(Четыре ритмичных прыжка, руки на поясе).

Н.В.Нищева

Воспитатель: А теперь с чистыми руками можно приступать к работе.

Опыт №1: «Вода - жидкость»

Дать детям два стаканчика: один - с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся?

Дети: Вода льётся, потому что она жидкая.

Воспитатель: Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга. Итак, вода какая?

Дети: Жидкая.

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: «У воды нет запаха»

(Воспитатель предлагает детям понюхать воду).

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода?

Дети: Она не пахнет.

Воспитатель: Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете, вода может иметь запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №3: «У воды нет вкуса»

(Предложить детям через соломинку попробовать воду).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, есть ли у воды вкус?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»

Опыт №4: «Вода прозрачная»

(Перед детьми стоят два стаканчика: один - о водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положены ложки).

Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка?

Дети: С водой.

Воспитатель: Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в э том стаканчике видна ложка?

Воспитатель: Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжать

Опыт №5: «Вода - растворитель»

Воспитатель: Чтобы перейти к другому опыту нужно отгадать загадки. Белый камень в воде тает.

(Сахар)

В воде родится,

А воды боится.

(Соль).

Воспитатель: Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: Предлагаю вам это проверить.

(Дети переходят к столу, на котором расположены стаканы с водой и тарелочки с сахаром и солью. В первом стакане дети растворяют сахар. Детям предлагается попробовать раствор - он сладкий. Во втором стакане растворяют соль. Детям предлагается попробовать раствор - он солёный).

Воспитатель: Ребята, какая на вкус была у вас вода?

Дети: Солёная и сладкая.

Воспитатель: Итак, мы определили ещё одно свойство воды - она растворитель.

Опыт №6 «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»

(Детям предлагаются стаканчики с водой разной температуры. Ребята пальчиком пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, самая тёплая).

Воспитатель: Мы, проделав этот опыт, можем сделать вывод: вода бывает разной температуры.

6. Рефлексия, анализ результата деятельности.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а нужно беречь воду?

Дети: Да, не загрязнять реки, моря, озёра. Не лить по напрасно воду и т. д.

Воспитатель: Ребята, проделав ряд опытов, мы с вами много узнали интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, вода жидкая, не имеет запаха и вкуса, может быть прозрачной, может растворять некоторые вещества, она бывает холодной, тёплой, горячей. Совушка - сова умная голова, тебе понравились наши опыты с водой. Ты поняла, из чего состоит капелька, которую ты нам принесла.

Совушка: Да! Спасибо ребята, вы очень мне помогли. Я много узнала о воде и её свойствах. Но мне пора возвращаться домой.

Воспитатель: Совушка - сова, возьми капельку воды с собой в лес, она тебе пригодится. Ведь никто не может обойтись без воды.

Совушка: Спасибо, ребята, я теперь это поняла. До свидания.

(Совушка улетает в окошко).

Воспитатель: Скажите, а что было сегодня для вас самым трудным? (Высказывания детей).

Воспитатель: А самым лёгким?

(Высказывания детей).

Воспитатель: А что вам понравилось и запомнилось?

(Высказывания детей).

Воспитатель: А что вы расскажите своим родителям дома?

(Высказывания детей).

Кайдзен технологии.

Воспитатель: Мне хочется, чтобы вы поделились своими знаниями, рассказали родителям, что мы сегодня делали интересного. А чтобы всего этого вы не забыли, я вам предлагаю нарисовать это на стикерах и повесить на нашу доску - напоминалочку. А вечером, уходя домой, вы снимите свои рисунки и дома об этом расскажите.

(Дети рисуют на стикерах признаки воды. Все, что им понравилось и запомнилось. Развешивают рисунки на канбан доске в раздевалке).

Используемая литература:

«Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»

Н.В.Нищева

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

Т.М.Бондаренко

«Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

Н.В.Нишева



.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЧУДО - КАПЕЛЬКА" Музыкальная сказка о нотах

Музыкальная сказка о нотах "Чудо - капелька" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по экологии " Чудо капелька" (вторая младшая группа)

Конспект НОД по экологии " Чудо капелька" ( вторая младшая группа) .Цель этого конспекта обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни....

НОД в старшей группе "Чудо-капелька"

Окружающий нас мир широк и разнообразен, ребенок существо любопытное и чем больше он узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Родители могут и сами ответить на вопросы своего чада, но лучше всего...

Чудо - Капелька

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической эт...

НОД по экологии «Чудо-капелька»

НОД по экологии«Чудо-капелька»Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное от...