Проект по Экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе "Земля - наш дом, нет мусору в нем"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Селиванова Марина Николаевна

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. экология - наука непростая. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы и поэтому необходимо помочь детям понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologiyapod.gr_.docx161.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Проект по экологии

«Земля – наш дом, нет мусору в нем!».

для детей подготовительной к школе группы

                      Подготовила: Селиванова Марина Николаевна

                                                              воспитатель МДОУ «Детский сад № 77»

2021 год

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в детский сад не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

А. Усачёв

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. экология - наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить 4 закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

- все связано со всем;

- все куда - нибудь девается;

- все что - нибудь да стоит (ни что не дается даром);

- природа знает лучше.

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы и поэтому необходимо помочь детям понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может.

Цель проекта:

Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Расширять знания детей о взаимозависимости природы и деятельности человека. Приучать детей к правильному обращению с мусором, сделав акцент на его раздельном сборе. Создать условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

Задачи проекта:
воспитательные:

Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда. Воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к миру природы через различные виды деятельности. Формировать активную заинтересованность родителей в экологическом образовании детей. Формировать новую культуру и положительное отношение к раздельному сбору мусора как самому эффективному ресурсосберегающему средству.

образовательные: 

Расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной; формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; познакомить детей и родителей с правилами раздельного сбора мусора. Учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

развивающие:

Развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

Ожидаемый результат:

Привитие детям экологической культуры; ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире; повышение уровня личностного сознания у родителей; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация; осознание детьми и взрослыми значимость социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочного материала, накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Практическая значимость проекта:

Тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по экологическому просвещению. Информация по темам «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды», «Как научить ребенка экологическому поведению»; работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала); для воспитателя: повышение профессионализма;  внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.                                                                                              

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

По времени проведения: средней продолжительности, 1 месяц

По форме: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Методы:

  • Рассказ воспитателя.
  • Беседы, рассматривание иллюстраций.
  • Работа с презентациями.
  • Рассуждения детей на заданную тему.
  • Продуктивная деятельность.
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдения и экскурсии «Экологическая тропа по саду».
  • Анкетирование родителей.
  • Оформление выставки для родителей.
  • Диагностика уровня знаний у детей подготовительной к школе группы.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • Художественная литература, энциклопедии.
  • Методическая литература.
  • Презентация проекта
  • Дидактические игры.
  • Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
  • Иллюстрированный материал.
  • Проектор и ноутбук.
  • Интернет-ресурсы.
  • НОД детей и педагога.

1 этап – подготовительный:

  • Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
  • Составление перспективного плана по развитию экологической грамотности воспитанников
  • Определение цели и задач проекта.
  • Изучение литературы по теме.
  • Подбор методической литературы.
  • Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
  • Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физ. минуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
  • Разработка системы занятий.
  • Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
  • Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.

2 этап - основной:

Задачи — формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности.

  • Наблюдения.
  • Экскурсии по территории детского сада и за его приделами.
  • Беседы.
  • Чтение художественной и познавательной литературы по теме.
  • Просмотр видеосюжетов, презентации по теме.
  • Дидактические игры.
  • Образовательная деятельность.
  • Труд в природе.
  • Работа по ручному труду.
  • Викторины, Досуг «Враг природе – это мусор».
  • Выпуск экологических плакатов. Создание лэпбука по экологии.

Мероприятия, проведенные по проекту с детьми.

Первая неделя.

Понедельник

  • Беседа – «Откуда берется и куда девается мусор».

Цель – закрепить знания детей о правилах вывоза мусора, его переработки, формировать желание соблюдать чистоту в городе.

  • Художественно-эстетическое развитие. Рисование — Коллективная работа «Сделаем город чище».

Цель – вызвать у ребенка желание выразить свои пожелания по уборке мусора в работе, воспитывать любовь к городу.

  • Прогулка – Оформление участка для конкурса «Лучший участок» предметами из бросового материала.

Вторник.

  • Художественно – эстетическое развитие. Аппликация — «Сортировка мусора — разные контейнеры».

Цель – закрепить понятие для чего нужны контейнеры, их значимость.

  • Прогулка – проведение опыта «Закапывание мусора — что произойдет»

Цель – дать знания детям о свойстве бытовых отходов.

Среда.

  • Чтение художественной литературы. Экологические стихи – Р. Алдонина «Земля дымит». А. Игнатова «Недалекое будущее». А. Сметанин «Благодарность».

Цель – вызвать желание слушать произведения и понимать их смысл.

Четверг.

  • Социально — коммуникативное развитие. Беседа «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети».

Цель — расширить и закрепить представление детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Учить использовать различные материалы и правильно группировать мусор по контейнерам.

Пятница.

  • Художественно — эстетическое развитие. Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц.

Цель – формировать желание заботиться о птицах.

  • Прогулка – трудовое воспитание, повесить кормушки «Место для домика».

2 неделя

Понедельник.

  • Прогулка – Проведение опыта «Закапывание мусора – что произойдет».

Цель – закрепить знания детей о свойстве пластика.

Вторник.

  • Художественно-эстетическое развитие. Лепка – «Вторая жизнь отходов» — «Красивая ваза» (бросовый материал).

Цель – развивать желание сделать красивую поделку, декорируя ее бросовым материалом.

Среда.

  • Чтение художественной литературы. Экологические стихи – С. Михалков «Прогулка», М. Крюков «Мусорная фантазия».

Четверг.

  • Социально-коммуникативное развитие. Беседа «Вода–источник жизни».

Цель – совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережливое и экономное отношение к воде.

  • Прогулка – Проведение опыта «Свойства воды, как очистить воду».

Цель – закрепить знания о свойствах воды, ее очистке.

  • 2 половина дня – чтение Т.А. Шорыгина «Вода и ее превращение».

Цель – расширить представление о ценности воды, о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.

Пятница.

  • Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд – Изготовление дидактического и наглядного материала для пособия к игре «Раздельный сбор мусора».

Цель – вызвать желание у ребенка сделать дидактический материал, понять его значимость.

З неделя

Понедельник.

  • Познание. Беседа – «Как делают бумагу». Презентация.

Цель – подвести детей к решению собирать бумагу с целью дальнейшей ее переработки.

  • Художественно-эстетическое развитие – изготовление поделок из бумаги, свободное творчество.

Вторник.

  • Художественно-эстетическое развитие. Аппликация – «Земля наш дом – не мусори в нем» (коллективная работа).

Цель – воспитывать бережное отношение к природе, не загрязнять ее мусорными отходами.

Среда.

  • Чтение художественной литературы. Сказка «Енот, который живет на облаке» из серии «Мусорный дождь».

Цель – воспитывать желание слушать произведение, понимать его смысл.

  • 2 половина дня – чтение Т.А. Шорыгина «Земля наш общий дом».

Цель – закрепить знания детей о пользе растений на земле.

Четверг.

  • Рассматривание экологического лэпбука.

Цель: развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность.

  • Социально-коммуникативное развитие. Составление правил для сохранения чистоты природы.

Цель: предложить детям ответить на поставленные вопросы и придумать свои вопросы. Учить оценивать свои ответы. Формировать умение выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки

Пятница

  • Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд — «Чудесное превращение бумаги».

Цель – поддержать инициативу детей в создании элементов костюмов из бумаги для конкурса.

  • 2 половина дня – «Дефиле мод».

Цель – создать эмоциональную творческую атмосферу.

4 неделя

Понедельник

  • Познание. Беседа «Экология моего города».

Цель – уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни человека.

  • Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Не загрязняйте город».

Цель – формировать умения прогнозировать последствия своих действий, воспитывать гуманное отношение к природе.

Вторник

  • Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Пчелка на цветке» (бросовый материал) — «вторая жизнь отходов».

Цель – воспитывать бережное отношение к природе, развивать творческое воображение.

Среда

  • Чтение художественной литературы. Т.А. Шорыгина «Земля наш общий дом».

 Цель – закрепление знаний детей о связи живой и неживой природы, что может сделать человек, чтобы сохранить богатство Земли.

Четверг

  • Социально-коммуникативное развитие. НОД «Мусор нам не нужен! Мы с планетой дружим!».

Цель – знакомить с принципами сбора и утилизации мусора, формировать умение сортировать мусор.

Пятница

  • Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд «Сова – символ мудрости» (бросовый материал, бумага), коллективная работа.

Цель – вызвать желание создать красивую поделку развивать фантазию.

  • Итоговое экологическое развлечение «Враг природы – это мусор».

Цель – формирование у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Формировать навыки практического взаимодействия с мусором – умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора.

  • Прогулка – проверка опыта «Что произошло с мусором, который закопали».

Цель – проверить полученные знания (свойство пластика) на практике.

  • Фотоотчет социально – экологического проекта по внедрению системы раздельного сбора мусора и применение бытовых отходов (вторая жизнь).

3 этап - заключительный:

  • Подведение итогов. Презентация проекта.
  • Мероприятия, проведенные по проекту с родителями.
  • Просветительская деятельность
  • Разработка и публикация информационных материалов «Почему бытовые отходы нужно собирать отдельно»«Проблемы твердых бытовых отходов»«Как защитить нашу Землю от мусора».
  • Проведение – Консультации. Анкетирование «Экологическое образование в семье».
  • Проведение мастер – класса с ребенком «Чудесное превращение бытовых отходов».
  • Конкурс — выставка изделий и вторичного сырья «Отходам новая жизнь».
  • Проведение вместе с воспитателем совместных прогулок и экскурсий. Проведение викторин, досуга.
  • Конкурс рисунков «Береги планету»

Результаты проекта:

В ходе проекта у детей появились: интерес к узнаванию природы, проблеме загрязнения окружающей среды; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творчества и познавательных способностей у детей, в организации и проведении мероприятий. Проект «Земля – наш дом, нет мусору в нем!»-это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать.

Экологический проект - универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. В основе проекта лежит экспериментально-исследовательская деятельность, дети на своем собственном опыте выявили, что мусор нужно уметь сортировать, так как многие вещи могут быть сделаны из вторичного сырья. Для поддержания чистоты нужно в первую очередь самому следить за чистотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по воспитанию экологической культуры. К плану прилагается диагностическая карта обследования., которая составлена с учетом тербований, ...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.

Цель:  Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять  обобщение по теме. Формировать интерес к книге как источнику знаний....

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «За все на Земле мы в ответе»

проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "За всё на Земле мы в ответе"...

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Обитатели аквариума».

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной к     школе группе«Обитатели аквариума»...

Конспект НОД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной к школе группе «Берегите наш город от мусора»

Формирование представлений о факторах окружающей среды родного города, оказывающих влияние на здоровье человека....