ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (старшая группа)

Тихонова Эльза Юрьевна

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._for.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Э.Ю. Тихонова,

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, знания о растениях родного края.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «Малой Родине».

Актуальность исследования проблемы формирования знаний о растениях родного края у детей 5-6 лет обусловлена необходимостью становления у них ценностного отношения к родной природе, воспитания бережного отношения к природе. Ценностное отношение к родной природе является важной составляющей аксиологического опыта личности и является значимым компонентом содержания дошкольного образования.

Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. В психолого-педагогической литературе достаточно полно освещены вопросы ознакомления детей с природой. Изучением проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с природой занимались Т. Н. Вострухина,                         З. В. Герасимова, Н. А. Казачок, Л. А. Кондрыкинская, Д. Пак и др.

В дошкольный период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.

Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинска [3]. З. В. Герасимова,                    Н. А. Казачок [4] считают, что воспитание бережливого отношения к природе, заинтересованность в приобретении природоведческих знаний необходимо воспитывать с дошкольного возраста.

Основываясь на анализе педагогических и психологических исследований, нами установлено противоречие между объективной потребностью в формировании знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике. Это и обусловило выбор темы нашего исследования, цель, которого заключалась в изучении педагогических условий формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно если:

  • создана предметно-развивающая среда по формированию знаний о растениях родного края; 
  • актуализируются индивидуальные интересы ребенка, их положительно-эмоциональные переживания, чувства, личный опыт и охранительно-сберегающие отношения к растениям родного края;
  • специального отбора привлекательных для детей данного возраста игр и насыщение их экологически значимым содержанием.

Экспериментальная работа проводилась базе МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного вида» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании принимало участие 40 детей 5-6 лет.

Для решения поставленных задач нами использовались методики «Сформированность экологических знаний старших дошкольников», «Растения родного края» (основаны на методике О. Соломенниковой) [5].

Целью методики «Сформированность экологических знаний старших дошкольников» являлось выявление уровня определения уровня знания характерных особенностей растительного мира. Показателями сформированности характерных особенностей растительного мира служили такие параметры как: самостоятельное называние разных видов растений: деревьев, кустарников и цветов,  выделение условий, необходимых для жизни, роста и развития растений, проявление интереса и эмоционального выражения своего отношения к растениям. Исходя из полученных данных осуществлялось распределение детей по уровням сформированности характерных особенностей растительного мира. Высокий уровень сформированности знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста продемонстрировали по 10% детей ЭГ и КГ; средний уровень – 65% в ЭГ и 70% в КГ; низкий уровень – 25% в ЭГ и 20% в КГ.

С целью выяснения знаний детей о многообразии растительного мира родного края, умения различать растения родного края, знания органов растений и их функций использовалась методика «Растительный мир родного края». Оценивание проходило по следующим критериям: полнота знаний: количество знаний о растениях родного края, глубина знаний, осознанность знаний.

Исходя из полученных данных, осуществлялось распределение детей 5-6 лет по уровням сформированности знаний о растениях родного края. Высокий уровень продемонстрировали 20% испытуемых экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы, у 55% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы выявлен средний уровень; низкий показатель показали по 25% детей обеих групп.

Для формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста был составлен перспективный план занятий на год. Согласно плану детям были предложены игры для ознакомления детей с растениями родного края, проводились беседы, викторины, экскурсии, занятия. Новой формой работы являлись природоохранные акции, в проведении которых включали ребят старшей группы.

Следовательно, из всего вышесказанного можно заключить, что в работе по формированию знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования» // Российская газета. – 2012. – Федеральный выпуск № 6241.
  2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой                              / С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1973. – 144 с.
  3. Вострухина, Т. Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет                         / Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 192 с.
  4. Герасимова, З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок                       // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12. – С. 47.
  5. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников                / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание, 2004. –  № 7 – С. 21-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию целостной картины мира "Путешествие по родному краю" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие направлено на расширение знаний детей о достопримечательностях  малой Родины, растительном и животном мире Краснодарского края, воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к приро...

"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"

Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...

«Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста».

предлагаю вам статью на тему «Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста».Данный материал будет полезен воспитателям детского сада, а так же родителям....

"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"

Описан опыт работы по  организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию  представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...

Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследователь...

Перспективный план по формированию представлений о культурном наследии родного края у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями по музейной педагогике....