НОД "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Суворова Юлия Николаевна

                     Цель: Создать целостное представление о воде как о природном явлении. Дать первые элементарные представления о круговороте воды в природе. Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, может превращаться в пар). Закрепить понятие значимости воды в природе.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, речь.

Воспитывать бережное отношение к воде, любознательность, желание участвовать в опытах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suvorova_rabota.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

                             

                               

                             

 Воспитатель: Суворова Ю.Н.

                   

                     Цель: Создать целостное представление о воде как о природном явлении. Дать первые элементарные представления о круговороте воды в природе. Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, может превращаться в пар). Закрепить понятие значимости воды в природе.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, речь.

Воспитывать бережное отношение к воде, любознательность, желание участвовать в опытах.

Предварительная работа: Разучивание песни на музыку Н.Лукониной «Вода», чтение сказок, герои которых связаны с водой, подготовка эмблем в форме капелек, ежедневные наблюдения за прорастанием горошин в специальных условиях.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, садитесь, располагайтесь поудобнее. Послушайте и подумайте, звуки чего вы слышите? Закройте глаза.

(Звучит «Море»)

Что услышала Вика? Никита?

 Правильно это звуки моря, а в море  много воды. И речь сегодня пойдет о воде. Помогать нам  будут вот такие веселые капельки. Они часто  путешествуют и много интересного  знают о воде. Рассмотрим фотографии, и назовем то, где путешествовали наши Капельки. (обращаются к иллюстрациям). Юля, как ты думаешь, что это? дети называют: пруд, озеро, водопад, река, океан, струйка воды…) В-ль: Как можно назвать одним словом то, что мы видим на фотографиях? Дима?  – вода, как ее много, ее везде можно встретить, а  капелька – маленькая частичка воды, послушайте ее песенку.

(Звучит фонограмма песни)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает

На плите у нас кипит

И паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

 Кому же нужна вода? (Людям) да, человек не может прожить без воды:

Руки моем – воду льем, и стираем – воду льем, а когда кушаем – воду пьем!

 Давайте вспомним, какую съедобную жидкость мы пьем и едим?

Проводится игра «Назови съедобную жидкость».

В-ль: А нужна ли вода растениям? Зачем? ( Для жизни и роста). Правильно, вода необходима всему живому, всему, что растет и дышит. Без воды не бывает жизни на Земле. Вспомните, совсем недавно мы с вами поместили одну горошину на сухую вату, а другую на вату, смоченную водой и  затем, каждый день подливали туда водичку. Что же произошло? Вика, расскажи, что ты заметила? (Дети анализируют: Вода помогла горошине прорасти, а другие, сухие – не изменились) А что появилось на тонких сухих веточках, которые мы недавно поставили в воду? (листочки, они распустились)

Ну и вода, просто волшебница!

В-ль: Ребята, а у нас в группе тоже есть вода. Где она находится?(В кране). Если вы откроете кран, сможете удержать воду? Давайте попробуем! Я буду лить воду, а Игорь – ловить, теперь Дима попробует. Не получается! А может все вместе?

Почему не получается? Потому что она жидкая. Что делает вода? Она течет. Если бы она не была жидкой, она не могла бы течь из крана.  Нам с вами всегда нужно закрывать хорошо кран, чтобы вода не капала зря.  Послушайте, что про это говорит Капелька:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря –

Не тратте воду зря, зря, зря –

А то пройдет немного лет –

И нет водицы, нет, нет, нет.

В-ль: Почему нужно беречь воду, Никита? (потому что она может исчезнуть) Как мы будем беречь воду? (закрывать кран, не пускать воду сильной струей, а летом не бросать мусор в речку, просто весело в ней купаться).

Физ минутка с фиксацией внимания на дыхании, в сопровождении музыки:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Речка голубая так к себе зовет.

А теперь, ребята, кто быстрей нырнет?(Затыкают нос, садятся -  музыка стихает, встают – музыка звучит).

В-ль: А еще капельки воды  умеют «ходить», двигаться по кругу изменятся и превращаться. Послушайте одну историю. (на фоне спокойной музыки обращается к иллюстрациям на ширме). Однажды, большая туча накопила много воды, и вода стала падать на землю. Это был дождь. Дождь кончился, а капельки остались на листочках, на траве, на земле. Выглянуло долгожданное солнышко. Капельки протянули к нему свои ручки, погрелись. Подставили один бочок, потом другой бочок, потом личико. Солнце грело все сильнее и капельки понемногу стали подниматься вверх, а когда поднялись еще выше – снова оказались с мамой Тучкой (Музыка стихает).

(В-ль переводит внимание детей на ширму) И если мы посмотрим сюда, то увидим, что капельки могут ходит по кругу: с неба на землю, с земли – на небо. Люди называют это  -  круговорот воды в природе. Алина, повтори. А теперь все вместе.

 А вы хотите побыть капельками? (В-ль  брызгает на ребят из волшебной леечки).

Ну-ка лейка, лей, лей.

Для ребяток не жалей.

В капельки пусть превратятся

От души повеселятся.

А я просто покружусь – в маму Тучку превращусь! (Костюм) Звучит песня «Дождя не боимся». Проводится игра «Ходят капельки по кругу» - 2раза. (включается самовар)

Капельки вам пора отправляться в дорогу. Упали капельки на землю, попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке играть, и потекли они маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Текла, текла река и попала в огромный океан. Поплавали капельки в океане и вспомнили, что им надо домой, к маме. Солнышко пригрело, стали капельки легкими, и потянулись вверх.

- Капельки! Возвращайтесь к маме!  Я  уже соскучилась!

Туча накрывает детей широким платьем.

Понравилось? Мы обязательно поиграем в группе, а сейчас  узнаем о воде еще кое-что, но прежде -  наденем фартуки и сядем за столы (Детям помогают надеть фартуки, в-ль  усаживает детей за столы). Зачем нам фартуки? (Ответы)

Опыт 1:Перед детьми на столе воспитателя стоят два стакана: с водой и с молоком. Воспитатель помещает в стаканы чайные ложки. В каком из стаканчиков ложки видны, а в каком нет? В стакане с молоком – ложки не видно, а в стакане с водой ложку видно. Значит обыкновенная, чистая вода, она какая – Дима? Прозрачная, а молоко нет.

Подумайте, что бы было, если бы вода в морях и реках не была прозрачной? Могли бы рыбы жить в таких реках? Правильно, им тоже нужна чистая и прозрачная вода.

Опыт 2: Дети подвигают к себе стакан с водой и нюхают воду. Чем пахнет чистая вода ? Совсем не пахнет. Вода не имеет запаха, если она чистая.

Опыт 3. Теперь возьмите трубочку (соломинку) и попробуйте воду на вкус, какая вода по вкусу? (без вкуса) ложечкой добавьте  немного сахара и размешайте. Какая стала вода? (сладкая) А куда делся сахар? Мы его видим? (Он растворился) Получается, что вода умеет растворять сахар, а если бы она не умела этого делать мы всегда пили бы не сладкий чай.

Опыт 4:  (К этому опыту необходимо приготовить губку, на случай если дети разольют воду на столы). В-ль предлагает детям рассмотреть разную посуду, которая стоит перед ними. У кого-то посуда длинная, у кого-то круглая…Давайте перельем воду из стакана в свои сосуды. Что происходит? Вода принимает форму той посуды, куда ее налили. У Саши вода стала круглой, как и блюдце, у Нелли – длинной, как и кувшин, а на столе вода разлилась лужицей. Получается, что у жидкой воды нет своей формы, она принимает фору той посуды, в которую ее наливают.

Опыт 5: В-ль обращает внимание на самовар: А это еще что тут шипит? Красивый, блестящий! ( спрашивает для чего он нужен) (после ответов детей звучит в записи голос самовара):

Посмотрите-ка сюда, у меня внутри вода.

Я блестящий самовар – из под крышки вьется пар!

Пар водичка или нет? Ну-ка дайте мне ответ.

Придется нам проверить пар это вода или нет. Посмотрим, появятся ли капельки на зеркале. В-ль помещает над паром зеркало, где выступают капельки воды. Значит пар это тоже вода!

В-ль: Ой, я кажется обожглась! Ну и самовар!

Опять самовар

Самовар: Такая взрослая тетя, а не знает, что пар очень горячий. Вот ребята и то наверное знают, что кипящий чайник и самовар трогать нельзя!

В-ль: Запомнили? Пар – очень горячий. С ним нужно быть осторожным. А теперь, давайте вспомним: где можно встретиться с водой? Зачем нам нужна вода? Как вода ходит по кругу? Как это называется? Какая она вода? Во что может превращаться? (перечислить все свойства воды). Что вам больше всего понравилось на занятии? Кто нам сегодня помогал? Вы сможете капельку повеселить? Как?

Дети исполняют песню «Вода» в сопровождении аккордеона.

В-ль: Ребята, в каких сказках мы встречаемся с водой? Наши капельки побывали и в сказках и со многими героями там подружились. Хотите увидеть одного из них и получить интересный подарок?

Звучит музыка моря, появляется игрушка  «Щука»:голос

Вы, ребята в этом зале                   А секрет в них

Много о воде узнали.                      Вот какой: красят их

Я вас всех благодарю                      Простой водой!

И раскраски вам дарю                      Но запомните, друзья:

                                                        Не тратте воду зря, зря, зря…

В-ль: Ребята, удивительный подарок!!!Что нужно сказать? Проходите в группу, попробуйте раскрасить раскраски простой водой, а когда будите набирать водичку, не забудьте хорошо закрыть кран!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...