Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Чудо соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пахомова Наталия Васильевна

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и   применение.

Воспитывать любознательность, потребность в получении     информации и соблюдении правил поведения при проведении опытов и творчества с солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.74 КБ
Файл prezentatsiya_wecompress.com_.pptx958.91 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Чудо соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и   применение.

Задачи:

1. Расширять знания и представления о соли, обогащать словарный запас.

2. Развивать и корригировать познавательную активность, умение    устанавливать причинно-следственные связи в процессе опытов и экспериментирования.

3. Воспитывать любознательность, потребность в получении     информации и соблюдении правил поведения при проведении опытов и творчества с солью.

Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, оказывать помощь.

 Форма занятия: игра-путешествие.

 Методы и приемы: сюрпризный момент, рассказ педагога о свойствах и особенностях соли, беседа, задание, эксперимент, творческая работа

Материалы и оборудование:

На каждого ребёнка: мешочки с солью, тарелка , половина листа картонной бумаги чёрного цвета;  стаканчик пластиковый, пластиковая баночка, воронка, лента, квадрат цветной бумаги 10х10,  баночки с размельчёнными цветными мелками.

Демонстрационный: шкатулка с мешочками соли ,  половина листа картонной бумаги чёрного цвета;  пластиковая ложка,  баночки с размельчёнными цветными мелками, две поллитровые банки, два сырых яйца, влажные салфетки; два стеклянных стакана. Ноутбук, экран, мультимедиа,  презентация на тему «Чудо соль», образец  цветной «насыпушки»».

Ход

 - Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась такая красивая шкатулка.

Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней.

Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек? А теперь понюхайте, чем пахнет?

Что же может быть в этих мешочках?

Посмотрите ,здесь листок с загадкой.

Ну что отгадаем загадку

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

А теперь откроем мешочки и посмотрим, что там находится?

 (Соль)

Отставим наши мешочки с солью и позже мы к ним вернемся.

-А  что вы знаете про соль? А давайте посмотрим презентацию…

 презентация «Чудо соль»

Вывод: откуда же, ребята, берётся соль? ( соль добывают из солёных морей и озёр) 

 Ребята, а хотите еще узнать много интересного про соль?

  Тогда нужно отправиться в волшебную лабораторию.

 Для этого захватим с собой шкатулку  и  произнесем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП, ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В ВОЛШЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ -   ОЧУТИСЬ!

 Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним

Правила поведения и техники безопасности при работе с солью:  ( слайд)

- не трогать руками глаза,

-соблюдать тишину

- не толкать соседа во время работы

   -  ничего не пробовать на вкус.

 И так внимание.

                   Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Высыпаем соль из мешочка в тарелочку 

  Давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль белого цвета, без запаха)

Возьмите соль в ложку приподнимите и высыпайте соль в тарелку (сыпучая).

Если на соль надавить сухой ложкой-услышим хрустящие звуки, похожее на хруст снега в морозный день (хрустит).

Ребята, перед вами стакан с водой, положите  две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

    Вывод: соль-солёная, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха и хрустит, как снег .Соль растворяется в воде;

                             Опыт № 2. «Плавающее яйцо».

Приглашаю ко мне подойти двум детям.

Вот каждому из вас банка с водой? Теперь один из вас положит в банку 3 столовых ложки соли, размешает её. Теперь какая стала вода? /Ответы детей/. Возьмите аккуратно по одному сырому яйцу и опустите их каждый в свою банку. Что с ними произошло? /Ответы детей/. Как вы думаете, почему? /Ответы детей/.

Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды) .  Поэтому яйцо плавает и не тонет.

Опыт №3 « Рисование солью» ( слайд)

Помните мы свами рисовали клеем на листе бумаги и посыпали солью рисунок.

     Творческая работа «Цветная насыпушка»

 Оказывается, солью можно украсить интерьер комнаты.

Рассмотрим «Цветную насыпушку», которую я сделала для образца.

- А вы сами хотите попробовать изготовить такую же ? Я вам в этом помогу. Давайте пройдём в нашу мастерскую.

/Дети рассаживаются  за стол/ надо подготовить наши пальчики и руки для творческой работы.

  Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим,

«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.

Мы капусту солим, солим,

Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).

Мы капусту мнем, мнем,

Сжимаем и разжимаем кулаки

А морковку трем, трем,

Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

В бочки плотно набиваем

Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.

И в подвалы составляем.

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

Эх, вкусная капуста!

Выпрямляемся и гладим себя по животу.

- Цветную соль можно приготовить разными способами: с помощью пищевых красителей, краски гуашь. А мы с вами будем соль красить с помощью обыкновенных цветных мелков для рисования на асфальте. Для этого я их сначала мелко размолола в кофемолке. Сейчас каждый из вас насыпьте в тарелку  ложку мелкой соли и цветного порошка. Хорошо и аккуратно ложкой перемешайте и вот перед вами - цветная соль.

Теперь готовую соль высыпаем через воронку  в свою банку. Опять берем ложку соли , но уже другого цвета порошок  и перемешиваем, опять высыпаем в банку. И так до тех пор пока ваша банка не будет полна.  Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

(Выполнение детьми работы, при необходимости помогаю .Крышки наполненных  баночек упаковываю цвет.бумагой и лентой)

-Давайте вместе полюбуемся, сделанными поделками. Такие красивые подарки можно подарить своим родным и близким.

  Настала пора прощаться с лабораторией.

 Давайте произнесём волшебные слова:

 Хлоп, хлоп, топ, топ - повернись, в ребятишек превратись.

      Итог.

 Ребята, над какой темой занятия мы сегодня работали?

А что больше всего вам запомнилось и понравилось ?

(Ответы детей)

А сейчас мы повторим материал занятия и сыграем в игру «Соль нужна, чтобы …»

 (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы делать поделки (вспомнить, какие поделки с солью делали)

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дороги зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8.Чтобы чистить посуду

9.Чтобы использовать в творчестве и опытах…

Ой, ребята, а в шкатулке что- то есть еще!

 Открываем шкатулку, а там шоколадные медальки.

Все воспитанники получают медальку за хорошую работу

Спасибо всем за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель Пахомова Н.В. ЧУДО СОЛЬ

Слайд 2

Так что же такое соль ? Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу. Соль - самая древняя из специй.

Слайд 3

Какие виды соли бывают? На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Есть соль неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), а также крупная и мелкая. Морская соль - добывается путем выпаривания морской воды.

Слайд 5

Как добывают соль? Каменную соль добывают в глубоких рудниках. М есторождение каменной соли находят высоко в горах. В древности на месте этих гор был океан.

Слайд 9

О значении соли говорят пословицы

Слайд 15

Опыт №1 Выращивание кристаллов

Слайд 16

Опыт №2 Плавающее яйцо

Слайд 17

Опыт №3 Аппликация из соли

Слайд 18

Но и это еще не все!!! Декорирование баночки разноцветной солью.

Слайд 20

Используемые источники: http://altfast.ru/uploads/posts/2008-03/1206530838_5.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/9364/981986.5b/0_89663_3a0bf5cd_orig


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект ннод по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебная соль».

Конспект ннод по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе«Волшебная соль»....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.Задачи: Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных пред...

НОД по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная соль"

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.Задачи:Образовательные:- создавать условия для умения исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства ...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительная соль". Дети были в восторге от проведения опытов....

Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительная соль».

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:- Вызвать интерес к исследовательской деятельности.-Выяснить, что такое сол...