Птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федорова Татьяна Петровна

Цели НОД:

- закрепить знания и дать новые представление о птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой), наука орнитология.

- развивать связную речь, зрительную память, внимание;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx640.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия в подготовительной подгруппе на тему «Птицы»

Цели НОД:

- закрепить знания и дать новые представление о птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой), наука орнитология.

- развивать связную речь, зрительную память, внимание;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки « птицы», аудиозапись «Голоса птиц», кроссворд ,перья, емкости с водой, свеча, картон, загадки, изображение вида перелета птиц, мяч.

 1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята послушайте, что я хочу вам рассказать. Наше занятие будет состоять из двух частей. В первой части, я вам расскажу про птиц и что с ними связано, а во второй части занятия, я проведу с вами опыты, которые называются «ВОЛШЕБНЫЕ ПЕРЬЯ»

 Есть такая наука, которая называется ОРНИТОЛОГИЯ - раздел зоологии изучающий птиц и все, что с ними связано.

В природе существует большое разнообразии птиц, но их меньше, чем насекомых, но все-таки их довольно много - около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, ( ПОКАЗ), есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов(ПОКАЗ), это птица- Колибри - самая маленькая птичка в мире - это колибри-пчелки, обитающие на Кубе. Её вес - 1,6 г, а длина равна 5,7 см.
        Есть птицы, которые живут в лесу, другие только в степи, третьи – и там и тут. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах или на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные, которые поедают других зверей и птиц, а есть и «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. (ПОКАЗ)

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц и услышишь их голоса. ( ПО ВОЗМОЖНОСТИ ВКЛЮЧИТЬ АУДИОЗАПИСЬ)

Птицы – это животные с перьями и крыльями.  Почему птиц еще называют – животными с перьями? Теория происхождения птиц от рептилий основана на находках ископаемых животных, являющихся переходными формами между этими двумя классами. Наиболее известным представителем первоптиц был археоптерикс, останки которого обнаружены  были учеными. Это существо обладало признаками как рептилии (длинный хвост, состоящий из многих позвонков, зубастые челюсти), и  как у птицы (перьевой покров и крылья). Предками археоптерикса считают мелких динозавров, обитающих на деревьях.

Однако  положение  с самого начала вызвало в ученом мире горячие споры. Одни специалисты считали его настоящей птицей, другие — всего лишь рептилией с перьями. Однако многие исследователи пришли к выводу, что археоптерикс является отличным доказательством происхождения птиц от динозавров и служит как бы переходным мостиком от одной группы к другой.

Воспитатель:  Вот какие выводы сделали ученые.

 Скажите ребята, а где живут птицы?

Дети…………………………..

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле, в ветках деревьев и кустов, но некоторые птицы живут в кучках камней. (ПОКАЗ)

 Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. У одних  птиц, птенцы появляются на свет совсем голенькие и беспомощные, а у других едва вылупившись из яйца, сразу встают на ножки и бегут за матерью. Они почти сразу могут находить себе пищу и прятаться в случае опасности.

Воспитатель: А давайте назовем по очереди  птиц, которых вы знаете и видели.

Дети:…………………………………….

Воспитатель: Вы много назвали птиц, есть птицы, которые живут в лесу, в степи, третьи – и там и тут, в пустыне, в горах, на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные, а есть и «вегетарианцы», перелетные, зимующие.

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадки, а вы попробуете отгадать?

Загадки про птиц:

1.На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…..(скворец)

2. Озорной мальчишка

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

3. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это -…(снегири)

4. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два могучих крыла

У хозяина ….(орла)

5. Черный, проворный,

Кричит «КРАК»

Червякам он враг! (грач)

6. Кто на елке, на суку

Счет ведет «ку-ку», «ку-ку»? (кукушка)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как птицы получают свои имена?

Дети………………………. 

Воспитатель: Правильно. За голос, за свой цвет, за свое поведение.

А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель: Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.(ПОКАЗ)

Воспитатель: Назовите перелетных птиц?

- показ картинок с названием птицы.

Воспитатель: А почему они перелетные?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Назовите зимующих (ОСЕДЛЫХ) птиц.?

- показ картинок с названием птицы.

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

Воспитатель: О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали нового? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

C:\Users\Татьяна\Desktop\моя результативсность\сентябрь2021\фото\IMG_20210908_091149.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\моя результативсность\сентябрь2021\фото\IMG_20210908_091122.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\моя результативсность\сентябрь2021\фото\IMG_20210908_091201.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....