Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца".
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Санджигоряева Олзята Александровна
На основе приобретённых знаний формируются такие качества как, реалистическое понимание явлений природы,любознательность,умение наблюдать за природой,логически мыслить,эстетически относиться ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений

за природными объектами осенью в течение месяца".

Актуальность

    В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, т.к современные дети редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами

осенью в течение месяца

с детьми младшего дошкольного возраста.

Форма наблюдения

Тема

Цель

Методы и

приёмы

Словарная

работа

1.Наблюдение

"Знакомимся с осенними цветами"

Познакомить детей с названиями цветов- ноготки(календула), космея, настурция.

Закрепить понятия «высокий- низкий» (цветок), «короткий- длинный (стебель).

Беседа с детьми.

Художественное слово: стихи, загадки,

чистоговорки.

Упр-ния на развитие мелкой моторики рук:

"Составь цветок"-составление цветка на песке из разноцветных пробочек.

Пальчиковая гимнастика

"Цветы".

Увядает,

настурция,

космея,

ноготки,

огненный,

поломан и пуст.

2.Наблюдение

"Многообразие осенних листьев"

Показать детям многообразие красок золотой осени.

Раскрыть новое понятие- «листопад».

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи,

загадки,

пословицы.

Упр-ния на развитие мелкой моторики рук: "Составь узор"-

составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

Пальчиковая гимнастика

"Осенние листья".

Листопад,

сыплются дождём,

золотые монетки,

вьются,

шелестят.

3.Наблюдение

"Что нам подарила осень"

Закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растёт.

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи,

загадки,

пословицы,

Упр-ния на развитие мелкой моторики рук: "Игры с песком"-

«печём» пироги с морковкой, картошкой.

Пальчиковая гимнастика

"Хозяйка однажды с базара пришла".

Слезы выступят,

шкуре желтой,

кулачок,

рассыпчата,

красные горошки.

4.Наблюдение

"За солнцем"

Познакомить  детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи,

загадки,

пословицы.

Упр-ния на развитие мелкой моторики рук:"Нарисуй палочкой"-

Нарисовать палочкой на песке облака и тучи.

Солнце осмотрело,

луч оставил след,

согревает, плачемся,

лучи горячи,

по небу катается.

5.Наблюдение

"За небом и облаками"

Продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы.

Уточнить понятие «туча».

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи, загадки,

Пословицы.

Упр-ния на развитие мелкой моторики рук: "Нарисуй палочкой"-

нарисовать палочкой на песке облака и тучи.

Небо (теплое, серое, хмурое,

низкое, чистое)

кроет,

облака(тяжелые,

серые, низкие)-это тучи.

6.Наблюдение

"За ветром"

Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре.

Научить определять силу ветра.

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи, загадки.

Упр-ния на развитие мелкой моторики рук: "Выложи сам"-

выкладывание круга из осенних листиков.

Пальчиковая гимнастика "Осень".

Шуршат листья,

ветер гонит,

листья разогнал,

стонет, шепчет голый лес,

ветрено,

рыщет,

ветер слышишь но не видишь.

Приложение

Стихи

Мой садс каждым днём увядает,

Помят он, поломан и пуст.

Хоть пышно ещё доцветает

Настурций в нем огненный куст…

А.Майков

Падают, падают листья-

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

М.Ивенсен

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

Е.Тутнева

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Е.Благинина

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышко.

А.Барто

Солнышко землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет.

В.Нестеренко

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

А.Плещеев

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

А.Пушкин

Осень все-таки теперь!

Солнце  бледнее, небо холоднее.

Е.Благинина

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет голый лес.

Н.Некрасов

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!

Я.Аким

Загадки

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Метод угощают.

                                   (Цветы)

Как называются цветы,

Когда в руке их держишь ты?

                                   (Букет)

Падают с ветки золотые монетки.

                                  (Листья)

Растут- зеленеют,

Упадут- пожелтеют,

Полежат- почернеют.

                                 (Листья)

Желтый, а внутри он бел,

Даст пучок зеленых стрел.

Лишь порежь его – тотчас

Слезы выступят из глаз.

                                     (Лук)

Бела, рассыпчата, вкусна

И на столе всегда она.

(Картошка)

Само с кулачок,

Круглый бочок.

Тронешь пальцем- гладко,

А откусишь - сладко.

(Яблоко)

Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек

И все без застежек.

                             (Капуста)

Желтая курица

Под тыном дуется.

(Тыква)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

                             (Арбуз)

На поляне у дорожки-

Красные горошки.

Кто мимо пройдет - в рот к себе кладет.

(Земляника)

Светит, сверкает,

Всех согревает.

                          (Солнце)

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А в улыбке лучи

Очень горячи.

                     (Солнце)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже-

Тем дождик ближе.

                           (Туча)

Голубая простыня

Весь свет покрывает.

                           (Небо)

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет.

                        (Ветер)

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его.

                         (Ветер)

Чистоговорки

А любили ли лилипуты лилии?

Пословицы

- Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.

- Осень - запасиха, зима - подбериха.

- Осенью серенькое утро, красненький день.

Пальчиковая гимнастика

"Цветы"

Наши алые цветы                                    Локти прижаты друг к другу,

                                                                    Кисти сомкнуты в виде лодочки.  

Распускают лепестки.                               Перед лицом, затем раскрывают

                                                                     в виде чаши.

Ветерок чуть дышит,                                Кисти делают движения по часовой

Лепестки колышет.и против часовой стрелки.

Наши алые цветки                                      Кисти рук наклоняются вправо

Закрывают лепестки,                                  и влево.            

Тихо засыпают,

Головой качают.

В.Волина

"Осенние листья"

Раз, два, три, четыре, пять.                         Загибают пальчики, начиная с

                                                                       большого.

Будем листья собирать.                               Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики  тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы собираем,

Маме осенний букет отнесем.                    «Шагают» пальчиками.

Н.Нищева

"Осень"

Ветер по лесу летал,                                       Плавные, волнообразные движения

                                                                          ладонями.

Ветер листики считал:                                    Загибают по одному пальчику

Вот дубовый,                                                   на обеих руках.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки- золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                            Укладывают ладони на коленки.

Н.Нищева

"Хозяйка однажды с базара пришла"

Хозяйка однажды с базара пришла,               «Шагают» пальчиками.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,             Загибают по одному пальчику.

Петрушку и свеклу. Ох!..                                  Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе-                    Загибают по одному пальчику.

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..                               Хлопок.

Накрытые крышкою, в душном горшке           Ладони складывают крест-  

                                                                               накрест.                        

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,                Загибают по одному пальчику.      

Петрушка и свекла. Ох!..                                    Хлопок.    

И суп овощной оказался неплох!                      «Едят» суп.

Ю.Тувим

Список литературы

1."Как знакомить дошкольников с природой". Под ред.П.Г.Саморуковой-М.,1983г.

2. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.-М.,2003г.

3.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.,200г.

4.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. "Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать".-Ярославль, 1997г.

5.Поваляева М.А. "Развитие речи при ознакомлении с природой".- Ростов-на-Дону, 2005г.

6.Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников.- Екатеринбург, 2005г.

7.Осокина Т.И.,Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе.-М.,1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Система непрерывных наблюдений за природными объектами (птицами) в течении месяца".

Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку (внешний вид, оперение, назание птиц), за птичьими следами на снегу, как птицы летают, когда птицы бывают заметны, какой корм любят птицы....

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период в течение месяца".

АктуальностьАктуальность поднимаемой  проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое миров...

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца".

Система непрерывных наблюдений за природными объектамиосенью в течение месяца  с детьми младшего дошкольного возраста. Форма наблюденияТемаЦельМетоды иприёмыСловарнаяработа1.Наблюдение"Знако...

Презентация. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца, старший дошкольный возраст»

Сиситема непрерывного наблюдения за природными объектами в течении месяца, старший дошкольный возраст"...

Методическая разработка на тему "Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение декабря месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации

На всем протяжении дошкольного воспитания ознакомление с природой рассматривалось как одно из средств всестороннего развития, в частности  эстетического и нравственного воспитания. Принципы...

Проект «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении месяца».

проявление любви к природе необходимое для развития детей – все это является актуальностью ...