Модуль "Времена года"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Юлия Владимировна Максимович

Представляю вашему вниманию многофункциональный модуль

             «Времена года» по окружающему миру для детей дошкольного возраста.

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года.  Дети должны понять и запомнить последовательность смены времён года.

 Я думаю в настоящее время, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию "Дерево". Исполняются такие пособия разного размера, из различных материалов и прекрасно работают, как наглядный материал. Я не являюсь исключением и хочу предложить свой вариант использования такого пособия.

Цель:

- формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире - о делении года на четыре времени.

- выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, о смене одежды в разное время года.

- активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций.

- воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

- знать времена года и называть их в определенной последовательности;

- находить, соответствующие данному времени года картинки;

- оживлять композицию фигурными карточками и объемными фигурками.

- развивать зрительную память, внимание, речь;

- любить природу в разное время года.

 

Задачи:

- учить определять время года по его характерным признакам;

- закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;

- упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает?»

- учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.

 

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3-7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. 

Дерево «Времена года» может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
          Ствол и крона дерева  изготовлены из фанеры, прикреплены на подставку, стоит в уголке природы.  К пособию прилагаются прищепки на которых приклеены модели листьев, плодов (яблоки, груши), цветов, снежинок, картинки птиц, картинки символы.

В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методические приемы работы с дидактическим пособием.

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры.

По заданию педагога или самостоятельно дети могут развешивать модели и картинки предметов на дереве.

Как и в сказке К. Чуковского «Чудо-дерево» на нашем дереве могут вырасти не только листочки, яблоки, но и появляются сюрпризы и подарочки, интересные загадки и задания.

Ожидаемые результаты.

Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Модуль "Времена года"25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональный модуль "Времена года" по окружающему миру для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Максимович Юлия Владимировна

Воспитатель МДОАУ №10 г. Новокубанска

        Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Максимович Юлия  

            Владимировна, я воспитатель средней группы.

                  1 слайд

              Представляю вашему вниманию многофункциональный модуль

             «Времена года» по окружающему миру для детей дошкольного возраста.

 Я думаю в настоящее время, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию "Дерево". Исполняются такие пособия разного размера, из различных материалов и прекрасно работают, как наглядный материал. Я не являюсь исключением и хочу предложить свой вариант использования такого пособия.

2, 3 слайд

Ствол и крона дерева  изготовлены из фанеры, прикреплены на подставку, стоит в уголке природы.  К пособию прилагаются прищепки на которых приклеены модели листьев, плодов (яблоки, груши), цветов, снежинок, картинки птиц, картинки символы.

В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3,  слайд

Цель: 

-сформировать у детей среднего дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе на основе дерева.

 - формировать умения различать месяца по природным явлениям.

 - активизация внимания, развитее всех компонентов устной речи, памяти, мышления.

4,5, 6 слайд

Задачи:

- формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности на примере дерева;

- учить наблюдать за погодой и менять в течении дня, если это требуется менять на модуле (ветер, дождик, снежинки, и т.д.)

7 слайд

- расширять и обогащать словарь детей по темам «Времена года», «Птицы», «Зачем нужны деревья?»;

- формировать первоначальные знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

8, 9 слайд

- формировать элементарные математические представления: много- мало, один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.;

- развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева, под.., над…;

10 слайд

- развивать зрительную память, внимание, речь;

- изучать природные материалы (цветочка, ягодки, шишки, каштаны, жёлуди, и т. д.)

11, 12 слайд

-  планирование мероприятий для закрепления изученного материала с помощью модуля : экскурсию, интегрированного занятия.

- стимулировать творческую активность детей;

13 слайд

- воспитывать бережное отношение к природе.

14 слайд

Данное  пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Дерево «Времена года» может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое  развитие.

         Методические приемы работы с дидактическим пособием.

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры.

По заданию педагога или самостоятельно дети могут развешивать модели и картинки предметов на дереве.

Как и в сказке К. Чуковского «Чудо-дерево» на нашем дереве могут вырасти не только листочки, яблоки, но и появляются сюрпризы и подарочки, интересные загадки и задания.

Ожидаемые результаты.

Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Для данного пособия мной  разработана  картотека игр таких как:

«Когда это бывает?»,  «Кто куда прилетел?»,

 «Небылица», «Деревья – наши друзья!»

15 слайд

Подборка игр для многофункционального модуля

«Времена года»

Игра «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о характерных признаках времен года.

Материал: предметные модели, картинки с признаками времен года, карточки с сезонной одеждой, магнитная доска.

Ход игры:

Вариант 1.

Педагог рассказывает приметы того или иного времени года, что происходит в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе картину сезона. Затем предлагает ребенку рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки которые соответствуют описанию, подобрать карточки с сезонной одеждой соответствующей времени года (объясняя свой выбор), расположить их на магнитной доске. Далее педагог просит ребенка отобразить на макете дерева с помощью моделей, как в это время года выглядит дерево.

После того, как ребенок справился с заданием можно:

- попросить назвать месяцы данного времени года;

- спросить у ребенка «Как он относится к этому времени года?», «Почему он любит или не любит эту пору?», Какое время года на Земле сейчас?»;

- предложить ему рассказать историю, которая приключилась с ним в это время года.

Например.

Педагог рассказывает:

 «Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаётся на небе: дни коротки и холодны. Бывают сильные морозы. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить.»

 «С каждым днем солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают. Бегут ручейки, реки и озёра разливаются. Показалась трава, зацвели первоцветы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы.»

«Солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Всё в природе растёт и благоухает.  Цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы.  

 «Дни становятся всё короче, солнце ниже. Дуют холодные ветры, часто идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.»

Вариант 2.

Четыре времени года – зима, весна, лето, осень. И каждое по-своему прекрасно. Нет ничего более постоянного, чем смена времён года.

Можно усложнить игру. Предложить ребенку расположить предметные модули на дереве, отображая все времена года начиная с зимы (весны…). Ребёнок должен зрительно разбить крону дерева на четыре сектора и развесить на них предметные модели, характерные для каждого сезона.

Для усвоения материала и более интересного проведения игры, можно использовать стихи и загадки.

Игра: «Кто куда прилетел?»

Цель: закреплять знания детей по теме «Птицы».

Материалы: предметные модели и картинки (кормушка, скворечник, зимующие и перелетные птицы), загадки, карточки с описанием птиц.

Ход игры.

Педагог предлагает детям развешивать картинки птиц в соответствии с заданием.

Например. Педагог развешивает предметные модели на дереве, характерные для того или иного времени года, и говорит: зимой (весной) на дерево прилетело много птиц. На самую верхнюю веточку дерева прилетела птичка, читает загадку о птице. Ребенок, который отгадал загадку, находит картинку этой птицы и размещает ее на дереве (на верхней ветке). Педагог продолжает: слева от нее присела птичка и снова читает загадку, ребенок отгадавший загадку, находит картинку и размещает на дереве. Взрослый говорит, что на кормушке разместились две птицы и читает загадку. Ребенок, отгадав загадку, должен найти две картинки одинаковых птиц и разместить их на кормушке…

После того как развесили птиц, можно предложить детям:

- назвать птиц, используя слова: вверху – внизу, справа – слева, на, около, между; сосчитать всех птиц, которые прилетели на дерево,

- попросить объяснить, почему этих птиц называют зимующими (перелетными);

- предложить рассказать о какой – либо птице;

- придумать небольшой рассказ (историю), что произошло потом.

Игра: «Небылица»

Цель: развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает.

Материалы: предметные модели (листья, плоды, цветы, снежинки, зимующие и перелетные птицы), картинка кормушка, скворечник.

Ход игры.

Педагог на дереве располагает предметные модели. Затем предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли они размещены правильно.

Например. Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве скворечник, снежинки и птиц (ворону, снегиря, скворца).

Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно, исправить, объясняя свой выбор.

Так же можно предложить детям самостоятельно составить небылицу по такому же принципу.

Игра: «Деревья – наши друзья!»

Цель: формировать у детей знания о пользе деревьев на планете.

Материалы: карточки – символы (условные обозначения).

Ход игры.

Педагог спрашивает у детей: «Знаете ли вы зачем нужны деревья?». После беседы, предлагает детям на макете дерева разместить карточки с условными обозначениями.

Например. Педагог зачитывает фразу:

 «Деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, без которого ни одно живое существо не может дышать», а ребенок должен подобрать карточку символ к тому, что услышал.

«Многие птицы и дикие животные устраивают на деревьях свое жилье»

«Деревья служат преградой ветру, уносящему прочь сухую почву»

«Деревья не дают ливням разрушать почву»

«Листва деревьев улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов в воздухе»

«Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. (Звуки поглощаются не листвой деревьев. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, в которой и поглощаются)

«Деревья нам нужны, как источник древесины»

«Под кроной деревьев хорошо укрыться в жару. (В тени сада в жаркий день температура воздуха на 7–8 С ниже, чем на открытом месте.)»

«А еще деревья очень украшают нашу землю!»

После того, как развесили карточки - символы, можно предложить детям:

- придумать небольшой рассказ (историю), о том, как они с мамой, папой (воспитателем) сажали весной саженцы;

- поразмышлять: зачем люди сажают деревья, как оберегать деревья.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....