Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Песочные фантазии»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Песочные фантазии» для детей младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Сказка»
обособленное подразделение «Детский сад Ромашка»
комбинированного вида»
Познавательно-исследовательский проект
по экологическому воспитанию
«Песочные фантазии»
для детей второй младшей группы 3-4 лет
Образовательная область «Познавательное развитие направление «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
долгосрочный, групповой
Автор:
Воспитатель первой кВ. категории
Людмила Сергеевна Подгорнова
1.Целевой раздел
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Всё большую актуальность приобретает проблема развития мышления детей. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Я, как и все педагоги нашего МБДОУ, ориентируюсь не только на подготовку детей к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.
Использование игр с песком в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать мышление, умение детей решать поставленные задачи и использовать эти знания в действительности. “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” И.П.Павлов.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, СМИ…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся их жизнь - игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость. Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра!
К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: в песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые драки из – за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно.
Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.
Игры с песком - это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озёра, туннели, мосты. Вдоль дорог возводятся строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город (мир, город своей мечты)». При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.
На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (палочкой, пальцем), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.
Таким образом, игры с песком позволяют:
-Стабилизировать психоэмоциональное состояние
-Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
-Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности
-Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию
-Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
-Разнообразить способы сотрудничества
-Активировать мыслительные и эмоциональные резервы.
В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают.
Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта. Странный эффект песочницы пока до конца не объяснен. Но важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (побуждает фантазию, развивает мелкую моторику рук), отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (творческий выход существующей проблемы, развивает речь).
Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т.д. А если к этому добавить миниатюрные игрушки, то появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений); в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Песочницу можно использовать в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Актуальность ФГОС дошкольного образования обращает внимание на важность «поддержки разнообразия детства», соответствующую организацию образовательного пространства, которая должна обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
• эмоциональное благополучие.
• возможность самовыражения.
Но существует ряд различных проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям и педагогам в детском саду, можно выделить проблему работы с детьми с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
В каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться правилам игры. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателя: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели традиционные формы обучения.
В чем проявляется позитив от игр с песком?
Во-первых, игры с песком у ребенка развивают интерес исследователя; существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». Рисование песком еще называют песочной терапией.
Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!». У малышей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное — быстро достигать желаемого результата.
Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо .
Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами.
В-третьих, экспериментирование с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвёртых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. Ощущение песка в руках расслабляет.
Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией.
Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается.
Поиск нетрадиционных путей решения этой проблемы, привела к организации игр с песком.
Что же такое игры с песком?
Игры и занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии — sand therapy (песочная терапия).
Заниматься с песком можно начиная с одного года. Все песочные уроки должны проходить в игровой форме, где обязательно присутствуют сказочные герои.
Игры с песком можно разделить на:
• ОБУЧАЮЩИЕ (они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте),
• ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (с их помощью дети узнают об окружающем мире),
• ПРОЕКТИВНЫЕ (игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком (вы можете сами скорректировать структуру игр, исходя из собственных знаний).
Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. Песок, которым пользуются дети, нуждается в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают. Так как дети очень любят играть с песком и водой в любое время года, эти материалы должны находиться в достаточном количестве не только на дворах, бульварах, но и в помещении. Заинтересованность играми с песком поддерживается добавлением новых игрушек из разного материала, с различными, иногда неожиданными для детей свойствами.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Тип проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный (июнь-август)
Предмет исследования: неживая природа (песок, вода)
Участники проекта:
-воспитанники младшей группы №7 «Фантазеры» (3-4 года)
- родители
- воспитатели
Ресурсное обеспечение:
Песок в песочнице, цветной песок для рисования и экспериментирования, вода, игровое оборудование: вёдра, лопатки, грабли, формочки, машины, наборы животных, рыб, домиков, сито, чашки для просеивания и воды, песочные часы, трафареты для рисования, колбы, клей ПВА, штампы, цветная бумага, ножницы, веник, краски, губки, трубочки (выдувание рисунков), стол с подсветкой для рисования, художественная литература для чтения (стихи, пальчиковая гимнастика), картотека игр с песком, картотека экспериментов с песком, образцы рисования с песком, иллюстрации с изображением природных явлений, декоративных украшений (камни, палочки), массажный мяч.
II. Основной раздел:
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный (разработка проекта)- май
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Определить цели и задач проекта.
- Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы.
- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.
- Разработать консультации для родителей.
-Разработать картотеку игр с песком и экспериментов с песком.
-Подобрать игровое оборудование.
-Подобрать иллюстрации с изображением природных явлений.
2 этап – Основной: июнь-август
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по обучению детей приемам работы с песком.
3 этап – Заключительный - август-сентябрь
-Осуществить психолого-педагогическую диагностику по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
4 Этап - Презентация проекта - август-сентябрь
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирования познавательного опыта и практических навыков детей, через игровую, изобразительную деятельность и экспериментирование с песком.
Задачи проекта:
-стимулировать потребности познания окружающего мира;
-активизировать творческие способности детей;
- познакомить со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).
- развивать любознательность в процессе наблюдений и в практическом
экспериментировании;
-учить детей делать выводы на основе экспериментов;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
-развивать художественно-эстетический вкус;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности,
- стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
-обогащать чувственный опыт ребёнка,
-развивать мелкую моторику рук.
-воспитывать аккуратность в обращении с песком,
- умение играть со сверстниками рядом.
Знакомить с правилами игры в песочнице.
-воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.
Формы и методы работы по проекту с детьми:
- групповая, индивидуальная:
-Организация игр с песком, водой.
- Организация изобразительной деятельности: рисование цветным песком.
-Организация деятельности ознакомления с миром природы.
-Чтение художественной литературы (потешки).
-Рассматривание иллюстраций.
- Организация пальчиковой гимнастики.
-Слушание музыкальных произведений.
-Беседы;
-Наблюдения;
- Опыты;
-Продуктивная деятельность.
- Принципы реализации проекта:
1. Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
−проявлять любознательность, наблюдательность, познавательный интерес к природному и социальному миру, выражая в продукте деятельности свои мысли и чувства;
−проявлять способность к исследовательской деятельности при экспериментировании;
- сформированы умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок.
-проявлять элементарный контроль за способом действия.
-сформирован интерес к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
−овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
−производить дифференцированные зрительно-двигательные операции, −устойчивый интерес к нетрадиционному рисованию;
−повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла;
−желание участвовать в коллективных работах, выставках и т.д.; −оригинальность предлагаемых художественных решений;
−окрепшая моторика рук.
- способы засыпания поверхности стола: -сформированы практические умения использования техники рисования песком (основные приёмы):
Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев
Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней
Итогом в реализации проекта является:
−выставки детских работ;
−конкурсы на городском, региональном, федеральном уровнях.
Взаимодействие с семьей.
•Консультация «Удивительные возможности песка».
•Оформление информационного стенда «Волшебный песок», «Песочные фантазии»
•Конкурс совместных с детьми поделок из кинетического песка «Веселая песочница»
•Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
•Выставки детского творчества (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
•Анкетирование
•Дни открытых дверей
II этап – Основной
Организация игр с песком, водой, опытно – экспериментальная деятельность, изобразительной деятельности (рисование цветным песком) проводится ежедневно в режимных моментах в зависимости от желания детей в ходе совместной деятельности взрослого и детей.
Проект реализуется через 3 блока:
- «Песочные фантазии» игровая деятельность с песком (игры с песком);
-«Тайны песка» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование с песком);
- «Песочное волшебство» изобразительная деятельность (рисование цветным песком).
1 блок
Календарно-тематическое планирование
«Песочные фантазии» игровая деятельность с песком (игры с песком).
Цель программы: обучение детей приемам работы с песком
Задачи:
1. Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
Комплекс игр и упражнений с песком на улице
для детей 2-ой младшей группы.
Период (месяц, неделя) | Название игры или тема занятия по конструированию из песка | Задачи | Оборудование и игровые материалы | Содержание |
Июнь | «Чувствительные ладошки» | Знакомство детей со свойствами песка, что можно делать на песке. Развитие тактильной чувствительности. Ёмкость с песком, сухой песок. | Ёмкость с песком, сухой песок. | Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. - Откройте глазки, рас- скажите, что вы чувствовали (ответы детей). - Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях |
Июнь | Упражнение «Песочный дождик» | Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения. | Ёмкость с песком, сухой песок. | Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок, открыв глаза, показывает этот палец |
Упражнение "Необыкновенные следы". | Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения. | Ёмкость с песком, сухой песок | Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, - "жучки здороваются"). | |
Июнь | «Археология». | Развивать мышление | Песочница | Закопайте игрушку (ребёнок не знает, мелкой моторики, развивать фантазию детей. игрушки, совочки. какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен дога- даться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 пред- мета. Пусть малыш рас- копает один из них и расскажет о том, что он раскопал |
Июнь | «Дорожки из песка». | Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения. | Ёмкость с песком, сухой песок | Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка). |
Июнь | Игра «День рождения петушка» | Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей. | Песочница, игрушки герои сказок, ёмкость для воды, цветы, лопатки, формочки | Сегодня у петушка день рождения. К нему придут в гости те животные, с которыми он встречался в сказках. Давайте вспомним, какие сказки про петушка мы знаем, и кто может прийти в гости к петушку (ответы детей). На песочнице появляют ся герои сказок (лягуш ка, медведь, кот и т.д.) Дети, а давайте теперь приготовим угощение для гостей петушка. Используемые приёмы: прихлопывание, формовка |
Июнь | Игра « Посмотрите, кто пришёл к нам в гости» | Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей. | Песочница, лопатки, формочки | Предварительно из песка педагог делает фигуру какого-либо животного. Дети собираются вокруг песочницы и отгадывают загадку педагога. Зеленые мы, как трава, Наша песенка: "Ква- ква". (Лягушка) Педагог просит составить рассказ про этого животного. Педагог задаёт наводящие вопросы детям. Какого бывает цвета? Где живёт? Как кричит? Чем питается? Педагог предлагает де тям сделать угощение для животного. Используемые приёмы: прихлопывание, формовка. |
Июнь | Игра «Мой город?» | Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей | Песочница, игрушки (машинки, человечки), заготовки надписей: детский сад., ма газин, школа, цветы, лопатки, формочки. | Предварительно педагог делает постройки домов. Дети рассматривают постройки, описывают, что они видят. Педагог задаёт вопрос, а чего не хватает? (ответы детей). Педагог предлагает про ложить дороги, пост- роить мост, расставить жителей города. Используемые приёмы: прихлопывание, формовка. |
Июнь | Упражнение «Нарисуй цветочек» | Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения. | Ёмкость с песком, сухой песок. | Детям предлагается ёмкость с зеркальной поверхностью и воронка. Из воронки надо насыпать песок, на поверхность, выполняя рисунок по показу педагога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой, познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Волшебные деревья»
Во время прогулки дети увидели на берёзе зелёные и жёлтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о деревьях очень скудные. Таким о...
«Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
laquo;Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания ...
Презентация Проект по экологическому воспитанию дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе на тему: «Во саду ли в огороде….»
учить детей различать по внешнему виду и называть овощи; расширять представления о выращивании овощных культур...
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей первой младшей группы. Тема: «В гостях у природы»
Данный проект разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Проект ориентирован на приобретение детьми собствен...
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников».
Методическая разработка....
Презентация "Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников"
Экологическое воспитание - процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход....
Познавательно - исследовательский. Игровой Проект «Песочная фантазия» вторая младшая группа
Актуальность На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только...