Конспект итогового занятия по познавательному развитию в старшей группе «О чём поют весной нам птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воронина Надежда Николаевна

Формировать у детей представление о перелётных птицах, воспитывать бережное отношение к живой природе.                                                                                                           

Закрепить знания о признаках весны, о перелетных птицах; расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме; совершенствовать речевые навыки у детей, развивать речевую активность, зрительное восприятие, внимание, мышление; развивать мелкую и общую моторику, творческое воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_chem_poyut_vesnoy_nam_ptitsy_voronina_n.n.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка» г. Рассказово Тамбовская обл. 2019 год

Конспект

итогового занятия по познавательному развитию в старшей группе

«О чём поют весной нам птицы»

Воспитатель I категории

 Воронина Надежда Николаевна.

Цель: формировать представление о перелётных птицах, воспитывать бережное отношение к живой природе.                                                                                                     Задачи:

  • закрепить знания о признаках весны, о перелетных птицах;
  • расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме;
  • совершенствовать речевые навыки у детей, развивать речевую активность, зрительное восприятие, внимание, мышление;
  • развивать мелкую и общую моторику, творческое воображение.

Оборудование: картинки-символы приметы весны; аудиозапись пение птиц в лесу; картинки с изображением птиц; карточки к игре «Четвёртый лишний»;

Предварительная работа: чтение стихов о ранней весне, о перелётных птицах; заучивание стихов о перелётных птицах; загадки о перелётных птицах; дидактические игры; наблюдение за птицами на участке детского сада; выставка детских работ на тему «Весна. Перелётные птицы».

Ход занятия.

1ч. Воспитатель загадывает детям загадку:                                                                

Тает снежок, ожил лужок,                                                                                

День прибывает, когда это бывает?

Воспитатель: Правильно, весной. Сейчас у нас какое время года? Назовите весенние месяцы. Какой месяц сейчас идёт? Миша Г. прочтёт нам стихотворение о весне.                        

Миша Г.

Вот уж сонная природа

Пробуждается от сна,

Потеплела вдруг погода,

И стучит в окно весна!

С юга птицы прилетают,

Начинают щебетать,

Солнце землю согревает,                                                                        

Улыбается опять.

Воспитатель: Давайте вспомним весенние приметы по картинкам-символам: солнышко, капель, ледоход, первоцветы, насекомые, зелёная травка, набухшие почки, прилёт птиц.

(Дети рассказывают по картинкам-символам)

Воспитатель: Самое главное чудо, которое происходит весной – это прилёт птиц, считается, что именно птицы приносят к нам весну на своих крыльях. Послушайте стихотворение «Вестники весны» Евгении Трутневой, а прочтёт его Диана С.

Диана С.

Чуть весна в окошко глянула,

Чуть ступила на порог,

Утром солнышко румяное

Озарило сто дорог.

И никем они не меряны

По просторам голубым.

Кто же это так уверенно

Путешествует по ним?

Это всё путями скорыми

Мчатся вестники весны –

Им ни рельсы с семафорами,

Ни билеты не нужны.

Крылья в воздухе полощутся,

Слышны чьи-то голоса…

Ждут гостей луга и рощицы,

Ждут своих певцов леса.

2ч. Воспитатель: Я предлагаю вам послушать пение птиц в весеннем лесу(Аудиозапись пение птиц в лесу ранней весной). Какое настроение у вас вызвало пение птиц(нежное, доброе, радостное, веселое) А как вы думаете, о чём поют птицы в своих весенних песнях, о чём они хотят нам рассказать? (О том, как они скучали по родному краю, как долго и трудно добирались до родимых лесов, полей, лугов.) Правильно!

Мы слышали, как в вышине                                                                        

Поют свои нам песни птицы,                                                                        

Поют о солнце, о весне                                                                                        

И о родимой стороне.                                                                                        

И нет их песенки чудесней.                                                                                    

Отгадайте загадки (отгадав загадки, дети находят картинку с изображением птицы):        

Солнце греет у порога,                                                                                

Тают снежные сугробы,                                                                                        

И бегут рекой ручьи,                                                                                        

С юга к нам летят ... грачи.

Эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день…
скворец.

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Ласточка.

В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали...
Кто скажите? ...
журавли.

Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?
Жаворонок.

Птица на крыше гнездышко вьет -
Домик всех выше, счастье несет.
Птенчиков нежно будет учить,
Как безмятежно в небе парить.
Осенней порою на юг улетят,
Чтобы весною вернуться назад.
Аист. 

Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Это….
утка.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. 
Цапля.

В чужие гнёзда эта птица,
Подбросить яйца мастерица.
Ку-ку кричит подружка...
А как зовут её?…
кукушка.

Кто без нот и без свирели                                                                              

Лучше всех выводит трели,                                                                              

Голосистей и нежней,                                                                                      

Кто же это? … соловей.

Крылатый, горластый,                                                                                               Красные ласты. (Гусь).

  • Почему эти птицы перелётные? (Они перелетают с места на место. Осенью они улетают в тёплые края, а весной возвращаются на родину.)
  • А почему они это делают? (Многие птицы питаются насекомыми, а насекомые осенью прячутся и птицам становится голодно. А когда выпадает снег, то нет корма и тем птицам, которые питаются зёрнами, семенами растений. Вот поэтому, они и улетают в тёплые края.)
  • Как вы думаете, что страшнее для птиц холод или голод? (Голод, от холода можно спрятаться, а без еды птицы погибнут.) 
  • Какой порядок полёта в стае бывает у птиц? (Ласточки, скворцы, трясогузки летят стайкой. Цапли и утки летят прямой линией, шеренгой. Гуси летят косяком. А журавли и лебеди летят углом или клином.)

3ч. Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний? (по картинкам)

Ласточка, воробей, грач, скворец.                                                            

Ворона, аист, голубь, воробей.                                                                        

Грач, синица, ласточка, кукушка.                                                                    

Сорока, воробей, дятел, ласточка.                                                                    

Голубь, кукушка, цапля, журавль. (Дети объясняют свой выбор)                      

Игра на коммуникативное общение «Я - дрозд и ты - дрозд…» (дети встают парами)                

Я - дрозд,  (показывают каждый на себя)                                                                

И ты - дрозд (показывают друг на друга)                                                                        

У меня есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)                                     

И у тебя есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)                                

У меня щёчки гладки (показывают свои щёчки)                                                                

И у тебя щёчки гладки (показывают щёчки соседа)                                                

Мы два друга (берутся за руки)                                                                        

Мы любим друг друга (обнимаются).                                                                      

4ч. Воспитатель: Весной птицы возвращаются и у них много важных дел. Какая первая забота у птиц весной? (Постройка  гнезда.)

  • Из чего птицы строят гнезда? (Из веточек, соломы, мха, коры, земли, из мягкого материала, который находят на земле.)
  • Где птицы строят гнезда? (На ветках деревьев (грачи, дрозды), на столбах (аисты), в кустах (соловьи), на лугу (трясогузки, чибисы), в поле (жаворонки), на берегу реки (ласточки-береговушки), в дуплах (скворцы, мухоловки, под крышей дома или под балконом (ласточки).)

Воспитатель: (обращает внимание на картинки с изображением скворечников). Для чего люди вывешивают домики для птиц, как они называются? (Скворечники. Эти домики помогают птичкам сразу заняться выведением птенцов.)

Игра «Собери скворечник». Дети работают небольшими группами и собирают макет скворечника из сборной деревянной модели.

Дети: (хором): Мы ребята – дошколята,                                                        

Приглашаем всех пернатых,                                                                

Прилетайте, кто захочет,                                                                                

Мы вас любим очень – очень.

Воспитатель: Когда у птиц готовы домики, то они занимаются выведением птенцов. Кто высиживает и согревает яйца? (Мама птичка, самочка.)

Кто же кормит маму, пока она высиживает яйца? (Папа птичка, самец.)                                             Игра «Птенчик в гнёздышке» (на снятие мышечного напряжения, поддержание  позитивного эмоционального настроя детей с элементами пальчиковой гимнастики).                        

(Дети выполняют движения по тексту.)                                                          

Птенчик в гнёздышке проснулся,                                                                 

Встрепенулся. Потянулся.                                                                                         

И головкой покивал,                                                                                         

И хвостиком повилял.                                                                                 

(Дальше пальчиковая зарядка: одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук) 

Широко раскрыл он клювик,                                                                         

Громко, громко запищал:                                                                                 

Пи-пи-пи, пи-пи-пи….                                                                                 

Червячка скорей неси.                                                                                 

Мама с папой закружили,                                                                         

Угощение тащили.                                                                                 

Червячок, блоха и мошка,                                                                                 

Кушай, кушай, наша крошка.                                                                                    

(Дети выполняют движения по тексту.)                                                          

Птенчик сыт, опять он спит.                                                                        

Тс-тс-тс, нам нельзя его будить                                                                                          

5ч. Воспитатель: Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. А как вы думаете, птицы нуждаются в нашей помощи и охране? Мы с вами знаем три правила «нельзя», давайте вспомним их. (Дети проговаривают правила и показывают картинки символы)                                        

  • Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.        
  • Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.                         
  • Нельзя стрелять, ловить и охотиться на птиц, потому что можно их поранить.                 

Воспитатель: Как вы думаете, что может произойти, если птицы вдруг не вернутся к нам весной или исчезнут с лица Земли? (Будет страшная беда. Никто не сможет защитить парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых, которые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов и овощей. Растительность на Земле постепенно исчезнет. Без растений люди не смогут жить. И мы никогда не услышим прекрасных песен птиц. Это будет настоящая  экологическая катастрофа.)

Чтоб от вредных насекомых                                                                        

Сады цветущие не гибли зря,                                                                        

Всегда, в любое время года                                                                                

Берегите всяких птиц, друзья!                                                                              

 5. Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы так много знаете о птицах. А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и будем помогать вешать скворечник в мини-парке на территории нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по познавательному развитию в старшей группе "Форт-Боярд"

Конспек итогового занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы....

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в старшем (6 – 7 лет) дошкольном возрасте по проекту: «Цветы весны»

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в старшем (6 – 7 лет) дошкольном возрасте по проекту: «Цветы весны»Цель: формировать представление о многообразиицветочного мира и о бережном к н...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: "Весна. Первые весенние цветы"

Задачи:- образовательные: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, появляются насекомые, возвращаются птицы)....

Итоговое занятие по познавательному развитию в старшей группе

Занятие по познавтельному развитию, включает в себя образовательные области: развитие речи, социально-коммуникативное  развитие, физическое  развитие. Во время занятия дети закрепляют знания...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Жизнь птиц зимой"

уточнить знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, желание помогать им....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы".

Цель:Формировать представления о зимующих и перелетных птицах.Задачи: Развитие связной речи;Углублять представление о причинах отлета птиц в теплые края; Учить классифицировать птиц на зимующих и...