Золотая хохлома
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Железнякова Лидия Борисовна

Золотая хохлома

 

Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много леса шло на изготовление деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин. (Туес – цилиндрический сосуд из бересты, сверху закрывается крышкой с ручкой; братина – сосуд для напитков выточенный из дерева, имеет округлую форму.)

В селе Хохлома проводились ярмарки по продаже золотистых деревянных изделий. «Золочение» изделий из древесины было заимствовано у иконописцев. Деревянная посуда с древних времен была повсеместном употреблении: деревянную ложку с деть на столе боярыни и в избе крестьянина, в х даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась подарком. Из дерева (на токарном станке) вытачивали различные миски, но больше всего требовалось ложек. На стол молжно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едаку. В отличие от мисок и чаши поставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух одинаковых чаш, одна из них служила крышкой, а другая – тулавом сосуда. Самой почетной посудой на столе была солоница потому что хлеб и соль были всегда рядом, и мастера старались украсить её очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки, – ковшики, братины.

Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно вырезать из нее любые изделия. Затем этим изделиям необходимо дать просохнуть, иначе дерево может дать трещину, а чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что она треснет, надо поры древесины закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза, и, пока последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, таким оно поступает к художнице. В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую. А кисточку он делает сам из беличьего хвостика. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь, травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» – дерево жизни (по старинным преданиям, именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травка дополняется цветами, ягодами, листьями. Этот вид росписи называется «растительно-травочным». Роспись под «фон» – это более трудоемкий вид росписи. На поверхности изделия черной линией наносится рисунок, а затем все свободное пространство закрашивается черным или красным цветом. Роспись «Кудрина» отличается от других видов росписей своей ажурностью. Ее формы напоминают завитки – кудри. (см. коллекцию)

Как волшебница

Жар-птица

 Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души —

Кубки, чаши и ковши!

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи!

Дидактические игры

Узнай элементы узора»

Цель: Уточнить из закрепить представления об основных элементах  росписи, учить расчленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Игровые правила: Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Дидактические задачи: обучение нахождению предметов определённого промысла среди предложенных; развитие внимания, наблюдательности, речи-даказательства.

Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и дно – либо другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие и сможет объяснить свой выбор. Ход игры: выставляются 4-5 предметов, среди которых нужно найти лишний (объяснить почему, к какому промыслу он относится, что ему свойственно). Вариант: в игре может быть постоянный ведущий. Игрок, который правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем становится набравший большее количество жетонов.

 

Дидактическая игра «Художественный салон»

Дидактические задачи: обучение устному описанию выбранного предмета; развитие сосредоточенности, речи-описания.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры: предметы из «художественного салона выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?» и т д. Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Дидактические задачи: закрепление представления о какой-либо росписи; развитие наблюдательности, внимания, памяти и быстроты реакции; обучение умению анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал: предметы разных промыслов.

Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает один из них. Задача игроков -угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, и игра продолжается.

 

«Домино»

Дидактические задачи: закрепление представления об основных элементах какой-либо росписи; обучение различению и сравнению элементов росписи между собой, умению воспроизводить названия, придуманные мастерами промысла; развитие наблюдательности, внимания, быстроты реакции; формирование интереса к росписи.

Материал: карточки прямоугольной формы, разделенные на две части, на каждой из которых изображен элемент узора (варианты отличаются цветом, деталями).

Игровые правила: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки, выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки. (Табл. 1)

Ход игры: принимают участие два и более дошкольников. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым ход делает тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной карты игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название Неверное, ход пропускается.

«Назови правильно»

 Дидактические задачи: закрепление знаний детей о народных промыслах, их признаках; умения находить изделия нужного промысла среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал: планшет с изображением народных промыслов России.

Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

 

«Составь хохломской узор»

Дидактические задачи: закрепление умения детей составлять хохломские узоры в технике аппликации; закрепление названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»; поддержание интереса к хохломскому промыслу.

Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов; набор элементов хохломской росписи.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды в технике аппликации

 

Создание золотой хохломв https://disk.yandex.ru/i/JX4igjJj0sLSBA

Иллюстрации хохломской росписи https://disk.yandex.ru/i/Mv1SC6jQJ8Db3w

Презентация https://disk.yandex.ru/i/yBYgWGIizrbY1Q
Мультфильм https://disk.yandex.ru/i/rhEuY7ncBG9_cw

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon domino.pdf1.06 МБ
PDF icon raskraski.pdf1.06 МБ
Файл zolotaya_hohloma_prezentatsiya.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотая хохлома Золотая хохлома

Слайд 2

Эта презентация познакомит вас с искусством народной росписи по дереву — одним из самых ярких направлений в области народного декоративного творчества. Хохломское искусство возникло и развивалось в нижегородском Заволжье, где обработка дерева издавна достигла высокого художественного уровня.

Слайд 5

Особенность хохломской росписи заключается в том, что поверхность деревянных вещей после огневой закалки приобретает неповторимый золотистый цвет.

Слайд 7

Старинное хохломское искусство переживает в настоящее время новый расцвет. Сверкающая золотом, пламенеющая киноварным узором посуда и мебель пользуются всемирной известностью.

Слайд 27

Произведения Хохломы украшают выставки прикладного искусства, направляются во все страны света. Они живут и в быту современных людей, привнося в дом радость и красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....