Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Степанова Инна Сергеевна

Система дошкольного образования в настоящем времени должна быть гибкой, разноплановой, отвечать социальным запросам родителей, и призвана повышать качество дошкольного образования, развивать потенциал детского сада как организации через внедрение дополнительных образовательных услуг в ДОУ.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование. Дополнительные платные образовательные услуги, направлены на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации своего свободного времени, а так же на освоение образовательной программы ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekovichok.docx44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение Вагайская средняя общеобразовательная школаструктурное подразделение детский сад «Солнышко»

627060, ул.Кирова 5 А, с.Вагай, Омутинский район, Тюменская  область

Телефон/факс 8(34544)2-51-79, эл.адрес: vagay001@gmail.com

                                                                                Утверждена

                                                                                Приказом №  _____ от______2021г. 

                                 

                                                                     Директор МАОУ Вагайская СОШ

   

                           ______________________ Е.В.Володин

                                                                                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Направление познавательное, экологическое

«Эковичок»

Возраст детей: 5 – 6 лет 

Срок реализации: 1 год

Принята решением                                                                                    Руководитель:

педагогического совета                                                                            воспитатель

от __________2021г.                                                                                  Степанова И.С.

Протокол №__________

                                                                                     

С.Вагай, 2021г.

                                   

Пояснительная записка

Кружок «Эковичок» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Актуальность

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Новизна программы

В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Цель программы

- формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Дополнительные цели:

-продолжать развивать образное эстетическое восприятие;

-учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации.

Задачи программы

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Срок реализации- 1 год.

 Данная программа рассчитана  на  1  год  обучения. Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 6 лет.

Условия реализации программы:

 и предусмотрена  для детей дошкольного возраста 5-6 лет.

1 год

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковой, проектный.

 Приемы проведения занятия: практическая работа, исследование, коллективная работа, самостоятельная работа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю,  группой в количестве  10 человек по 30 минут

Режим работы кружка:

День недели: Понедельник

Время в режиме дня:16:30-17:00

Форма организации занятия - очная

Формы деятельности:

- групповые;

- индивидуально - групповые;

- коллективные.

Методы деятельности:

Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

  • Позновательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции  природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

          Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

 - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в РФ»;

 - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

 - Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

 - Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 - Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»;

Методы контроля освоения материала

  • Проведение выставок работ учащихся в группе ;
  • Участие в  выставке детских творческих работ, конкурсах.

Ожидаемые результаты

К  концу  учебного года дети должны знать и соблюдать :

- элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);

- проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

- помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе,  проявление творчества.

Учебный план

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Познавательной направленности «Эковичок»

№ п/п

наименование тем

количество часов

теория

практика

всего

1-9

Вводная часть.

Инструктаж по технике безопасности.

Тема: « Осень рядом с нами»

4,5

4,5

9

10-21

Тема: «Зимушка - зима»

6

6

12

22-34

Тема: «Весна стучится в дверь»

6,5

6,5

13

Итого

17

17

34

Содержание программы

1. Природные явления, сезонные изменения в природе.

Проведение вводного инструктажа. Изложение техники безопасности при работе с ножницами и другим инструментом, применяемым в ходе работы с бумагой, картоном и другими материалами. Техника безопасности при работе с клеем. Виды клея инструкция по работе.

1.Беседы: «Что это – туман», чтение стихов «Берёзонька», «Рябина», игры     «Опиши дерево»  ,«Облака» ,  подвижная игра «Листья на дереве», загадывание загадок, практические занятия: работа в технике оригами, барельфная лепка по теме.

2.Беседы: «Первый снег», «Хвойные деревья», беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?», чтение познавательных рассказов, чтение стихотворений, рассматривание картины «Зима»,игра - имитация «Собери шишки,подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье»,речевая игра «Кто же это?»,игра - имитация «Собери шишки», игра  «Найди по описанию»,дид. и. «Улетают – не улетают»,практические занятия: лепка по теме «птицы»,работа с бумагой и ножницами, аппликации по теме «Снежинки».

3.Беседы: о витаминной пище, «что полезно для здоровья, что вредно»,  «природным водоём, его обитателями», загадывание загадок,чтение стихотворений “Март”, «Весна идёт»,д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», игра «Порадуйся солнышку»,сравнение картин по теме «Весна»,прослушивание мелодий «Времена года»,практические занятия:рисование по теме «Гроза»,коллективная аппликация по теме «Обитатели  водоёма»,барельефная лепка по теме «Берёза»,продуктивная деятельность(рисование карандашами, фломастерами).

Перечень информационного и материально-технического

обеспечения реализации программы

        

Материалы

Количество

Материалы

Клей карандаш

10 шт.

Бумага цветная набор

10 шт.

Картон цветной набор

3 шт.

Набор пластилин

10 шт

Инструменты

Карандаш простой

15 шт.

Карандаши цветные

40 шт.

Фломастеры

40 шт.

Ножницы

20 шт.

Линейка 20 см.

20 шт.

Оборудование

Магнитная  доска

1 шт.

Рабочие столы, стулья

20 шт.

Принтер цветной

1 шт.

Кадровое обеспечение реализации программы: программу осуществляет педагог дополнительного образования   со среднимобразованием.

Календарный учебный план

Дата

тема

задачи

содержание

4окт

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

11окт

«Осенняя корзина»

Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать из больших форм малые; Учить аккуратно пользоваться клеем. Учить работать коллективно.

Коллективная аппликация.

18окт

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

25окт

«Доброе, хорошее солнышко»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»,

1ноября

«Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату…»

Учить детей выполнять барельефную лепку. Развивать мелкую моторику. Закреплять цветовую гамму.

Барельфная лепка по теме.

8ноября

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение стихотворений , подв.игра «Листья на дереве»

15ноября

«Красивое дерево»

Закреплять приемы рисования красками, учить пользоваться палитрой. Развивать эстетический вкус.

Рисование по теме.

22ноября

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови»

29ноября

«Бычок- пятнистый бочок»

Продолжать учить детей работать с бумагой, ровно ее сворачивать, перегибать.

Работа в технике оригами.

6декабря

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

(конспект)

13дек

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

20 дек

«Зверюшки»

Учить вырезать фигуры овальной и круглой формы, аккуратно пользоваться клеем.

Аппликация по теме.

27дек

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. 

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.

10 янв

«Снежинки для украшения группы»

Учить складывать салфетку несколько раз и вырезать по нарисованному изображению. Создать радостное настроение.

Работа с бумагой и ножницами.

17янв

«Защитите ель и сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию»

24янв

«Зимний лес»

Учить создавать изображение на тонированной бумаге, аккуратно наклеивать детали.

Аппликация по теме.

31янв

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

7февр

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на планигра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект.

14февр

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Проведение опытов, подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

21 февр

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают».

28февр

«Птичка-невеличка»

Закреплять приемы лепки птички.

Воспитываем аккуратность, доброту, фантазию.

Лепка по теме.

7 марта

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда.

14 марта

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение.

21 марта

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Закреплять приемы лепки.

Чтение стихотворений, лепка по теме.

28 марта

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

04.04

«Появились из-под снега первые цветы»

Закреплять умение вырезать из цв. бумаги заготовки для аппликации и аккуратно наклеивать их.

 Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.Аппликация по теме.

11.04.

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность(рисование карандашами, фломастерами),пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».

18.04.

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

25.04

«Люблю березку русскую…»

Развивать чувство прекрасного, патриотические чувства. Закреплять приемы барельефной лепки.

Барельефная лепка по теме.

02.05.

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весныВоспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

09.05.

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями,  формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. Закреплять приемы коллективной аппликации.

Беседа, чтение стихотворений, рассматриваиние иллюстраций, коллективная аппликация по теме.

16.05.

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение, конспект.

23.05

«Ненастье»

Учить рисовать грозу, учить отображать состояние природы в ненастную погоду.

Рисование по теме.

30.05.

«Лето на пороге»

Расширять кругозор детей. Закрепить знания о летних изменениях в природе. Воспитывать любовь к родному краю. Развивать интерес к живой природе, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Чтение загадок, подв. игра, беседа. Наблюдение. Рассматривание иллюстраций.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 2014. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение –2014. . - 207 с.
  4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
  5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
  6. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»

Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...